СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Причины агрессии подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Причины агрессии подростков"»

Родительское собрание: "Причины агрессии подростков"

Агрессивность у подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Свою роль оказывает и социальная ситуация, вызывающая у части детей ощущение безнадежности и раздражения. В некоторых компаниях подростков агрессивность и асоциальное поведение рассматриваются как доказательство «бывалости», «мужественности». Подросток стремится занять достойное место в такой компании, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать и подавлять.Как помочь ребенку не навредить себе?Необходимо ответить на это и многие другие вопросы.

Цель: обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка, и пути её преодоления.

Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.


Вопросы для обсуждения:

Анализ проблемы агрессивности.

Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

Поощрение, наказание в семье.

Законы преодоления детской агрессии.

Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.


Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашей встречи не нова,

но говорить о ней необходимо ежегодно, так как агрессия, её проявления, и её виды в каждом подростковом взрослении изменчива. К сожалению и мы, взрослые не всегда можем сдерживать свои эмоции и не только по отношению к взрослому человеку но и к ребенку.

Агрессия и агрессивность. Э. Фромм определяет агрессию как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету А. Басс агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Е.П. Ильин, агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.

Агрессия бывает нескольких видов:

1) По направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, нанесение побоев, изнасилования, угрозы, оскорбления Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

2) По причине появления Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

3) По целенаправленности Инструментальная агрессия -совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

4) По открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

5) По форме проявления Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику Экспрессивная -проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Ребенка бьют, над ребенком издеваются, над ребенком зло шутят. Родители заведомо лгут, родители пьют и устраивают дебоши, родители не одинаково любят своих детей, родители ребенку не доверяют. Ребенок чувствует, что его не любят.

Агрессивность у подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Свою роль оказывает и социальная ситуация, вызывающая у части детей ощущение безнадежности и раздражения. В некоторых компаниях подростков агрессивность и асоциальное поведение рассматриваются как доказательство «бывалости», «мужественности». Подросток стремится занять достойное место в такой компании, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать и подавлять.

Существует четыре группы агрессивных подростков.

1 группа. Характеризуется устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремлением к потребительскому времяпровождению. Эгоизм, равнодушие, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих подростков. Они эгоцентричны, озлоблены, циничны, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность. Воздействие: надо опираться на такие качества личности подростков, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к первенству. Им следует поручать конкретную и понятную работу с возможностью поруководить время от времени работой товарищей.

2 группа. Эти подростки отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное поведение за счет слабых и младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. Воздействие: к индивидуальности и интересам этих подростков надо обращаться с подчеркнутым уважением, включать их следует не только в исполнительскую, но, прежде всего, в организаторскую деятельность. Надо вырабатывать умение не только командовать, но и подчиняться.

3 группа. Эти подростки - приспособленцы, они не стремятся к достижениям и успеху. Они апатичны, в их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. Воздействие: таких подростков стоит вовлекать в работу, которая пробуждает интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я».

4 группа. Эти подростки безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными. Для таких детей типична трусливость и мстительность. Поскольку причиной подростковых кризисов является стремление утвердить, реализовать себя на уровне взрослых, то надо включить ребенка трудовую, спортивную, художественную или организаторскую деятельность, чтобы подросток почувствовал себя нужным для общества. Воздействие: надо пробуждать интерес этих подростков к жизни, вызывать положительные переживания и помочь увидеть жизненные перспективы. В деятельности для них особо важно подчеркнуть личную ответственность за выполняемое дело.


Надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают (и наш житейский опыт говорит о том же), что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как-нибудь еще: не дома, так в школе, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр, и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка [1]. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».


  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

  7. Он не прочь подразнить животных.

  8. Переспорить его трудно

  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

  12. Часто не по возрасту ворчлив

  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

  14. Любит быть первым

  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

  16. Легко ссорится, вступает в драку

  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми

  18. У него редки приступы мрачной раздражительности

  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех


Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Как помочь снять агрессию? Существует несколько простых методик

погашения агрессии, их уважаемые родители, вы можете применять к себе, другим взрослым.

Как предупредить агрессивное поведение?

Сохранять в семье атмосферу открытости и доверия Не давать ребенку несбыточных обещаний и надежд Не ставьте каких бы то ни было условий Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг к другу Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимости от его учебных успехов.

В заключении своего выступления я хочу чтобы взяли себе на заметку несколько тезисов о том, как необходимо работать в данном аспекте (классный руководитель раздает памятки):


… Если ребенка постоянно критиковать, он учиться осуждать. Если ребенок растет во враждебности, он учиться агрессивности. Если ребенок растет в страхе, он учиться всего бояться. Если ребенок окружен жалостью, он учиться жалеть себя. Если ребенка постоянно сравнивать с другими, он учиться завидовать.


… Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учиться быть уверенным в себе. Если ребенок растет в похвале, он учиться быть благодарным. Если ребенок растет в признании, он учиться ставить цели и достигать их. Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

И в заключении послушайте слова психолога Эриха Фромма:


«Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

душевной боли….»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!