СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести."»

РОЛЬ ДЕТАЛИ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА. СМЫСЛ ФИНАЛА ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА».

РОЛЬ ДЕТАЛИ

В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА.

СМЫСЛ ФИНАЛА ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА».

Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.

Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.

Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.

ЧТО ТАКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ? ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРЬЕР? Интерьер  –  это внутреннее убранство помещения. Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения. Казачий курень внутреннее убранство

ЧТО ТАКОЕ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ?

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРЬЕР?

Интерьер это внутреннее убранство помещения.

Художественная деталь это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

Казачий курень внутреннее убранство

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ ИНТЕРЬЕРА СЛОВАРНАЯ РАБОТА Нагайка казачья боевая Нагайка – короткая ременная плеть. Путы – верёвка или ремень, которыми стягивают ноги животного, чтобы ограничить свободу передвижения. Чарки, кубки – небольшие сосуды для питья.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ ИНТЕРЬЕРА

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Нагайка казачья боевая

Нагайка – короткая ременная плеть.

Путы – верёвка или ремень, которыми стягивают ноги животного, чтобы ограничить свободу передвижения.

Чарки, кубки – небольшие сосуды для питья.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ ИНТЕРЬЕРА Мы входим в светлицу Тараса : “ Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу”. Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ ИНТЕРЬЕРА

Мы входим в светлицу Тараса :

Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины,

бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу”.

Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?

Эти детали говорят о том, что Тарас Бульба прежде всего воин и большую часть жизни он проводит в битвах. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Он свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах, различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.

Эти детали говорят о том, что Тарас Бульба прежде всего воин и большую часть жизни он проводит в битвах. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Он свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах, различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: А) События, изображенные в повести, относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине (время бранное, трудное).  Б) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.  В) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

А) События, изображенные в повести, относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине (время бранное, трудное). Б) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний. В) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.

 Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия? Запись в тетрадь. Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать. Какая деталь эпизода показывает пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд? “ И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”.

Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?

Запись в тетрадь.

Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.

Какая деталь эпизода показывает пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?

И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”.

Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Описывая степь, автор выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий, зрительный образ степи. О какой художественной детали сейчас пойдет речь?  ПЕЙЗАЖ Пейзаж в литературном произведении – это описание природы (картины природы). В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.

Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Описывая степь, автор выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий, зрительный образ степи.

О какой художественной детали сейчас пойдет речь?

ПЕЙЗАЖ

Пейзаж в литературном произведении – это описание природы (картины природы). В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.

Автор вводит описание степи, так как степь – это символ родины и свободы. Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатления бесконечности. Основной фон степной поверхности – «зелёно - золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Язык описания удивительно яркий, образный. Многие литературоведы считают, что описание степи – это подлинное стихотворение в прозе, плотно насыщенное тропами. Приведите примеры тропов, встретившихся в данном эпизоде: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.

Автор вводит описание степи, так как степь – это символ родины и свободы. Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатления бесконечности. Основной фон степной поверхности – «зелёно - золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Язык описания удивительно яркий, образный. Многие литературоведы считают, что описание степи – это подлинное стихотворение в прозе, плотно насыщенное тропами.

Приведите примеры тропов, встретившихся в данном эпизоде: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.

Художественные средства выразительности ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Гипербола – художественное преувеличение Эпитет – яркое образное определение, чаще всего выраженное прилагательным Олицетворение – наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ Метафора – скрытое сравнение Инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении(позволяет придать описанию степи неторопливость, возвышенность, приглашает к созерцанию и размышлению.    Сравнение

Художественные средства выразительности

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Гипербола – художественное преувеличение

Эпитет – яркое образное определение, чаще всего выраженное прилагательным

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ

Метафора – скрытое сравнение

Инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении(позволяет придать описанию степи неторопливость, возвышенность, приглашает к созерцанию

и размышлению.  

Сравнение

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Гипербола«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов» - говорит о необозримости степи, ее просторе.

