Почему подросток становится трудным?
Родительский лекторий
Жак Превер
А подросток растёт, вырастает,
но покуда ещё не подрос,
Он не может в себе подавить
ни смятенья,
ни смеха,
ни слез.
Воспитателям хочется, чтобы
из него получилось
подобие прочих,
которых они вывели на дорогу, -
Но подростку не хочется
думать в ногу…
Мне параллельно
с целью изменить сложившиеся ранее отношения.
взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям
Замкнутый круг?
подростки
Родители меня …
8в
По делам моим …
Способы влияния на подростка
- Не пускают гулять – 4
- Ограничивают общение – 1
- Забирают телефон – 2
- Не пускают к бабушке – 1
- Не разрешают сидеть за компьютером (но это фигня) - 1
- Отбирают интернет – 5
- Забирают компьютер, телевизор - 1
- Домашний арест – 2
- Очень ругаются -3
- Дают советы - 1
- Что-то не разрешают - 1
- Никак - 9
- Дарят подарки – 5
- Дают деньги – 6
- Вкусняшки – 6
- Отпускают гулять - 1
- Хвалят - 9
- Никак - 6
Пряник
Кнут
Обидно, когда родители …
- За слова, что лучше бы меня вообще не было
- Они хотят, чтобы я делала то, что хотят они
- Лезут в мою жизнь старыми советами
- Вынуждена сидеть дома на каникулах из-за наказания
- Не обижаюсь – 6
- Я их люблю, как я могу на них обижаться!
- Недоверие ко мне
- Старомодный образ жизни
- Не разделяют мои мысли
- Отключенный интернет
- Необоснованные крики
- Ругают по любому поводу
- Обидные слова в сторону того, что мне нравится
- Лезут не в свои дела
- Ругают за то, в чем я не виновата
- Когда они не правы - 4
Приятно, когда родители …
- Обнимают
- Играют со мной
- Сидят со мной
- Разделяют со мной свои рассуждения
- Узнают что-то про игры
- Хвалят меня – 11
- Болтают со мной
- Ходят со мной куда-нибудь
- Счастливы – 2
- Когда надо, говорят мои ошибки
- Находятся дома
- Нет никаких скандалов
- Меня понимают и сочувствуют – 2
- Просят что-нибудь сделать хорошими словами
- С ними можно поговорить нормально
- Ничего - 4
Родители меня не понимают
- Говорю о серьезных для себя вещах
- Ничего им не говорю, мне это не надо
- Таскаю кота
- Меня всегда понимают
- Плохо себя веду
- Не могу сформулировать мысль на их языке – 2
- Когда веду себя не так, как они учили - 3
- Пишу в своем личном дневнике, что хочу умереть
- Слушаю громко музыку
- Мои игры, мою музыку, мои интересы
- Когда я обижаюсь
- Мои вкусы (выбор одежды)
- Хочу гулять с мальчиками
- Меня всегда понимают – 8
Реакции протеста
- Реакция эмансипации
- «Уход" из ситуации
- Реакция оппозиции
- Имитация
- Гиперкомпенсации
- Группирование
- Эгоцентризм
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к "уходам" из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.
Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.
3
Темперамент Ваш и Вашего ребенка
24
Определите интуитивно свою общительность и эмоциональность
общительность
12
24
0
0
эмоциональность
11
Темперамент Ваш и Вашего ребенка
24
МЕЛАНХОЛИК
ХОЛЕРИК
общительность
12
24
0
САНГВИНИК
ФЛЕГМАТИК
0
эмоциональность
Самооценка
Я – хороший
Я – плохой
Ты - хороший
Ты - хороший
Я – хороший
Я – плохой
Ты - плохой
Ты - плохой
Экспресс-тест
РК - контролирую
ДЕ – делаю, что хочу
РЗ - забочусь
ДА – делаю так, как надо
В - размышляю
МП – другие делают так, как я хочу
10
Основные позиции:
«Родитель» – требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
«Взрослый» - рассудительность, работа с информацией.
«Дитя» - проявление чувств, беспомощности, подчинение
5
0
РЗ
В
РК
МП
ДА
ДЕ
12
Родитель
РК
РЗ
Суперэго
Взрослый
В
Эго
Ид
ДЕ
ДА
Дитя
МП
В). – Неправда, мне просто не везет, а вам лишь бы поругать меня (Д – Р). Р Р Трансакции со взаимодополнением - распределение ролей, задаваемое инициатором, принимается адресатом, поскольку его устраивает; позиции не противоречат, а дополняют одна другую. Трансакции без взаимодополнения – распределение позиций, задаваемое инициатором, не устраивает адресата, и это может привести к конфликту, т.е. является конфликтогеном. (Стрелки не параллельны или пересекаются. Пересечение стрелок означает сильный конфликтоген, ссору или состояние накануне ссоры.) Скрытые трансакции – иногда взаимодействие показывает интонацией или подразумевает другое распределение позиций. (Изображается пунктирной стрелкой.) Скрытые воздействия позволяют манипулятору управлять собеседником против его воли. Первое правило гласит: процесс коммуникации будет протекать гладко, пока трансакции дополнительны (ответная реакция соответствует ожиданиям агента и характерная для здоровых естественных человеческих отношений). Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации разрушается, когда трансакция становится перекрёстной . В В Д Д 17 " width="640"
– Давай разберемся, почему у тебя снизилась успеваемость(В – В).
– Неправда, мне просто не везет, а вам лишь бы поругать меня (Д – Р).
Р
Р
Трансакции со взаимодополнением - распределение ролей, задаваемое инициатором, принимается адресатом, поскольку его устраивает; позиции не противоречат, а дополняют одна другую.
Трансакции без взаимодополнения – распределение позиций, задаваемое инициатором, не устраивает адресата, и это может привести к конфликту, т.е. является конфликтогеном. (Стрелки не параллельны или пересекаются. Пересечение стрелок означает сильный конфликтоген, ссору или состояние накануне ссоры.)
Скрытые трансакции – иногда взаимодействие показывает интонацией или подразумевает другое распределение позиций. (Изображается пунктирной стрелкой.) Скрытые воздействия позволяют манипулятору управлять собеседником против его воли.
Первое правило гласит: процесс коммуникации будет протекать гладко, пока трансакции дополнительны (ответная реакция соответствует ожиданиям агента и характерная для здоровых естественных человеческих отношений). Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации разрушается, когда трансакция становится перекрёстной .
В
В
Д
Д
17
Только та победа является истинной,
когда никто не чувствует себя побежденным
Будда
Литература
- Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»
- Эрик Берн. «Игры в которые играют люди, люди, которые играют в игры»