СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Зачем нужны домашние задания?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель собрания: как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий.  

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Зачем нужны домашние задания?"»

Родительский лекторий на тему

«Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника».


Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена домашнему заданию, его выполнению и значению в процессе обучения школьников. Почему именно в пятом классе так остро возникает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть вопросы, которые он не понял. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.


Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему. Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать, как можно больше по предмету или по теме. Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч. в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч. в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Не только учителя-предметники, но и вы – родители, помогая ребёнку с выполнением домашнего задания, можете внести огромный вклад в процесс обучения детей.

  • Скажите, дети сейчас больше тратят времени на выполнение домашнего задания, чем, например, в 4-м классе?


  • Как вы думаете, должны ли родители помогать с подготовкой домашнего задания детям в 5-м классе?



Требования к выполнению домашних заданий

  1. Общая продолжительность занятий дома - не более 1,5-2 часов

  2. Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться более, чем 30 минут. Через каждые 15-20 минут необходимо делать перерывы.

  3. Объективные признаки утомления — жалобы на усталость, головную боль, боль в животе. Недопустимо лишать ребенка отдыха и прогулки из-за плохих отметок.

  4. Ни в коем случае не заниматься во время болезни и не стремиться все сделать за несколько дней.

  5. Письменные уроки нужно чередовать с устными.

  6. Желательно выполнять задания в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке.

  7. Задание по чтению, иностранному языку нужно повторить несколько раз.

  8. В выходные дни ребенок полностью должен быть освобожден от уроков.

  9. При подготовке домашних заданий ребенку необходима психологическая поддержка. Постоянное подчеркивание недостатков ребенка приносит огромный вред - школьник приходит к выводу, что несмотря на все свои старания, он не способен оправдать ожиданий родителей. Ни у кого из нас нет прибора для измерения того, сколько эмоциональных ударов какой-то определенный ребенок выдержит, а на каком надломится его вера в себя, какой силы должно быть огорчение, чтобы ученик начал избегать занятий, грозящих новыми огорчениями.

Для закрепления положительного отношения ребенка к домашним учебным занятиям:

  1. Не злорадствуйте, обнаружив ошибки. Злорадство - низкое чувство, оно не делает вам чести. Вспомните, сколько раз с вами случалось такое же.

  2. Не припоминайте, увидев сделанные ошибки, все его предшествующие прегрешения, все прежние промахи. Если же припоминаете, то уж не удивляйтесь, что школьник ваш за все берется с неохотой и опаской.

  3. Не ограничивайтесь лишь собственными репликами при виде ошибок ребенка. Постарайтесь со временем в совместных с ним обсуждениях выяснить: что же именно следовало сделать иначе? В чем причина ошибки? Что нужно дополнительно узнать, чтобы этой ошибки не возникало?

  4. Не сводите контроль лишь к регистрации ошибок. Плохое всегда регистрируется скорее и охотнее, а хорошее мы чаще всего воспринимаем как должное, само собою разумеющееся.

  5. Не упускайте случая похвалить ребенка! Даже если работа выполнена неверно, усилия, определенные он затратил - и всегда можно найти какую-то малость в работе, достойную похвалы.

  6. Не мешайте его чувству удовлетворения от завершенной работы. Помогите соотнести это чувство не только с затраченными усилиями, но и с качеством достигнутых результатов.

  7. Не ограничивайтесь оценками выполнения работы только по принципу «верно-неверно». Есть немело и других оснований для оценивания: Старался! Все делал точно! Ничего лишнего! Красиво! Сегодня лучше, чем вчера! Не нужно хвалить чрезмерно. Любые усилия достойны похвалы, но достаточно беглого знака, выражающего вашу одобрительную реакцию.





Как помочь???

  1. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

  2. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашним игр и развлечений.

  3. Если ребенок посещает кружок после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

  4. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно!

  5. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. Не забывайте, что у школьника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

  6. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибка ми) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

  7. Следите за тем, все ли уроки сделаны.

  8. Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным. Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

  9. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и их развитии.



Существует целый ряд рекомендаций как отечественных, так и зарубежных психологов, и педагогов по подготовке домашних заданий.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала на уроке, но проблема состоит в том, что внимание некоторых пятиклассников рассеянное, порой они бывают неорганизованными, забывчивыми, и это объясняется физиологическими особенностями подростков 11-15 лет и адаптационным периодом, через который проходят дети. Также нужно ещё учитывать то, что у каждого человека разный тип восприятия информации и каждому ребёнку нужен индивидуальный подход и к подготовке домашнего задания в том числе.

На уроках, переменах я наблюдала за манерами поведения, позами, речью, направлением взгляда, предпочтениям к игре и т.д. для определения типа восприятия по характерным признакам. Также существует специальная диагностика на определение, из которой видно, что ___% учащихся аудиалы, _____% визуалы, ______% кинестетики.

Особенности запоминания.

Аудиал – это человек, хорошо воспринимающий информацию на слух. Для него лучше будет запоминать информацию после прочтения, проговаривая ее еще раз вслух. В лексиконе таких людей чаще всего употребляются такие фразы как «я слышал…» и т.д. 

Для визуалов большое значение имеют зрительные образы. Они лучше воспринимают информацию, увиденную или прочитанную, нежели услышанную. Любит информацию в виде картинок, графиков, таблиц, фильмов. Они выражают свои мысли такими фразами как «мне показалось…», «посмотрим…», «по моим наблюдениям…», «сегодня было такое зрелище!». 

Кинестетики большое значение придают ощущениям, обонянием, осязанием, прикосновениям, а информацию о предмете получает только потрогав его.  Для того, чтобы что-то запомнить, кинестетик должен написать собственноручно или запоминает двигаясь. Обычно его речь насыщена словами: «по моим ощущениям», «я чувствую…».

Дигитал (или дискретный тип). Это тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации. Считать этот тип восприятия первичным тоже нельзя, так как он подразумевает некоторую обработку, полученной другими системами информации, а также логическое осмысление.


 При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

А. - не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами: так ему легче справиться с заданием.

В. - разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

К. - не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Д. (смешанный тип).

Специалисты говорят:

А. - немедленного повторения услышанного им материала. Лучше даются иностранные языки.

В. - можно требовать быстрого решения задач, преуспевают обычно в точных науках.

К. - лучше не ждать ни того, ни другого: он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Д. - требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Таким людям можно, например, записывать, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации - информатика, например.



 Метод ключевых слов.


Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.


При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.


Метод "5П" (для подготовки устных ответов)


Этот метод был разработан психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.


1П – просмотри текст (бегло);


2П – придумай к нему вопросы;


3П – пометь карандашом самые важные места;


4П – перескажи текст (используя ключевые слова);


5П – просмотри текст повторно.


На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.

  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.

  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.



Заключение. Подводя итог собрания, я хотела бы рассказать об успеваемости и провести с вами индивидуальные беседы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!