Эпитетдевственная пустыня (находящаяся в первобытном состоянии, еще не подвергшийся человеческому воздействию; нетронутая, первозданная), неизмеримые волны диких растений “живительный, теплотворный свет” солнца – именно этот свет оживил птиц, прогнал дремоту у Козаков, степь “становилась прекраснее”– передано отношение автора, он восхищается степью

Олицетворениежелтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальной верхушкой; “сквозят волошки”, “выскакивал дрок”, “колос наливался”, “крик отдавался” – Степь – живое существо, здесь всё в движении: не только птицы, но и травы, и цветы, и воздух.

Метафорався поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, туча диких гусей; “сердца встрепенулись”– герои были очарованы великолепной картиной, которую осветило солнце

Сравнение – “сердца их встрепенулись, как птицы”– быстро отозвались на красоту, “кони скрывавшиеся в них, как а лесу”– настолько они были высокими, мощными, “кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности”– творительный падеж сравнения помогает представить этот цветок

Мир степи живёт своими законами. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины. Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу. Автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом, потому что казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.

Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

 

Донская степь Образ степи важен для понимания главной мысли произведения. И характеры, и события формируются в творениях под непосредственным влияниям пейзажа. Пейзаж, как режиссер в портере, наблюдает действие им описанное.

Донская

степь

Образ степи важен для понимания главной мысли произведения.

И характеры, и события формируются в творениях под непосредственным влияниям пейзажа. Пейзаж, как режиссер в портере, наблюдает действие им описанное.

А какой образ повести самый нежный, трогательный, чуткий, добрый? «Одна бедная мать не спала; она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

А какой образ повести самый нежный, трогательный, чуткий, добрый?

«Одна бедная мать не спала; она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

На какую деталь автор обращает внимание, рисуя образ матери?   Рисуя портрет матери, автор обращает внимание на внешность матери.  «… и слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века.» Гоголь замечает, что б едная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. «Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела ласки, оказываемые только из милости; она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой.»

На какую деталь автор обращает внимание, рисуя образ матери?  

Рисуя портрет матери, автор обращает внимание на внешность матери. 

«… и слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века.»

Гоголь замечает, что б едная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против.

«Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела ласки, оказываемые только из милости; она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой.»

Какая художественная деталь помогает увидеть отношение автора к героине? Автор, описывая героиню, не раз повторяет:  Бледная, худощавая и добрая мать,  Худощавая старуха-мать,  Бедная старушка,  Одна бедная мать,  Бедная старушка,  Бедная мать,  Мать, слабая как мать. Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью. 16

Какая художественная деталь помогает увидеть отношение автора к героине?

Автор, описывая героиню, не раз повторяет: Бледная, худощавая и добрая мать, Худощавая старуха-мать, Бедная старушка, Одна бедная мать, Бедная старушка, Бедная мать, Мать, слабая как мать.

Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.

16

Какие детали интерьера при описании светлицы помогают раскрыть образ матери? Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно. Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки. Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша. В первой главе сразу бросается в глаза свитка .

Какие детали интерьера при описании светлицы помогают раскрыть образ матери?

Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно. Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки. Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.

В первой главе сразу бросается в глаза свитка .

Александр Герасимов «Тарас Бульба» Свитка  — название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна., разновидность кафтана. Сыновья в свитках кажутся Тарасу Бульбе смешными, а свитки – неудобными. Свитки словно являются символом другой жизни, жизни в бурсе. Еще молодые, неопытные юноши, спутанные этой нелепой, не свойственной казаку одеждой, - значит, дальше они развернутся как надо. Их смена на новую одежду говорит о переходе в следующий гораздо более интересный, насыщенный событиями жизненный этап. «Возвращение сыновей Тараса из бурсы».  картина С. В. Иванова Сергей Овчаренко. Иллюстрации.

Александр Герасимов «Тарас Бульба»

Свитка  — название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна., разновидность кафтана. Сыновья в свитках кажутся Тарасу Бульбе смешными, а свитки – неудобными. Свитки словно являются символом другой жизни, жизни в бурсе. Еще молодые, неопытные юноши, спутанные этой нелепой, не свойственной казаку одеждой, - значит, дальше они развернутся как надо. Их смена на новую одежду говорит о переходе в следующий гораздо более интересный, насыщенный событиями жизненный этап.

«Возвращение сыновей Тараса из бурсы». картина С. В. Иванова

Сергей Овчаренко.

Иллюстрации.

