Урок по русскому языку в 5 классе
«РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Цель:
- формировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных;
- уметь определять род имен существительных;
- правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.
Задачи:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
- - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.
Оборудование: таблицы, предметные картинки, карточки для индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Ход урока:
I Организационный момент
- Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II Подведение учащихся к теме урока
1. – Прочитайте слова:
Море, берег, земля, теплый
- Какое слово «лишнее»? Почему? (тёплый – т. к. это прилагательное, а остальные слова- существительные).
- Какой морфологический признак есть у существительных? Ответить на этот вопрос вам поможет ребус: шаР + зОнт + Душ = РОД
- Подумайте и назовите тему урока (Род имён существительных).
/На доске открывается запись темы урока/
2. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке будем упражняться различать род имён существительных. Записываем тему урока
3. Изучение нового материала.
а) объяснение нового материала в форме фронтальной беседы после прослушивания лингвистической сказки.
Друзья спешат на помощь.
Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, — а Существительное лежит и стонет.
— Что с тобой? — спрашивают друзья.
— Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.
— Да, — задумались Прилагательное и Местоимение. — По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.
— Ну что вы! — возмутилось Существительное. — Ученик — он. Значит, мужской род. Ученица — она. Значит, женский род.
— Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?
Вздохнуло Существительное:
— Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если -я — женский род, -о (-е) — средний, нет окончания — мужской.
— И ничего не решают! — затараторило Местоимение. — У стола, около стола — окончания -а. Значит, это существительные женского рода!
Тут Существительное потеряло терпение:
— Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.
Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.
— Послушай! — воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). — Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».
-Ребята, как можно определить род имени существительного?
(С помощью местоимений: он мой - мужской род, она моя - женский род, оно мое - средний род; окончаний: - а, - я – женский род, -о, -е – средний род, нулевое окончание – мужской род, а также подставляя к именам существительным имена прилагательные и глаголы.)
- Давайте составим таблицу
Мужской род
|
Женский род
|
Средний род
|
На согласный, редко на –а, -я
|
На – а, -я, -ь
|
На –о, -е
|
Он мой
|
Она моя
|
Оно мое
|
На доске:
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – моё».
Это правило – моё!
Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
- Иногда, неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в их употреблении с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени.
Задание 1. Подберите к данным существительным имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
-А работать мы будем в группах. Первая группа это первый ряд, вторая – второй ряд и третья – третий ряд. Первая группа подберет прилагательные и глаголы к существительным мужского рода, вторая группа - к существительным женского рода, третья группа - к существительным среднего рода.
мужской род
|
женский род
|
средний род
|
Картофель
Путь
Рельс
Рояль
дядя
|
Молодежь
Мышь
Простыня
Фамилия
роща
|
Впечатление
Повидло
Полотенце
Яблоко
училище
|
- Ребята, какие словосочетания у вас получились? (Учащиеся каждой группы по очереди называют получившиеся словосочетания).
Игра "Собери пословицу"
Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье - тьма.
а война разрушает.
(Ученье - свет, а не ученье - тьма. Мир строит, война разрушает)
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них род.
Распределительный диктант
/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/
Мужской род
|
Женский род
|
Средний род
|
1,6,10,11
|
3,4,7,12
|
2,5,8,9
|
1.Рояль 2.Полотенце 3.Простыня 4.Конфета 5.Солнце 6.Корабль 7.Фамилия 8.Село 9.Впечатление 10.Путь 11.Тюль 12.Радость
Составить словосочетание с существительным, которое записали.
Индивидуальное задание. Задание: Определите род существительных.
|
М
|
Ж
|
Ср
|
|
М
|
Ж
|
Ср
|
Слон
|
|
|
|
Сосна
|
|
|
|
Ручка
|
|
|
|
Шапка
|
|
|
|
Полотно
|
|
|
|
Солнце
|
|
|
|
Зрелище
|
|
|
|
Тигр
|
|
|
|
Водопад
|
|
|
|
Тетрадь
|
|
|
|
Кепка
|
|
|
|
Неприятность
|
|
|
|
Зубр
|
|
|
|
Ворон
|
|
|
|
- Создание проблемной ситуации. Всегда ли легко определить род?
