Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чернецовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы__________ Дмитриев А.А.
Приказ от 31.08.2022 г. № 41
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Родной (русской) литературе»
основное общее образование 6 класс
количество часов 17
учитель Курносова Наталья Николаевна
Рабочая программа по родной литературе для 5 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом Стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель-Е.С.Савинов.М.«Просвещение»,2011/,а также в соответствии с программой 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , Авторской программы Г.С.Меркина, С.А.Зинина по учебным предметам «Литература. 5 – 9 классы» , Москва, «Русское слово» 2014
Х.Чернецов
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе:
Ученик научится
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему России; осознанию своей этнической принадлежности
- оценивать свои и чужие поступки;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии
Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- владеть всеми видами речевой деятельности:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания
Ученик получит возможность научиться
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
- строить сообщение в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях
Ученик получит возможность научиться
- владению общими приемами решения проблемных ситуаций
- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы
Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участни- ков, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
Ученик получит возможность научиться
- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета
Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится:
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоот-ношений с «читателем» как адресатом произведения;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
Ученик получит возможность научиться:
- -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры
Содержание учебного предмета
1. Введение (1 ч)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
2. Устное народное творчество (1 ч)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
3. Литературная сказка (1 ч).
Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
4. Из литературы ХIХ века (4 ч)
Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины.
И. С. Никитин. Стихотворения «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
5. Из литературы ХХ века (10 ч)
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
А.Г. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
Софья Радзиевская. Повесть «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
Кир Булычёв. Сборник рассказов «Девочка с Земли» («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира и гармонии.
В.К.Железников. Повесть «Чучело» Нравственные уроки книги. Проблем детской жестокости в современном мире.
Формы организации учебных занятий, основных видов деятельности
Урок формирования новых знаний, умений; комбинированный; обобщение полученных знаний по теме; аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному,; эвристические беседы, комплексный анализ текста.
Основные виды деятельности:
выразительное чтение, составление плана текста;
составление и пересказ текста по плану;
участие в диалогах различных видов;
создание собственных письменных текстов;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернет
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 1 |
3 | Литературные сказки | 1 |
4 | Из русской литературы 19 века | 4 |
5 | Из русской литературы 20 века | 8+ 1рр+1кр |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Введение (1 ч.) |
1 | Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | 09.01 | 09.01 |
Устное народное творчество (1 час) |
2 | Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление бескорыстного служения Отечеству. | 1 | 16.01 | 16.01 |
| Литературные сказки (1 час) | |
3 | Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в произведении. | 1 | 23.01 | 23.01 |
Из русской литературы XIX века (4 часа) |
|
4 | Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Становление личности героя. | 1 | 30.01 | 30.01 |
5 | Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава «Экзамены»). Нравственные испытания подростка. | 1 | 06.02 | 06.02 |
6 | Поэтический образ Родины в стихотворениях И. С. Никитина «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...». | 1 | 13.02 | 13.02 |
7 | Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в произведении. | 1 | 20.02 | 20.02 |
Из русской литературы XX века (9 часов + 1 кр) |
8 | Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна» | 1 | 27.02 | 27.02 |
9 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | 1 | 06.03 | 06.03 |
10 | Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Взаимоотношения детей и родителей. Доброта и дружба. | 1 | 13.03 | 13.03 |
11 | А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Отношения с близкими людьми в рассказе. Р/Р Подготовка к написанию сочинения по теме «Мой самый счастливый день». | 1 | 03.04 | 03.04 |
12 | Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров»). Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека. | 1 | 10.04 | 10.04 |
13 | Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Война вокруг нас кружит…»). Война и дети. | 1 | 17.04 | 17.04 |
14 | Кир Булычёв. («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира и гармонии. | 1 | 24.04 | 24.04 |
15 | В.К.Железников. Повесть «Чучело». Нравственные уроки книги. | 1 | 28.04 | 28.04 |
16 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 | 15.05 | 15.05 |
17 | В.К.Железников. Повесть «Чучело». Проблем детской жестокости в современном мире. | 1 | 22.05 | 22.05 |
18 | Урок – концерт по итогам изученного. | | 29.05 | 29.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Чернецовской СОШ Поникарова С.В..___________
от 30.08. 2022 года № 1 дата 30.08.2022 г. Руководитель МС: ________/Поникарова С.В./
1