СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Чтение - это важно" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка родительского собрания во 2 классе на тему "Чтение - это важно".

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Чтение - это важно" (2 класс)»

Из опыта работы учителя начальных классов Ильиной Е.С.


Родительское собрание на тему «Чтение – это важно»

(диалог с элементами тренинга)


Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи: 1. Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.


Учитель: Уважаемые, родители! Хочу начать свое выступление с цитирования древней китайской мудрости: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным».

В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. Давать знания сейчас уже неактуально. Нужно научить ребёнка самому добывать эти знания. Ученик из объекта обучения становится субъектом. Сам учится добывать нужные ему знания.

Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать.


Предлагаю вам написать хотя бы 5 жизненно важных причин для приобщения детей к чтению, развития и сохранения культуры чтения.

  1. Позволяет получать информацию из различных источников – мостик к постижению наук.

  2. Развивает духовную сторону человека.

  3. Обогащает словарный запас.

  4. Способствует развитию речи, умению грамотно строить предложения.

  5. Развивает воображение, образное мышление.

  6. Расширяет кругозор.

  7. Развивает умственные способности.


Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу.


Преимущества, которые дает умение хорошо читать

  • Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.

  • Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию.

  • Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.

  • У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя, своего удовольствия. Развивается память, воображение.

  • Ребенок, который хорошо и много читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения.

   

Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Хочется, чтобы интерес к семейному чтению начал возрождаться. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению.

Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но последние таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития.

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.


Цепочка мнений родителей.

Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытаться предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребёнка к чтению.


Возможные варианты «советов» родителей.

1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, или того хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

Комментарий учителя. Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.

Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают её.


2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.


3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду».

Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.


4 группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».

Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.


5 группа. Надо запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперёд. Помните, что и у вас не сразу получалось.

Комментарий учителя. Самый антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?». Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребёнка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребёнок, на которого кричали, не способен работать продуктивно.


6 группа. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Комментарий учителя. В подобных ситуациях ребёнок обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.


Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять. Надеюсь, что сегодняшние советы помогут привить интерес и любовь к чтению.


Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Рекомендую приёмы, которые могут использовать родители в домашних условиях для развития темпа чтения.

1. Чтение в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата).

2. Чтение пред сном.

3. Чтение «Эстафетой» (Прочитав абзац или страницу, сын передает эстафету маме или папе).

4. Чтение, после чтения - пересказ.

5. Чтение в полголоса младшему братишке или сестрёнке.

6. Чтение, нахождение отрывка к рисункам, которые есть в книге.

7. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

8. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

9. Чтение «выше нормы» (ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например, норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 –55 слов в минуту.)

10. Прочитай отрывок, который тебе понравился больше всего.

11. Нахождение отрывка, который нужно прочитать выразительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

12. Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д.

13. Конкурсное чтение произведения в семье (Кто читает выразительнее? Кто быстрее? Кто прочитает без ошибок?)

14. Чтение с пометкой непонятных слов.

15. Троекратное чтение одного отрывка.


Практическая часть для родителей.

Выполним с вами некоторые упражнения, которые мы практикует с детьми на уроках.

1. Скажи скороговорку.

2. Троекратное чтение одного отрывка . Потренируемся с вами, 3 раза по 30 секунд.

3. Чтение «Эстафетой». Читают 4 родителя по абзацу.


Важное умение, которое нужно в начальной школе развить – пересказ прочитанного. Под пересказом специалисты понимают осмысленное воспроизведение в устной речи литературного текста; деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, воображение и память. Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. 

Как подготовиться к пересказу

1. Прочитай произведение.

2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.

3. Раздели произведение на части.

4. Озаглавь каждую часть.

5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.

6. Перескажи произведение по плану.

Могут быть добавлены пункты. Прочитай 1 часть, перескажи. Прочитай 2 часть, перескажи. Прочитай 3 часть, перескажи. Перескажи весь текст.

Готовим пересказы по окружающему миру. Выбираем главные мысли в каждом абзаце, находим, что важно сказать по теме, и пересказываем.

Так же готовимся к изложению, но добавляются пункты – понимание прочитанного (ответы на вопросы по тексту), орфографическая и пунктуационная подготовка и запись текста.



Советы родителям.

  • Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.

  • Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

  • Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

  • Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

  • Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.

  • Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.

  • Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

  • Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.

  • Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

  • Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

  • Участвуйте в школьных литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!