СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в 4 классе. Протокол собрания

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание»

Родительское собрание в 4 классе

МБОУ «Горевская СОШ»


Тема: « Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста »

Цель: познакомить родителей с анатомо-физиологическими особенностями организма 10-12 лет, дать психолого-педагогическую характеристику младшему подростковому возрасту, определить пути взаимодействия родителей и школы с новым «кризисным» этапом.

Ход собрания

Повестка родительского собрания:

1. анатомо-физиологические особенности 10-12 лет;

2. психолого-педагогические особенности 10-12 лет;

3. методы самовоспитания (возрастные особенности подражания);

4. успеваемость по предметам (устранение пробелов по основным предметам);

5. оказание помощи уч-ся на дополнительных занятиях в школе;

6. организационные вопросы.

   Выступление учителя.

1. Для детей этого возраста характерно большее психофизиологическое развитие организма: интенсивное развитие внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в ЦНС; функционально созревает двигательный анализатор; укрепляется костная ткань, растут и качественно изменяются мышцы - все это дает основу для хорошей двигательной координации. Улучшается деятельность сердечнососудистой (СС) системы. Регулярные тренировки стабилизируют вегетативную нервную систему, что, наряду с совершенствованием СС системы, позволяет справляться с нагрузкой. Внешне дети выглядят неутомимыми, но им лучше всего подходят не большие, а прерывисто-переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на развитие общей выносливости. Долго сосредоточивать внимание на одном виде деятельности дети еще не могут.

2. Психология младшего подросткового возраста сравнительно недавно стала выделятся как самостоятельная область исследования в возрастной и педагогической психологии.

 По свидетельству Г.А. Цукерман, в современных периодизациях развития интервал 10–12 лет – «ничья земля».  Одни  ученые рассматривают этот возрастной интервал как завершение детства (черты 8-10- летних, другие видят все зачатки отрочества).

 «Психология подростка», хотя появляется все больше эмпирических свидетельств тому, что психофизическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие именно в этом возрастном интервале отличается качественным своеобразием и во многом определяет все дальнейшие особенности взросления.

Д.И. Фельдштейн называет первую стадию подросткового возраста, которая, по его мнению, приходится на возраст 10–12 лет, локально-капризной. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низка самооценка, нередко выраженное неприятия себя (34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики), возрастает депрессивная направленность личности. Наблюдается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость и забывчивость. Дисциплинарный контроль становится ключевым в отношениях учителя и учащихся. Контроль гораздо более жесткий, чем в других возрастных группах. Изменения обусловлены взрослением во всех социальных системах особенно в семье и школе.

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении.
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность.                                                                        

 Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.
Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.
 Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Объяснение должно быть просто по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы, понятия. Закреплять восприятие практическими действиями и с помощью слова.
Особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Подростковый возраст охватывает период от 10-12 до 14-15 лет. Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового возраста:” Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывает на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить строить планы”.                                                                                                           Для этого возраста свойственно:

- тяга к романтике и самоутверждению;

- частая смена настроения ( беспричинная грусть, слезы, обиды);

- повышается эмоциональная реакция (даже на незначительные события);

- стремление  к установлению дружеских связей со сверстниками или    ребятами старшего возраста;                                                                                  

- упорное (иногда бессмысленное) отстаивание подростком своей позиции,          даже неверной;

- падение авторитета взрослых, предпочтение мнению сверстников.

Основные изменения, происходящие с младшим подростком по Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой:

учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;

сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой

жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких

отношений в коллективе;

взросления как новообразования младшего подросткового периода –специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;

овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого. Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков. В этом возрасте, в процессе межличностного взаимодействия младших подростков со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный оборот на себя. Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, – это особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших школьников с миром.

3. Методы самовоспитания в подростковом возрасте:

- самопознание

- самообладание

- самостимулирование

Личностное развитие в младшем подростковом возрасте формируется на:

- волевых качеств

- деловых качеств

- достижением психического развития                                                                               

 Роль занятий физической культурой и спортом в укреплении воли. Самовоспитание волевых качеств личности. Особенности поведения мальчиков-подростков и девочек-подростков, связанные с формированием воли.
Познавательные и творческие интересы подростка как предпосылки к занятиям различными видами деятельности и как источники для формирования у них деловых качеств личности. Особое значение самостоятельности в учении, проявление инициативы и предприимчивости в учебных делах. Развитие деловитости и организаторских способностей. Использование учебно-дидактических деловых игр для развития соответствующих качеств личности у детей-подростков.
Успехи в развитии познавательных процессов и интеллекта в целом. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Способы предупреждения и снятия конфликтов через ускоренное личностное развитие ребенка. Естественные интересы и потребности подростков, их использование в учебно-воспитательной работе. Самосознание подростка. Волевые, деловые, моральные и другие качества личности подростка. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях. Подростковые изменения в сфере межличностного восприятия.                           