Иконы,  надетые на Остапа и Андрия их матерью – деталь, которая говорит о силе материнской любви, ее желании сохранить своих детей от любой беды.

Иконы,  надетые на Остапа и Андрия их матерью – деталь, которая говорит о силе материнской любви, ее желании сохранить своих детей от любой беды.

Горилка  – напиток настоящих казаков. «Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой пенной горелки, чтоб играла и шипела, как бешеная.» Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя- богатыря. 16

Горилка  – напиток настоящих казаков.

«Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой пенной горелки, чтоб играла и шипела, как бешеная.»

Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя- богатыря.

16

С помощью каких деталей создаётся образ главного героя повести? «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век …» «…весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.» «Он любил простую жизнь казаков…» «Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.» Немало испытаний выпало на долю этого человека: убийство Андрия, казнь Остапа, но и это еще не все. Вспомните текст: “Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом”. Это новое испытание на пути Тараса и последнее.

С помощью каких деталей создаётся образ главного героя повести?

«Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век …»

«…весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.»

«Он любил простую жизнь казаков…»

«Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.»

Немало испытаний выпало на долю этого человека: убийство Андрия, казнь Остапа, но и это еще не все. Вспомните текст: “Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом”. Это новое испытание на пути Тараса и последнее.

“ СМЕРТЬ ТАРАСА” С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» — сказал он, и заплакал дебелый старый казак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Чуть не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.»

СМЕРТЬ ТАРАСА”

С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?

«А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» — сказал он, и заплакал дебелый старый казак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Чуть не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.»

“ СМЕРТЬ ТАРАСА” Чем являлась для Тараса люлька? По какой причине был схвачен Тарас? Люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы «И пробились было уже казаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях и на суше, и в походах, и дома.»

СМЕРТЬ ТАРАСА”

Чем являлась для Тараса люлька?

По какой причине был схвачен Тарас?

Люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы

«И пробились было уже казаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях и на суше, и в походах, и дома.»

Вот он человек в страшные минуты его жизни, но дух этого человека сильнее тела, и он не сломлен. «Попалась ворона! — кричали ляхи. — Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло голое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибивши ему руки и приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден казак, и принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его…»

Вот он человек в страшные минуты его жизни, но дух этого человека сильнее тела, и он не сломлен.

«Попалась ворона! — кричали ляхи. — Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло голое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибивши ему руки и приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден казак, и принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его…»

О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни? Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты все было видно как на ладони.— Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, — кричал он, — горку, что за лесом: туда не подступят они!  Но ветер не донес его слов. — Вот пропадут, пропадут ни за что! — говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал:— К берегу! к берегу, хлопцы! спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони.» Не о себе думает Тарас перед смертью. Он хочет, чтобы его товарищи ушли от преследователей. И когда казаки были в безопасности, то вспыхнули радостные очи у атамана.

О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?

Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты все было видно как на ладони.— Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, — кричал он, — горку, что за лесом: туда не подступят они!

Но ветер не донес его слов.

Вот пропадут, пропадут ни за что! — говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал:— К берегу! к берегу, хлопцы! спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони.»

Не о себе думает Тарас перед смертью. Он хочет, чтобы его товарищи ушли от преследователей. И когда казаки были в безопасности, то вспыхнули радостные очи у атамана.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ. Белинский о Тарасе Бульбе: “Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей”. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» прославляет любовь к Отечеству, к своему народу, прославляет подвиги их защитников. Автор показывает в этом произведении, что героическая борьба народа за независимость страны является священной. Судьба Тараса Бульбы трагична, но все испытания не сломили его могучий дух, так как этот герой служил общему делу, боролся за свободу Родины. Именно поэтому повесть «Тарас Бульба» оптимистична, в этом — её сила, пафос и идейное значение.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ.

Белинский о Тарасе Бульбе: “Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей”.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» прославляет любовь к Отечеству, к своему народу, прославляет подвиги их защитников. Автор показывает в этом произведении, что героическая борьба народа за независимость страны является священной. Судьба Тараса Бульбы трагична, но все испытания не сломили его могучий дух, так как этот герой служил общему делу, боролся за свободу Родины. Именно поэтому повесть «Тарас Бульба» оптимистична, в этом — её сила, пафос и идейное значение.