Работа с таблицей. (устно).
Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.
Женский род
|
Мужской род
|
Средний род
|
Мозоль
вуаль
туфля
|
Тюль
Лебедь
шампунь
|
Какао
повидло
|
Вывод по заданию.
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
- Исправьте ошибки. Подберите пару. (устно).
Мужской род
|
Женский род (ответы)
|
Бык
|
Бычиха (корова)
|
Петух
|
Петушиха (курица)
|
Баран
|
Баранка (овца)
|
Слон
|
Слоныня (слониха)
|
Волк
|
Волкушка (волчица)
|
Стул
|
Стулка (табуретка)
|
Вывод по заданию. Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.
Объяснительный диктант.
Спишите, объясните орфограммы в корнях слов, определите род существительных.
Распол..гаться на н..члег, ш..пот в зар..слях, высокие р..стения, тихий ш..рох, уд..вительные насекомые, маленький р..сточек, наслаждаться природой, сокращать урок, желтенький ц..пленок, кривой ш..в, увл..каться музыкой, белизна снега, строят дом.
Индивидуальная работа на местах с устным комментированием.
- Распределите существительные в три группы: 1) м.р. ед.ч. 2)ж.р. ед.ч. 3) ж.р. и ср.р. мн.ч.
Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж, тишь, шалаш, груш,
карандаш, роскошь, мяч, речь, туч, ключ, дач, круч, училищ, пастбищ, рощ.
Устранение ошибок в употреблении существительных (проблемная ситуация, групповая работа).
- А сейчас, ребята, вам предстоит выполнить сложную задачу – устранить ошибки в употреблении существительных.
Маленький мышь, вкусный яблоко, трудное фамилия, мокрый полотенце, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе.
- Трудное задание выполнено. Будьте всегда внимательны, употребляя существительные в своей речи.
6. Подведение итогов
Продолжите мысль:
- Род – это…
- Определить род имени существительного можно…
- После шипящих на конце существительных Ь пишется…
- Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?
7. Рефлексия
Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:
- урок полезный, понравился;
- урок скучный.
8. Дифференцированное домашнее задание.
Для всех:
– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.
Для желающих на «5» (дополнительно):
– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.
Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных 5 класс»
Урок по русскому языку в 5 классе
«РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Цель:
уметь определять род имен существительных;
правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.
Задачи:
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
знание о постоянных признаках существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных
умение применять знания в жизненных ситуациях;
находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.
Оборудование: таблицы, предметные картинки, карточки для индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Ход урока:
I Организационный момент
- Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II Подведение учащихся к теме урока
1. – Прочитайте слова:
Море, берег, земля, теплый
- Какое слово «лишнее»? Почему? (тёплый – т. к. это прилагательное, а остальные слова- существительные).
- Какой морфологический признак есть у существительных? Ответить на этот вопрос вам поможет ребус: шаР + зОнт + Душ = РОД
- Подумайте и назовите тему урока (Род имён существительных).
/На доске открывается запись темы урока/
2. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке будем упражняться различать род имён существительных. Записываем тему урока
3. Изучение нового материала.
а) объяснение нового материала в форме фронтальной беседы после прослушивания лингвистической сказки.
Друзья спешат на помощь.
Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, — а Существительное лежит и стонет.
— Что с тобой? — спрашивают друзья.
— Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.
— Да, — задумались Прилагательное и Местоимение. — По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.
— Ну что вы! — возмутилось Существительное. — Ученик — он. Значит, мужской род. Ученица — она. Значит, женский род.
— Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?
Вздохнуло Существительное:
— Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если -я — женский род, -о (-е) — средний, нет окончания — мужской.
— И ничего не решают! — затараторило Местоимение. — У стола, около стола — окончания -а. Значит, это существительные женского рода!
Тут Существительное потеряло терпение:
— Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.
Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.
— Послушай! — воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). — Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».
-Ребята, как можно определить род имени существительного?
