СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Почему подросток становится трудным"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговор с родителями с опорой на трансактный анализ и понятие о темпераменте.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Почему подросток становится трудным"»

Почему подросток становится трудным? Родительский лекторий

Почему подросток становится трудным?

Родительский лекторий

Жак Превер А подросток растёт, вырастает,   но покуда ещё не подрос,   Он не может в себе подавить   ни смятенья,   ни смеха,    ни слез.   Воспитателям хочется,   чтобы из него получилось    подобие прочих,   которых они вывели на дорогу, -   Но подростку не хочется    думать в ногу…       Мне параллельно

Жак Превер

А подросток растёт, вырастает,  

но покуда ещё не подрос,  

Он не может в себе подавить  

ни смятенья,

ни смеха,

ни слез.  

Воспитателям хочется,   чтобы

из него получилось

подобие прочих,  

которых они вывели на дорогу, -  

Но подростку не хочется

думать в ногу…    

Мне параллельно

с целью изменить сложившиеся ранее отношения. взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям Замкнутый круг? подростки

с целью изменить сложившиеся ранее отношения.

взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям

Замкнутый круг?

подростки

Родители меня … 8в

Родители меня …

По делам моим …

По делам моим …

Способы влияния на подростка Не пускают гулять – 4 Ограничивают общение – 1 Забирают телефон – 2 Не пускают к бабушке – 1 Не разрешают сидеть за компьютером (но это фигня) - 1 Отбирают интернет – 5 Забирают компьютер, телевизор - 1 Домашний арест – 2 Очень ругаются -3 Дают советы - 1 Что-то не разрешают - 1 Никак - 9 Дарят подарки – 5 Дают деньги – 6 Вкусняшки – 6 Отпускают гулять - 1 Хвалят - 9 Никак - 6 Пряник Кнут

Способы влияния на подростка

  • Не пускают гулять – 4
  • Ограничивают общение – 1
  • Забирают телефон – 2
  • Не пускают к бабушке – 1
  • Не разрешают сидеть за компьютером (но это фигня) - 1
  • Отбирают интернет – 5
  • Забирают компьютер, телевизор - 1
  • Домашний арест – 2
  • Очень ругаются -3
  • Дают советы - 1
  • Что-то не разрешают - 1
  • Никак - 9
  • Дарят подарки – 5
  • Дают деньги – 6
  • Вкусняшки – 6
  • Отпускают гулять - 1
  • Хвалят - 9
  • Никак - 6

Пряник

Кнут

Обидно, когда родители … За слова, что лучше бы меня вообще не было Они хотят, чтобы я делала то, что хотят они Лезут в мою жизнь старыми советами Вынуждена сидеть дома на каникулах из-за наказания Не обижаюсь – 6 Я их люблю, как я могу на них обижаться! Недоверие ко мне Старомодный образ жизни Не разделяют мои мысли Отключенный интернет Необоснованные крики Ругают по любому поводу Обидные слова в сторону того, что мне нравится Лезут не в свои дела Ругают за то, в чем я не виновата Когда они не правы - 4

Обидно, когда родители …

  • За слова, что лучше бы меня вообще не было
  • Они хотят, чтобы я делала то, что хотят они
  • Лезут в мою жизнь старыми советами
  • Вынуждена сидеть дома на каникулах из-за наказания
  • Не обижаюсь – 6
  • Я их люблю, как я могу на них обижаться!
  • Недоверие ко мне
  • Старомодный образ жизни
  • Не разделяют мои мысли
  • Отключенный интернет
  • Необоснованные крики
  • Ругают по любому поводу
  • Обидные слова в сторону того, что мне нравится
  • Лезут не в свои дела
  • Ругают за то, в чем я не виновата
  • Когда они не правы - 4
Приятно, когда родители … Обнимают Играют со мной Сидят со мной Разделяют со мной свои рассуждения Узнают что-то про игры Хвалят меня – 11 Болтают со мной Ходят со мной куда-нибудь Счастливы – 2 Когда надо, говорят мои ошибки Находятся дома Нет никаких скандалов Меня понимают и сочувствуют – 2 Просят что-нибудь сделать хорошими словами С ними можно поговорить нормально Ничего - 4

Приятно, когда родители …

  • Обнимают
  • Играют со мной
  • Сидят со мной
  • Разделяют со мной свои рассуждения
  • Узнают что-то про игры
  • Хвалят меня – 11
  • Болтают со мной
  • Ходят со мной куда-нибудь
  • Счастливы – 2
  • Когда надо, говорят мои ошибки
  • Находятся дома
  • Нет никаких скандалов
  • Меня понимают и сочувствуют – 2
  • Просят что-нибудь сделать хорошими словами
  • С ними можно поговорить нормально
  • Ничего - 4
Родители меня не понимают Говорю о серьезных для себя вещах Ничего им не говорю, мне это не надо Таскаю кота Меня всегда понимают Плохо себя веду Не могу сформулировать мысль на их языке – 2 Когда веду себя не так, как они учили - 3 Пишу в своем личном дневнике, что хочу умереть Слушаю громко музыку Мои игры, мою музыку, мои интересы Когда я обижаюсь Мои вкусы (выбор одежды) Хочу гулять с мальчиками Меня всегда понимают – 8

