СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен существительных 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 5 классе

«РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

 

Цель:

  • формировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных;
  • уметь определять род имен существительных;
  • правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.   

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
  • организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
  • - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
  • - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • знание о постоянных признаках существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных
  • умение применять знания в жизненных ситуациях;
  • находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.

 

Оборудование: таблицы, предметные картинки, карточки для индивидуальной и групповой работы с учащимися.

Ход урока:

       I Организационный момент

- Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка  и помощь.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II Подведение учащихся к теме урока

1. – Прочитайте слова:

Море, берег, земля, теплый

- Какое слово «лишнее»? Почему?   (тёплый – т. к. это прилагательное,   а остальные слова- существительные).

- Какой морфологический признак есть у существительных? Ответить на этот вопрос вам поможет ребус: шаР + зОнт + Душ = РОД

- Подумайте и назовите тему урока  (Род имён существительных).

          /На доске открывается запись темы урока/

2. Постановка цели урока

        - Сегодня на уроке будем упражняться различать род имён существительных. Записываем тему урока

3. Изучение нового материала.

а) объяснение нового материала в форме фронтальной беседы после прослушивания лингвистической сказки.

                                     Друзья   спешат   на   помощь.

Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существи­тельное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, — а Существительное лежит и стонет.

—  Что с тобой? — спрашивают друзья.

—   Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

—   Да, — задумались Прилагательное и Местоимение. — По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

—   Ну что вы! — возмутилось Существительное. — Ученик — он. Значит, мужской род. Ученица — она. Значит, женский род.

—   Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное:

—  Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если -я — женский род, -о (-е) — средний, нет окончания — мужской.

—   И ничего не решают! — затараторило Местоимение. — У стола, около стола — окончания -а. Значит, это существительные женского рода!

Тут Существительное потеряло терпение:

—  Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

—   Послушай! — воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). — Не грусти! Мы можем тебе помочь.   Постараемся  не  оставлять  в  одиночестве,   будем  с  тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело  Существительное  от дружеской  поддержки  и  стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».

 

-Ребята, как можно определить род имени существительного?

(С помощью местоимений: он мой - мужской род, она моя - женский род, оно мое - средний род; окончаний: - а, - я – женский род, -о, -е – средний род, нулевое окончание – мужской род, а также подставляя к именам существительным имена прилагательные и глаголы.)

- Давайте составим таблицу

Мужской род

Женский род

Средний род

На согласный, редко на –а, -я

На – а, -я, -ь

На –о, -е

Он мой

Она моя

Оно мое

На доске:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило – моё!

Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.

 

4. Физкультминутка.

 

5. Закрепление изученного материала.

- Иногда, неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в их употреблении с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

Задание 1. Подберите к данным существительным имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

-А работать мы будем в группах. Первая группа это первый ряд, вторая – второй ряд и третья – третий ряд.  Первая группа подберет прилагательные и глаголы  к существительным мужского рода, вторая группа - к существительным женского рода, третья группа - к существительным среднего рода.

 

мужской род

женский род

средний род

Картофель

Путь

Рельс

Рояль

дядя

Молодежь

Мышь

Простыня

Фамилия

роща

Впечатление

Повидло

Полотенце

Яблоко

училище

- Ребята, какие словосочетания у вас получились? (Учащиеся каждой группы по очереди называют получившиеся словосочетания).

Игра "Собери пословицу"

Ученье свет,

Мир строит,

а не ученье - тьма.

а война разрушает.

(Ученье - свет,  а не ученье - тьма. Мир строит,  война разрушает)

 Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них род.

Распределительный диктант

/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/

Мужской род

Женский род

Средний род

1,6,10,11

3,4,7,12

2,5,8,9

1.Рояль  2.Полотенце  3.Простыня   4.Конфета 5.Солнце 6.Корабль 7.Фамилия 8.Село 9.Впечатление 10.Путь 11.Тюль 12.Радость

Составить словосочетание с существительным, которое записали.

 

Индивидуальное задание. Задание: Определите род существительных.

 

М

Ж

Ср

 

М

Ж

Ср

Слон

 

 

 

Сосна

 

 

 

Ручка

 

 

 

Шапка

 

 

 

Полотно

 

 

 

Солнце

 

 

 

Зрелище

 

 

 

Тигр

 

 

 

Водопад

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

Кепка

 

 

 

Неприятность

 

 

 

Зубр

 

 

 

Ворон

 

 

 

 

  • Создание проблемной ситуации.  Всегда ли легко определить род?

Работа с таблицей. (устно).

Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому  словарю. В этом и заключается богатство русского языка.

Женский род

Мужской род

Средний род

Мозоль

вуаль

туфля

Тюль

Лебедь

 шампунь

Какао

 повидло

Вывод по заданию.

Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао  – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

  •  Исправьте ошибки. Подберите пару. (устно).

Мужской род

Женский род                                (ответы)

Бык

Бычиха                                       (корова)

Петух

Петушиха                                    (курица)

Баран

Баранка                                        (овца)

Слон

Слоныня                                       (слониха)

Волк

Волкушка                                      (волчица)

Стул

Стулка                                         (табуретка)

Вывод по заданию. Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.

Объяснительный диктант.

Спишите, объясните орфограммы в корнях слов, определите род существительных.