Таким образом,  в подростковом возрасте, сенситивном для целого ряда новообразований, активно формируется новый уровень самосознания, что делает возможным осмысленное конструирование своего мировоззрения, системы ценностей и Я-концепции, подростка. с сохранным здоровьем и ограниченными возможностями. (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон).

Литература:

1. Педагогическая психология: Методы и тесты / Авторы-сост. М.В. Демиденко, А.И.

Клюева. Самара: Бахрах-М., 2004. С. 137–139.

2. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М., 1995.

3. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.

4. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах глава 14. М., 2002.

5. Айсмонтас Б.Б. педагогическая психология.М., Владос 2002.














Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Горевская средняя общеобразовательная школа»


Протокол №1

родительского собрания в 4 классе.

от 22.10.2014

присутствовало: 8 человек

отсутствовало: 2 человека

Тема собрания: «Развитие внимания младших школьников»

Повестка дня:

1. Особенности развития внимания младших школьников.

2. Упражнения на развитие внимания и внимательности у детей.

3. Успеваемость по предметам.

4. О предупреждении детского травматизма и ДТП во время осенних каникул.


1. По первому вопросу выступила классный руководитель В.Б. Ухабова. Она рассказала родителям об особенностях развития внимания младших школьников. Валентина Борисовна отметила, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый "вклад" в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

2. Далее Валентина Борисовна предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания и внимательности.

3. По третьему вопросу слушали Валентину Борисовну. Она познакомила с итогами успеваемости 1 четверти. Классный руководитель отметил, что отличников в классе нет, ударников – 4 человека. Качество знаний в классе - 40 %, степень обученности – 100 %.

4. В заключение родительского собрания Валентина Борисовна обратилась к родителям с просьбой лучше следить за детьми во время осенних каникул, т.к. в этот период возрастают случаи детского травматизма и дорожно-транспортных происшествий.

Решение собрания:

1. Применять предложенный учителем комплекс игр на развитие внимания.

2. Оказывать помощь учащимся в овладении отдельными дисциплинами, стараться больше читать дома.

3. Внимательнее следить за детьми в период осенних каникул.



Секретарь:____________ (Т.П. Сереброва)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Горевская средняя общеобразовательная школа»


Протокол № 2

родительского собрания в 4 классе.

от 19.12.2014

присутствовало: 7 человек

отсутствовало: 3 человека

Тема собрания: «Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста»

Повестка дня:

1. анатомо-физиологические особенности 10-12 лет;

2. психолого-педагогические особенности 10-12 лет;

3. методы самовоспитания (возрастные особенности подражания);

4. успеваемость по предметам (устранение пробелов по основным предметам);

5. оказание помощи уч-ся на дополнительных занятиях в школе;

6. организационные вопросы.


1. По первому вопросу выступила классный руководитель В.Б. Ухабова. Она рассказала об анатомо-физиологических особенностях детей 10-12 лет.

2. По второму вопросу Валентина Борисовна рассказала о психолого-педагогических особенностях детей 10-12 лет.

3. Далее классный руководитель рассказал, какие есть методы и приёмы развития самовоспитания.

4. По четвёртому вопросу Валентина Борисовна познакомила с успеваемостью учащихся по предметам. Дала рекомендации, как работать дома по устранению пробелов по отдельным дисциплинам.

5. По пятому вопросу слушали учителя. Она сказала, что во внеурочное время приходится много работать индивидуально с отстающими учениками. Некоторые из них не добросовестно относятся к выполнению домашнего задания.


Решение собрания:

1. При воспитании детей в данный период принять во внимание психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности их развития.

2. Использовать при воспитании детей приёмы предложенные педагогом.

3.Установить контроль над выполнением домашнего задания.