(С помощью местоимений: он мой - мужской род, она моя - женский род, оно мое - средний род; окончаний: - а, - я – женский род, -о, -е – средний род, нулевое окончание – мужской род, а также подставляя к именам существительным имена прилагательные и глаголы.)
- Давайте составим таблицу
Мужской род | Женский род | Средний род |
На согласный, редко на –а, -я | На – а, -я, -ь | На –о, -е |
Он мой | Она моя | Оно мое |
На доске:
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – моё».
Это правило – моё!
Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
- Иногда, неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в их употреблении с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени.
Задание 1. Подберите к данным существительным имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
-А работать мы будем в группах. Первая группа это первый ряд, вторая – второй ряд и третья – третий ряд. Первая группа подберет прилагательные и глаголы к существительным мужского рода, вторая группа - к существительным женского рода, третья группа - к существительным среднего рода.
мужской род | женский род | средний род |
Картофель Путь Рельс Рояль дядя | Молодежь Мышь Простыня Фамилия роща | Впечатление Повидло Полотенце Яблоко училище |
- Ребята, какие словосочетания у вас получились? (Учащиеся каждой группы по очереди называют получившиеся словосочетания).
Игра "Собери пословицу"
Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье - тьма.
а война разрушает.
(Ученье - свет, а не ученье - тьма. Мир строит, война разрушает)
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них род.
Распределительный диктант
/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/
Мужской род | Женский род | Средний род |
1,6,10,11 | 3,4,7,12 | 2,5,8,9 |
1.Рояль 2.Полотенце 3.Простыня 4.Конфета 5.Солнце 6.Корабль 7.Фамилия 8.Село 9.Впечатление 10.Путь 11.Тюль 12.Радость
Составить словосочетание с существительным, которое записали.
Индивидуальное задание. Задание: Определите род существительных.
| М | Ж | Ср | | М | Ж | Ср |
Слон | | | | Сосна | | | |
Ручка | | | | Шапка | | | |
Полотно | | | | Солнце | | | |
Зрелище | | | | Тигр | | | |
Водопад | | | | Тетрадь | | | |
Кепка | | | | Неприятность | | | |
Зубр | | | | Ворон | | | |
Работа с таблицей. (устно).
Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.
Женский род | Мужской род | Средний род |
Мозоль вуаль туфля | Тюль Лебедь шампунь | Какао повидло |
Вывод по заданию.
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Мужской род | Женский род (ответы) |
Бык | Бычиха (корова) |
Петух | Петушиха (курица) |
Баран | Баранка (овца) |
Слон | Слоныня (слониха) |
Волк | Волкушка (волчица) |
Стул | Стулка (табуретка) |
Вывод по заданию. Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.
Объяснительный диктант.
Спишите, объясните орфограммы в корнях слов, определите род существительных.
Распол..гаться на н..члег, ш..пот в зар..слях, высокие р..стения, тихий ш..рох, уд..вительные насекомые, маленький р..сточек, наслаждаться природой, сокращать урок, желтенький ц..пленок, кривой ш..в, увл..каться музыкой, белизна снега, строят дом.
Индивидуальная работа на местах с устным комментированием.
- Распределите существительные в три группы: 1) м.р. ед.ч. 2)ж.р. ед.ч. 3) ж.р. и ср.р. мн.ч.
Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж, тишь, шалаш, груш,
карандаш, роскошь, мяч, речь, туч, ключ, дач, круч, училищ, пастбищ, рощ.
Устранение ошибок в употреблении существительных (проблемная ситуация, групповая работа).
- А сейчас, ребята, вам предстоит выполнить сложную задачу – устранить ошибки в употреблении существительных.
Маленький мышь, вкусный яблоко, трудное фамилия, мокрый полотенце, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе.
- Трудное задание выполнено. Будьте всегда внимательны, употребляя существительные в своей речи.
Задание: - Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур, соберите слова и запишите их в три столбика по родам.
6. Подведение итогов
Продолжите мысль:
Род – это…
Определить род имени существительного можно…
После шипящих на конце существительных Ь пишется…
Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?
7. Рефлексия
Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:
8. Дифференцированное домашнее задание.
Для всех:
– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.
Для желающих на «5» (дополнительно):
– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.