СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной русский язык 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе                                                                       Примерной программы  основного   общего образования по русскому языку  на базовом уровне  «Русский язык. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2014г.) в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2014г.) в соответствии с ФГОС 2 поколения

Просмотр содержимого документа
«Родной русский язык 6 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чернецовская средняя общеобразовательная школа




Утверждаю


Директор школы__________ Дмитриев А.А.

Приказ от 31.08.2022 г. № 41






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Родной (русской) литературе»

основное общее образование 6 класс

количество часов 17

учитель Курносова Наталья Николаевна










Рабочая программа по родной литературе для 5 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом Стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель-Е.С.Савинов.М.«Просвещение»,2011/,а также в соответствии с программой 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , Авторской программы Г.С.Меркина, С.А.Зинина по учебным предметам «Литература. 5 – 9 классы» , Москва, «Русское слово» 2014


Х.Чернецов

2022 г.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе:

Ученик научится

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

- осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему России; осознанию своей этнической принадлежности

- оценивать свои и чужие поступки;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии

Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе

Ученик научится:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- владеть всеми видами речевой деятельности:

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания

Ученик получит возможность научиться

- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности

- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации


Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе

Ученик научится

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

- строить сообщение в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях

Ученик получит возможность научиться

- владению общими приемами решения проблемных ситуаций

- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы


Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе

Ученик научится

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участни- ков, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

Ученик получит возможность научиться

- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета


Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе

Ученик научится:

- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;

- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоот-ношений с «читателем» как адресатом произведения;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

Ученик получит возможность научиться:

- -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры




Содержание учебного предмета



1. Введение (1 ч)

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

2. Устное народное творчество (1 ч)

Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

3. Литературная сказка (1 ч).

Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

4. Из литературы ХIХ века (4 ч)

Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Поэтический образ Родины. 

И. С. Никитин. Стихотворения «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.

Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

5. Из литературы ХХ века (10 ч)

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа.  Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

А.Г. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

Софья Радзиевская. Повесть «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

Кир Булычёв.  Сборник рассказов «Девочка с Земли» («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира и гармонии.

В.К.Железников.  Повесть «Чучело» Нравственные уроки книги. Проблем детской жестокости в современном мире.

Формы организации учебных занятий, основных видов деятельности

Урок формирования новых знаний, умений; комбинированный; обобщение полученных знаний по теме; аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному,; эвристические беседы, комплексный анализ текста.

Основные виды деятельности:

  • выразительное чтение, составление плана текста;

  • составление и пересказ текста по плану;

  • участие в диалогах различных видов;

  • создание собственных письменных текстов;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернет

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

1

3

Литературные сказки

1

4

Из русской литературы 19 века

4

5

Из русской литературы 20 века

8+ 1рр+1кр




Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов


Дата проведения

По

плану

Фактически

Введение (1 ч.)

1

Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

09.01

09.01

Устное народное творчество (1 час)

2

Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление бескорыстного служения Отечеству.

1

16.01

16.01


Литературные сказки (1 час)


3

Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в произведении.

1

23.01

23.01

Из русской литературы XIX века (4 часа)


4

Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть  «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Становление личности героя.

1

30.01

30.01

5

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава «Экзамены»). Нравственные испытания подростка.

1

06.02

06.02

6

Поэтический образ Родины в стихотворениях  И. С. Никитина «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...».

1

13.02

13.02

7

Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в произведении.

1

20.02

20.02

Из русской литературы XX века (9 часов + 1 кр)

8

Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна»

1

27.02

27.02

9

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

06.03

06.03

10

Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора».  Взаимоотношения детей и родителей. Доброта и дружба.

1

13.03

13.03

11

А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Отношения с близкими людьми в рассказе.

Р/Р Подготовка к написанию сочинения по теме «Мой самый счастливый день».

1

03.04

03.04

12

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров»). Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека.

1

10.04

10.04

13

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Война вокруг нас кружит…»). Война и дети.

1

17.04

17.04

14

Кир Булычёв.  («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира и гармонии.

1

24.04

24.04

15

В.К.Железников. Повесть «Чучело». Нравственные уроки книги.

1

28.04

28.04

16

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

1

15.05

15.05

17

В.К.Железников. Повесть  «Чучело». Проблем детской жестокости в современном мире.

1

22.05

22.05

18

Урок – концерт по итогам изученного.


29.05

29.05

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Чернецовской СОШ Поникарова С.В..___________

от 30.08. 2022 года № 1 дата 30.08.2022 г. Руководитель МС: ________/Поникарова С.В./


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!