СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Как приучить трудиться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будет полезным и актуальным для учителей начальной школы. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Как приучить трудиться"»

Технологическая карта построения родительского собрания

студентки 46 «а» группы

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Вараксиной Екатерины Алексеевны

Дата: 23.05.2019 г.

ОО: № 51

Класс: 1 «а»

ФИО учителя класса: Крюкова Наталья Владимировна Оценка:_________ Подпись _____________

Тема: «Привитие интереса к учебной деятельности. Воспитание трудолюбия»

Форма: этическая беседа

Цель: формировать у родителей правильное понимание понятия «Привития интереса к школьному обучению».

Задачи: Создание атмосферы общности интересов педагогов, родителей и детей;

  •  Установление партнерских  отношений с семьями.

  • Укрепление детско-родительских отношений;

  • Повышение педагогических знаний родителей, законных представителей;

  • Развитие творческих и конструктивных навыков родителей в процессе совместной деятельности с детьми;

  • Приобщение родителей к участию в жизни школы.



Ход родительского собрания


Этап (содержание)

Задача этапа (формы, приёмы)

Планируемый результат

1. Завязка Эмоционально образное сосредоточение в процессе диалога на этически выверенных ориентирах человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности (интригующий вопрос).

- Добрый день, уважаемые родители! Я студентка Каменск-Уральского педагогического колледжа Вараксина Екатерина Алексеевны, прохожу преддипломную практику в вашем классе.

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье.

Выход на проблему

2.Процесс активного совместного логического размышления над проблемой (построение логической цепочки развития мысли) Осмысление собственной личности, своего опыта. Стимулирование деятельности, положительная оценка ее, создание ситуации успеха. Последовательные, углубляющие проблему вопросы («почему?", "как вы думаете?" и т.д.); практические задания.

Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать  то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень.

Все это – залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.


Проблема становится личностно значимой, требующей ответа на поставленные вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций.

3.Кульминационный момент - наивысшее эмоциональное и интеллектуальное напряжение (конкретизация проблемы в важном для нравственно-этического осмысления родителями аспекте, обращение к личности, поворот

"на себя") Углубление и осмысление своего личностного Я в контексте данной проблемы, которое высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни. (вопросы: Я в этой проблеме)


Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.

Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые мальчики начинают лениться.

Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно)как бы задерживается в сознании взрослых людей.

В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов легких нельзя. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела – не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитаем привычку трудиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверняка, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Не внушив этого нашим детям в детстве, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется  в семье и в коллективе.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность. Ребенок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.

Вопросы для диспута:

  1. Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?

  2. Значение родительского примера в трудовом воспитании.

  3. Труд – необходимость или обязанность?

  4. Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки,

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение

различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист)

• Формирование понятия "не вреди себе сам"

Переход от общего размышления над проблемой на себя, возникает необходимость принятия решения, варианта поступка.

4. Нравственный выбор (образно: завершающий аккорд, который не ставит точку по обсуждаемой проблеме) Прогнозирование дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, жизненной коллизии, сложившейся в сфере взаимоотношений с окружающими

Разбор ситуаций.

а) Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами.

Результат не замедлит сказаться, ибо одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия. Главное же – правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно – постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.

б) В обед вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»

Дети младшего школьного возраста ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполнив его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И забвенье еще двух основополагающих принципов – постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.

в) В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры – подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете еще с десяток таких же несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении «не прикладывая рук».

Вы опять поступили неправильно и нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.

г) Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, а в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал».

Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и уже упоминавшегося зажима самостоятельности детей.

д) Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т. п.) поручаете вашему сыну не то, что он просил, а то, что кажется разумным вам.

Нравственный выбор, оценка себя, оценка ситуации «на себя» (родитель может не высказываться)

5. Развязка. Резюме диалога

Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип – обязательного учета склонностей и интересов ребенка.

Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.  

Помните простые правила семейной педагогики:

  1. Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

  2. Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.

  3. Подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, их успехи, активнее поддерживать желание стать лучше.

  4. Хорошо воспитывать на положительном, вовлекать детей в полезную деятельность.

  5. Не давать возможности ребенку проявлять плохое, почаще говорить: «Так взрослые люди себя не ведут!», «Вот этого я никак от тебя не мог ожидать!»

  6. Показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.

  7. Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко, мотивированно.

Решение собрания.

  1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.

  2. Не скупиться на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо потрудился, выполняя домашнюю работу.

  3. Не платить детям деньги за выполнение повседневных дел.

  4. Не прибегать к наказанию трудом.

  5. Приучать детей к бережливости; учить ценить и свой, и чужой труд.

  6. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.


  1. Рефлексия

Самооценка результатов деятельности.


- Наша встреча подходит к концу. Надеюсь, Вы получили для себя ту порцию информации, которая поможет Вам и вашим детям.

- Прошу Вас продолжить фразы:

Я понял(а), что необходимо всегда...

Я получил(а) для себя...

Мне бы хотелось еще поговорить о...

- Благодарю Вас, уважаемые родители, за активность участия в обсуждении данной проблемы.

- Уважаемые родители! Я надеюсь, что наше родительское собрание прошло сегодня не зря. И каждый из нас узнал сегодня что-то новое и полезное для себя.

- Уважаемые родители, уделяйте больше внимания вашим детям.

- Спасибо за внимание, до свидания!

Стимулирование самоанализа, самооценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!