Секретарь:____________ (Т.П. Сереброва)









Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Горевская средняя общеобразовательная школа»

Анализ воспитательной работы с классным коллективом за первое полугодие 2014 — 2015 г.

Цель воспитательной работы на 2014 — 2015 учебный год - формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;

воспитание всесторонне развитой, творчески активной, инициативной личности, способной к самореализации.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:

  • прививать детям любовь к школе, добиваться осмысления ими их роли в учебной деятельности;

  • воспитывать навыки бережного отношения к учебным вещам, к школьному имуществу;

  • добиваться сознательной дисциплины, продолжить изучение правил поведения для учащихся;

  • воспитывать любовь к родной стране, уважение к народам, населяющим ее;

  • учить детей видеть прекрасное в жизни, в поступках людей; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать физически подготовленных, закаленных людей; оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности; помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;

  • формировать «образ успешного человека» как элемента школьной культуры;

  • содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;

  • развивать сотрудничество учителя и учащихся;

  • способствовать вовлечению родителей в воспитательный процесс.

Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:

  • художественное, эстетическое и нравственное воспитание

  • спортивно-оздоровительная деятельность

  • трудовое воспитание

  • правовая культура

  • учебно-познавательная деятельность

  • работа с родителями

Для реализации воспитательной работы использовались следующие формы работы: беседы, познавательные и интеллектуальные занятия, праздники, игры, путешествия, библиотечные уроки, КТД, спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы, участие в общественных акциях.

Проведённые классные мероприятия и КТД, способствовавшие сплочению детского коллектива:

- Кл. час «300 лет Нижегородской губернии»

- Кл. час «Минута час бережет»

- Кл. час по ПДД «Внимание, дети!»

- Кл. час «Правда или ложь?»

- Кл. час «Поговорим об этикете»

- Кл. час «Будь справедлив в своих поступках»

- Конкурсно - игровая программа «Мисс-осень 2014»

- Поездка в ДДТ на новогоднее представление

- Спортивно-оздоровительная программа «Путь к доброму здоровью»

- Соревнования по пионерболу.

Очень активно ученики класса участвовали в школьных мероприятиях:

- Участие в школьном концерте «Учителю – слава!»

- Изготовление праздничных открыток для учителей

- Участие в конкурсе рисунков по ПДД «Дорога и мы!»

- Участие в конкурсе «Самый дружный класс!»

- Участие в конкурсе «Осенние фантазии»

- Участие в конкурсе «Я выбираю спорт, как альтернативу вредным привычкам»

- Участие в конкурсе коллажа «Наш класс»

- Участие в конкурсе «Зимняя сказка»

Девочки нашего класса Сереброва А. и Строганова Н. участвовали в районном конкурсе «Новогодние чудеса». Сереброва А. в этом конкурсе в номинации «Ёлочные украшения» заняла 3 место.

К каждому мероприятию проводилась серьёзная подготовительная работа. Подготовка велась как на классных часах, так и во внеурочное время. При проведении мероприятий использовались различные технические средства воспитания и обучения — это и мультимедийный проектор, экран, компьютер.

В классе каждый учащийся ответственен за какое-то данное им поручение: в классе налажена система дежурства по классу и по столовой, а также взаимопомощь в учёбе и спорте.

В течение полугодия неоднократно проводились инструктажи по ТБ и правилам поведения в той или иной ситуации

В классе не было нарушителей школьного и общественного порядка. Это дружный, сплочённый, трудолюбивый, инициативный коллектив. Большинство детей чувствуют себя комфортно в школе, свободно высказывают свое мнение.

В свою очередь взаимодействие с учениками пыталась выстроить на принципах сотрудничества, уважения и взаимного доверия.

В своей педагогической деятельности старалась осуществлять теснейшую связь с родителями, держала их в курсе успехов и неудач детей. На собраниях знакомила родителей со спецификой обучения в начальных классах; давала рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечала на встречные вопросы; советовала, как лучше помочь ребенку; приглашала родителей, по мере необходимости, на индивидуальные беседы. Выставляла оценки в школьные и электронные дневники, за участие в конкурсах записывала благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарила родителей и ученика.

Проведены родительские собрания по следующим темам:

  • «Развитие внимания младших школьников»

  • «Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста»

В нашем коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, поддержки.

Анализ воспитательной работы класса за первое полугодие показывает, что, работа классного руководителя с ученическим коллективом соответствует поставленным целям и задачам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!