ЧЕМУ УЧИТ ПОВЕСТЬ «ТАРАС БУЛЬБА» Сохранять своё человеческое достоинство, свою честь, не поддаваться на соблазны, быть стойким человеком. Ценить настоящую дружбу, товарищество, быть верным другим и в мирное, и в военное время, не предавать товарищей, поддерживать их в трудных ситуациях. В любых ситуациях быть верным Родине и своим родным людям. Стараться больше узнать об истории Родины, об обычаях и нравах своего народа.

ЧЕМУ УЧИТ ПОВЕСТЬ «ТАРАС БУЛЬБА»

Сохранять своё человеческое достоинство, свою честь, не поддаваться на соблазны, быть стойким человеком.

Ценить настоящую дружбу, товарищество, быть верным другим и в мирное, и в военное время, не предавать товарищей, поддерживать их в трудных ситуациях.

В любых ситуациях быть верным Родине и своим родным людям.

Стараться больше узнать об истории Родины, об обычаях и нравах своего народа.

ТЕСТ по ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»

ТЕСТ

по

ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ

«ТАРАС БУЛЬБА»

Где разворачиваются события в произведении «Тарас Бульба»? Только на Украине; В Турции; В Турции и Украине; На территории Украины и Польши Укажите жанровую форму произведения Гоголя «Тарас Бульба»: Эссе; Повесть; Роман; Пьеса. Повесть На территории Украины и Польши Как старуха-мать отнеслась к предстоящему отъезду в Сечь? Всячески пыталась отговорить их или отсрочить поездку; Поддержала идею; Захотела поехать вместе с ними; Она не знала о планах Тараса. В какой сборник произведений Гоголя входит «Тарас Бульба»? «Арабески»; «Мёртвые души»; «Миргород»; «Запретные повести». Всячески пыталась отговорить их или отсрочить поездку; «Миргород»;

Где разворачиваются события в произведении «Тарас Бульба»?

  • Только на Украине;
  • В Турции;
  • В Турции и Украине;
  • На территории Украины и Польши

Укажите жанровую форму произведения Гоголя «Тарас Бульба»:

  • Эссе;
  • Повесть;
  • Роман;
  • Пьеса.

Повесть

  • На территории Украины и Польши

Как старуха-мать отнеслась к предстоящему отъезду в Сечь?

  • Всячески пыталась отговорить их или отсрочить поездку;
  • Поддержала идею;
  • Захотела поехать вместе с ними;
  • Она не знала о планах Тараса.

В какой сборник произведений Гоголя входит «Тарас Бульба»?

  • «Арабески»;
  • «Мёртвые души»;
  • «Миргород»;
  • «Запретные повести».
  • Всячески пыталась отговорить их или отсрочить поездку;
  • «Миргород»;

Почему Тарас Бульба так скоро принял решение поехать с сыновьями в Сечь?

  • Тарасу нужно было завершить личные дела, а сыновья могли ему помочь;
  • Тарас был упрям, поэтому поступил вопреки желанию жены;
  • Чтобы показать Запорожскую Сечь и отправить обратно в Киев;
  • Желал приобщить сыновей к воинскому делу, ведь только в Запорожье настоящая школа и наука.

Какое событие произвело на Андрия наибольшее впечатление во время обучения в семинарии?

  • Получение аттестата;
  • Бегство из семинарии;
  • Встреча с красавицей-полячкой;
  • Наказания розгами.
  • Встреча с красавицей-полячкой;

Почему Бульба не очень доволен жизнью в Сечи?

  • Желал приобщить сыновей к воинскому делу, ведь только в Запорожье настоящая школа и наука.
  • Он скучал по старым друзьям, которые погибли в битвах;
  • Тараса Бульбу устраивал образ жизни запорожцев;
  • Уже давно не было никаких войн и сражений, а Бульба считал, что только в битвах может закалиться характер;
  • Он был уже стар, поэтому шумная жизнь и потасовки были не для него.

Кто из братьев во время обучения был организатором всевозможных предприятий и выходок?

