СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен существительных

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных»

Групповое логопедическое занятие

Тема: Род имен существительных

Цели урока:

Образовательная. Повторение изученных грамматических признаков имени существительного и знакомство с новым грамматическим признаком.

Упражнение учащихся в определении рода существительных с опорой на слова-помощники. Формирование умения подбирать по смыслу два предложения, объединяя их в маленький текст.

Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления.

Эмоциональное развитие учащихся: умение различать в представленной ситуации серьезное и смешное содержание; находить в игровой ситуации учебное задание.

Воспитательная. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: презентация к уроку «Род имён существительных»; карточки для индивидуальной работы, дидактическая игра «Собери цветочек», цветные карандаши.


Ход урока

1.Подготовка к восприятию новой темы.


Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.



- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.

- Откройте тетради, подготовьте их для работы.


1) Работа с рисунком к упражнению.


  • Молча рассмотрите рисунок.

  • Если я скажу: «Он», - кого вы покажете на рисунке? Назовите.

- Она?

-Оно?

Знакомство с понятием рода существительных.

1) Определение рода существительных.

Л.: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы и слова яблоко, вода, мальчик?
Л.: К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?
Л.: Какой вопрос зададим к слову мальчик? К слову яблоко? Почему?
Л.: Можно ли эти слова изменить по числам?
Л.: Когда мы произносим слово например кошка, мы думаем, что это кот-мальчик или кот-девочка?
Д.: кошка-девочка.

Сегодня мы вспомним еще один признак
существительных. Прочитайте схему.


3. Слуховой диктант с грамматическим заданием.

- Напишите в тетради сокращённые обозначения мужского рода,
женского рода, среднего рода.

м. р. ж. р. ср. р.


- Догадайтесь, что вы будете записывать под этими обозначениями.

- Давайте попробуем это сделать. Я говорю: «Моя сумка». Куда вы запишете существительное сумка?

- Запишите.

• Самостоятельная запись существительных разного рода под
диктовку учителя.

Мой дневник, мое ведро, моя сестра, мое ружьё, мой друг.

• Взаимопроверка выполненной работы: правильное
распределение существительных в три столбика и правописание
слов.

5.Составление мини-текстов из двух предложений.

1) Творческая работа.

- Прочитайте маленький текст из двух предложений. В нем я не
закончила второе предложение. Сделайте это сами.

Запись на доске.

К нам в гости приехал дедушка. Он … Ученики придумывают конец текста.

- Как вы догадались, о ком будет идти речь во втором предложении?
(В первом предложении говорится о дедушке. Значит, он - это
дедушка.)

  • Записать наиболее удачный вариант текста на доске и в тетрадях.

  • Подчеркнуть существительное дедушка. Указать род.

- Какое слово подсказало вам род существительного дедушка? (Он.)


2) Логопед называет слова-существительные, дети поднимают соответствующую карточку со словами-помощниками.
Слова: стол, парта, кино, дом, ручка, заяц, зеркало, зайчиха, книга, море, улица, пирог, пирожное, пёс, собака, животное.


Физминутка. 

Выполнение движений на внимание.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.



Игра «Собери цветочек»


Задание: Определи род имён существительных.

Раскрась в соответствии с цветом: мужской род — синим цветом,

женский род — красным цветом,

средний род — зелёным цветом.



доктор

мозоль

малина

зелень

конь

трость

шампунь

ладонь

документ

сирень

повидло

пень

тюлень

домик

поле

деревня

вьюга

береза

соль

чистота

кольцо

озеро

сердце

перо

дерево


Задание: Найди в тексте имена существительные и определи их род.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.

Подведение итогов урока.

- С каким грамматическим признаком имён существительных вы
познакомились?

  • Какого рода бывают существительные?

  • Какие слова помогают определить род существительных? (Он, мой и т. д.)


       














Мужской род

(он, мой)

Мужской род

(он, мой)

Мужской род

(он, мой)


Мужской род

(он, мой)


Мужской род

(он, мой)


Женский род

(она, моя)

Женский род

(она, моя)

Женский род

(она, моя)

Женский род

(она, моя)


Женский род

(она, моя)


Средний род

(оно, моё)

Средний род

(оно, моё)

Средний род

(оно, моё)

Средний род

(оно, моё)


Средний род

(оно, моё)

Средний род

(оно, моё)























































Мужской род

(он, мой)

















































Женский род

(она, моя)



















































Определи род имён существительных.

Раскрась в соответствии с цветом:

мужской род — синим цветом,

женский род — красным цветом,

средний род — зелёным цветом.


доктор

мозоль

малина

зелень

конь

трость

шампунь

ладонь

документ

сирень

повидло

пень

тюлень

домик

поле

деревня

вьюга

береза

соль

чистота

кольцо

озеро

сердце

перо

дерево
































Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.


Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.



Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.


Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.


Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.


Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!