Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Колокольчик»
«Современные здоровьесберегающие
технологии в детском саду»
«Здоровье детей — здоровье нации!».
Презентацию подготовили воспитатели: Какурина Е.Н.;Степанова Е.В.
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»
Януш Корчак
- «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» Януш Корчак
Наша цель на сегодня: 1. Познакомить Вас, уважаемые родители, с современными здоровьесберегающими технологиями ДОУ; 2. Показать применение технологий в ходе работы с детьми дошкольного возраста; 3. Дать соответствующие рекомендации по данному вопросу.
Здоровье - это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это:
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая
- Гимнастика ортопедическая
- Гимнастика утренняя
- Комплексное закаливание
- Игровой самомассаж
- Музыкотерапия
Динамические паузы
Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня ,которые создают :
-благоприятную для обучения атмосферу,
-несут элементы релаксации,
-снимают нервное напряжение от перегрузок,
-объединяют детей между собой,
-способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения,
-обучают новым умениям и знаниям,
- развивают внимание, речь, мышление и память.
Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка,
-предупреждают психологические нарушения,
-способствуют оздоровлению.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие .
Гимнастика для глаз
Выполняет :
- Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
- Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
Гимнастика бодрящая
ЭТО -активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями.
Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами
Гимнастика ортопедическая
Занятие с детьми на массажном коврике дает следующие преимущества :
- способствует правильному формированию стопы;
- является профилактикой плоскостопия;
- повышает иммунитет;
- стимулирует развитие малыша (в том числе и речевое) ;
- снимает нервное напряжение, расслабляет.
Гимнастика утренняя
Утренняя гимнастика способствует :
- - устранению некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость и т. п)
- - усилению работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других)
- - оздоровлению организма в целом;
- - развитию физических качеств и способностей детей;
- - закреплению двигательных навыков.
Комплексное закаливание
- - оздоровительные прогулки, ежедневно
- - умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- - воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- - ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
Игровой самомассаж
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Гимнастика пальчиковая
- Способствует овладению навыкам мелкой моторики
- Помогает развивать речь
- Повышает работоспособность коры головного мозга
- Развивает психические способности: мышление, память, воображение
- Снимает тревожность
Дыхательная гимнастика
- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани
- Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание
- Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения
- Повышает общую сопротивляемость организма
Релаксация
- Учит детей расслабляться
- Способствует концентрации внимания
- Помогает снять напряжение
- Снимает возбуждение
Коррекционные технологии
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
- Арт –терапия
- Музыкотерапия
Коррекционные технологии: Сказкотерапия
- Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу .
Коррекционные технологии: Песочная терапия
- Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, снизить страхи. Игра на песке служит тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном уровне.
Коррекционные технологии: Арт –терапия
- Арт-терапия создает безопасное пространство для выражения эмоций, чувств, переживаний с помощью изобразительных средств, игры. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются. В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее.
Коррекционные технологии: Музыкотерапия
«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль»
- Повышает иммунитет детей
- Снимает напряжение и раздражительность
- Снимает головную боль
- Восстанавливает спокойное дыхание
Перспектива в работе с детьми .
Взаимодействие с педагогами.
.
.
Учитель-логопед
-релаксация
-дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-логоритмика
-психогимнастика
Старший воспитатель
-педсоветы
-консультации
-семинары-практикумы
Воспитатель
Музыкальный руководитель
-утренняя гимнастика
-физ. занятия
-музыкально-дидактические игры
-ритмические игры
-музыкотерапия
-
Медицинская служба
-диагностика заболеваемости
-обследование физического развития
-наблюдение за проведением физ. занятий
-санитарный контроль
-
Перспектива в работе с родителями .
Рефлексия.
Вопросы к родителям: -Какие вы приобрели новые знания и умения? -Какие открытия сделали для себя в процессе собрания? -Что оказалось полезным для вас? Что хотелось бы сделать иначе? -Изменилось ли ваше отношение к проблеме? -Кто из Вас может поделиться опытом использования здоровьесберегающих технологий дома со своими детьми?
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз!!!