  • Остап;
  • Андрий;
  • И Остап, и Андрий;
  • Оба брата были прилежными семинаристами.
  • Уже давно не было никаких войн и сражений, а Бульба считал, что только в битвах может закалиться характер;
  • Андрий;
Как Тарас отреагировал на смерть Андрия? Впал в отчаяние и две недели его никто не видел; До последнего не верил в гибель Андрия; Повёл запорожское войско мстить за гибель сына; Бульба сам убил Андрия и считал это правильным решением. Что стало причиной первого военного похода в Польшу? Бульба уговорил кошевого нарушить заключённое перемирие; Польские войска напали на Запорожскую Сечь; Тарас вознамерился отомстить за погибель своих боевых товарищей; Польская шляхта и католические священники притесняли и угнетали обычных украинских крестьян и христиан. Бульба сам убил Андрия и считал это правильным решением. Польская шляхта и католические священники притесняли и угнетали обычных украинских крестьян и христиан. Чем заканчивается жизнь Остапа? Его убил отец за предательство; Его казнили в Польше; Остап погиб в битве; Остапа замучили в польской темнице. Кому из героев принадлежат известные слова «есть ли ещё порох в пороховницах»? Андрию; Остапу; Бовдюгу; Тарасу Бульбе. Его казнили в Польше; Тарасу Бульбе.

Как Тарас отреагировал на смерть Андрия?

  • Впал в отчаяние и две недели его никто не видел;
  • До последнего не верил в гибель Андрия;
  • Повёл запорожское войско мстить за гибель сына;
  • Бульба сам убил Андрия и считал это правильным решением.

Что стало причиной первого военного похода в Польшу?

  • Бульба уговорил кошевого нарушить заключённое перемирие;
  • Польские войска напали на Запорожскую Сечь;
  • Тарас вознамерился отомстить за погибель своих боевых товарищей;
  • Польская шляхта и католические священники притесняли и угнетали обычных украинских крестьян и христиан.
  • Бульба сам убил Андрия и считал это правильным решением.
  • Польская шляхта и католические священники притесняли и угнетали обычных украинских крестьян и христиан.

Чем заканчивается жизнь Остапа?

  • Его убил отец за предательство;
  • Его казнили в Польше;
  • Остап погиб в битве;
  • Остапа замучили в польской темнице.

Кому из героев принадлежат известные слова «есть ли ещё порох в пороховницах»?

  • Андрию;
  • Остапу;
  • Бовдюгу;
  • Тарасу Бульбе.
  • Его казнили в Польше;
  • Тарасу Бульбе.
В чём смысл жизни Тараса Бульбы? В семейном счастье; В поиске самого смысла жизни; В служении родине, защите веры и своего народа; В получении новых воинских званий. Какая основная тема произведения «Тарас Бульба»? Любовь сильнее всяческих преград; Одиночество и равнодушие к чужим бедам; Борьба за Родину и свободу; Отношения отца и сыновей. В служении родине, защите веры и своего народа; Борьба за Родину и свободу; За что Бульба так и не смог простить Андрия? За разгульную жизнь, которая полностью изменила Андрия; За нарушение закона Сечи о воровстве; За убийство своего брата Остапа; За измену Родине. Какие проблемы НЕ поднимаются в произведении? Проблема долга и чувств; Проблема отношений отцов и детей; Проблема личности и власти; Проблема товарищества; Проблема личности и власти; За измену Родине.

В чём смысл жизни Тараса Бульбы?

  • В семейном счастье;
  • В поиске самого смысла жизни;
  • В служении родине, защите веры и своего народа;
  • В получении новых воинских званий.

Какая основная тема произведения «Тарас Бульба»?

  • Любовь сильнее всяческих преград;
  • Одиночество и равнодушие к чужим бедам;
  • Борьба за Родину и свободу;
  • Отношения отца и сыновей.
  • В служении родине, защите веры и своего народа;
  • Борьба за Родину и свободу;

За что Бульба так и не смог простить Андрия?

  • За разгульную жизнь, которая полностью изменила Андрия;
  • За нарушение закона Сечи о воровстве;
  • За убийство своего брата Остапа;
  • За измену Родине.

Какие проблемы НЕ поднимаются в произведении?

  • Проблема долга и чувств;
  • Проблема отношений отцов и детей;
  • Проблема личности и власти;
  • Проблема товарищества;
  • Проблема личности и власти;
  • За измену Родине.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!