Родители меня не понимают

  • Говорю о серьезных для себя вещах
  • Ничего им не говорю, мне это не надо
  • Таскаю кота
  • Меня всегда понимают
  • Плохо себя веду
  • Не могу сформулировать мысль на их языке – 2
  • Когда веду себя не так, как они учили - 3
  • Пишу в своем личном дневнике, что хочу умереть
  • Слушаю громко музыку
  • Мои игры, мою музыку, мои интересы
  • Когда я обижаюсь
  • Мои вкусы (выбор одежды)
  • Хочу гулять с мальчиками
  • Меня всегда понимают – 8
Реакции протеста Реакция эмансипации «Уход

Реакции протеста

  • Реакция эмансипации
  • «Уход" из ситуации
  • Реакция оппозиции
  • Имитация
  • Гиперкомпенсации
  • Группирование
  • Эгоцентризм

Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к "уходам" из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы  гиперкомпенсации,  когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

3

Темперамент  Ваш и Вашего ребенка 24 Определите интуитивно свою общительность и эмоциональность общительность 12 24 0 0 эмоциональность 11

Темперамент Ваш и Вашего ребенка

24

Определите интуитивно свою общительность и эмоциональность

общительность

12

24

0

0

эмоциональность

11

Темперамент  Ваш и Вашего ребенка 24 МЕЛАНХОЛИК ХОЛЕРИК общительность 12 24 0 САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК 0 эмоциональность

Темперамент Ваш и Вашего ребенка

24

МЕЛАНХОЛИК

ХОЛЕРИК

общительность

12

24

0

САНГВИНИК

ФЛЕГМАТИК

0

эмоциональность

Самооценка Я – хороший Я – плохой Ты - хороший Ты - хороший Я – хороший Я – плохой Ты - плохой Ты - плохой

Самооценка

Я – хороший

Я – плохой

Ты - хороший

Ты - хороший

Я – хороший

Я – плохой

Ты - плохой

Ты - плохой

Экспресс-тест Составьте свою эгограмму

Экспресс-тест

  • Составьте свою эгограмму
РК - контролирую ДЕ – делаю, что хочу РЗ - забочусь ДА – делаю так, как надо В - размышляю МП – другие делают так, как я хочу 10 Основные позиции: «Родитель» – требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует. «Взрослый» - рассудительность, работа с информацией. «Дитя» - проявление чувств, беспомощности, подчинение 5 0 РЗ В РК МП ДА ДЕ 12

РК - контролирую

ДЕ – делаю, что хочу

РЗ - забочусь

ДА – делаю так, как надо

В - размышляю

МП – другие делают так, как я хочу

10

Основные позиции:

«Родитель» – требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.

«Взрослый» - рассудительность, работа с информацией.

«Дитя» - проявление чувств, беспомощности, подчинение

5

0

РЗ

В

РК

МП

ДА

ДЕ

12

Родитель РК РЗ Суперэго Взрослый В Эго Ид ДЕ ДА Дитя МП

Родитель

РК

РЗ

Суперэго

Взрослый

В

Эго

Ид

ДЕ

ДА

Дитя

МП

В). – Неправда, мне просто не везет, а вам лишь бы поругать меня (Д – Р). Р Р Трансакции со взаимодополнением - распределение ролей, задаваемое инициатором, принимается адресатом, поскольку его устраивает; позиции не противоречат, а дополняют одна другую. Трансакции без взаимодополнения – распределение позиций, задаваемое инициатором, не устраивает адресата, и это может привести к конфликту, т.е. является конфликтогеном. (Стрелки не параллельны или пересекаются. Пересечение стрелок означает сильный конфликтоген, ссору или состояние накануне ссоры.) Скрытые трансакции – иногда взаимодействие показывает интонацией или подразумевает другое распределение позиций. (Изображается пунктирной стрелкой.) Скрытые воздействия позволяют манипулятору управлять собеседником против его воли. Первое правило гласит: процесс коммуникации будет протекать гладко, пока трансакции дополнительны (ответная реакция соответствует ожиданиям агента и характерная для здоровых естественных человеческих отношений). Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации разрушается, когда трансакция становится перекрёстной . В В Д Д 17 " width="640"

– Давай разберемся, почему у тебя снизилась успеваемость(В – В).

– Неправда, мне просто не везет, а вам лишь бы поругать меня (Д – Р).

Р

Р

Трансакции со взаимодополнением - распределение ролей, задаваемое инициатором, принимается адресатом, поскольку его устраивает; позиции не противоречат, а дополняют одна другую.

Трансакции без взаимодополнения – распределение позиций, задаваемое инициатором, не устраивает адресата, и это может привести к конфликту, т.е. является конфликтогеном. (Стрелки не параллельны или пересекаются. Пересечение стрелок означает сильный конфликтоген, ссору или состояние накануне ссоры.)

Скрытые трансакции – иногда взаимодействие показывает интонацией или подразумевает другое распределение позиций. (Изображается пунктирной стрелкой.) Скрытые воздействия позволяют манипулятору управлять собеседником против его воли.

Первое правило гласит: процесс коммуникации будет протекать гладко, пока трансакции дополнительны (ответная реакция соответствует ожиданиям агента и характерная для здоровых естественных человеческих отношений). Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации разрушается, когда трансакция становится перекрёстной .

В

В

Д

Д

17

Только та победа является истинной, когда никто не чувствует себя побежденным Будда

Только та победа является истинной,

когда никто не чувствует себя побежденным

Будда

Литература Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти» Эрик Берн. «Игры в которые играют люди, люди, которые играют в игры»

Литература

  • Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»
  • Эрик Берн. «Игры в которые играют люди, люди, которые играют в игры»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!