Распол..гаться на н..члег, ш..пот в зар..слях, высокие р..стения, тихий ш..рох, уд..вительные насекомые, маленький р..сточек, наслаждаться природой, сокращать урок,  желтенький ц..пленок, кривой ш..в, увл..каться музыкой, белизна снега, строят дом.

Индивидуальная работа на местах с устным комментированием.

- Распределите существительные в три группы: 1) м.р. ед.ч. 2)ж.р. ед.ч. 3) ж.р. и ср.р. мн.ч.

Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж, тишь, шалаш, груш,

карандаш, роскошь,  мяч, речь, туч, ключ, дач, круч, училищ, пастбищ, рощ.

Устранение ошибок в употреблении существительных (проблемная ситуация, групповая работа).

- А сейчас, ребята, вам предстоит выполнить сложную задачу – устранить ошибки в употреблении существительных.

      Маленький мышь, вкусный яблоко, трудное фамилия, мокрый полотенце, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень,  раскидистая тополь, горячее кофе.

- Трудное задание выполнено. Будьте всегда внимательны, употребляя существительные в своей речи.

6. Подведение итогов

Продолжите мысль:

  • Род – это…
  • Определить род имени существительного можно…
  • После шипящих на конце существительных Ь пишется…
  • Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

7. Рефлексия

Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:

  • урок полезный, понравился;
  • урок скучный.

8. Дифференцированное домашнее задание.

Для всех:

– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

Для желающих на «5» (дополнительно):

– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.

 

Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных 5 класс»

Урок по русскому языку в 5 классе

«РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»



Цель:

  • формировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных;

  • уметь определять род имен существительных;

  • правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.   

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

  • организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

  • - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

  • - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • знание о постоянных признаках существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных

  • умение применять знания в жизненных ситуациях;

  • находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.


Оборудование: таблицы, предметные картинки, карточки для индивидуальной и групповой работы с учащимися.

Ход урока:

I Организационный момент

- Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II Подведение учащихся к теме урока

1. – Прочитайте слова:

Море, берег, земля, теплый

- Какое слово «лишнее»? Почему? (тёплый – т. к. это прилагательное, а остальные слова- существительные).

- Какой морфологический признак есть у существительных? Ответить на этот вопрос вам поможет ребус: шаР + зОнт + Душ = РОД

- Подумайте и назовите тему урока (Род имён существительных).

/На доске открывается запись темы урока/

2. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке будем упражняться различать род имён существительных. Записываем тему урока

3. Изучение нового материала.

а) объяснение нового материала в форме фронтальной беседы после прослушивания лингвистической сказки.

Друзья спешат на помощь.

Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существи­тельное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, — а Существительное лежит и стонет.

Что с тобой? — спрашивают друзья.

Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да, — задумались Прилагательное и Местоимение. — По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что вы! — возмутилось Существительное. — Ученик — он. Значит, мужской род. Ученица — она. Значит, женский род.

Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное:

Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если -я — женский род, -о (-е) — средний, нет окончания — мужской.

И ничего не решают! — затараторило Местоимение. — У стола, около стола — окончания -а. Значит, это существительные женского рода!

Тут Существительное потеряло терпение:

Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

Послушай! — воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). — Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».



-Ребята, как можно определить род имени существительного?

(С помощью местоимений: он мой - мужской род, она моя - женский род, оно мое - средний род; окончаний: - а, - я – женский род, -о, -е – средний род, нулевое окончание – мужской род, а также подставляя к именам существительным имена прилагательные и глаголы.)

- Давайте составим таблицу

Мужской род

Женский род

Средний род

На согласный, редко на –а, -я

На – а, -я, -ь

На –о, -е

Он мой

Она моя

Оно мое

На доске:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило – моё!

Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.


4. Физкультминутка.



5. Закрепление изученного материала.

- Иногда, неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в их употреблении с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

Задание 1. Подберите к данным существительным имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

-А работать мы будем в группах. Первая группа это первый ряд, вторая – второй ряд и третья – третий ряд. Первая группа подберет прилагательные и глаголы к существительным мужского рода, вторая группа - к существительным женского рода, третья группа - к существительным среднего рода.



мужской род

женский род

средний род

Картофель

Путь

Рельс

Рояль

дядя

Молодежь

Мышь

Простыня

Фамилия

роща

Впечатление

Повидло

Полотенце

Яблоко

училище

- Ребята, какие словосочетания у вас получились? (Учащиеся каждой группы по очереди называют получившиеся словосочетания).

Игра "Собери пословицу"

Ученье свет,

Мир строит,

а не ученье - тьма.

а война разрушает.

(Ученье - свет,  а не ученье - тьма. Мир строит,  война разрушает)

 Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них род.

Распределительный диктант

/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/

Мужской род

Женский род

Средний род

1,6,10,11

3,4,7,12

2,5,8,9

1.Рояль  2.Полотенце  3.Простыня   4.Конфета 5.Солнце 6.Корабль 7.Фамилия 8.Село 9.Впечатление 10.Путь 11.Тюль 12.Радость

Составить словосочетание с существительным, которое записали.



Индивидуальное задание. Задание: Определите род существительных.

 

М

Ж

Ср

 

М

Ж

Ср

Слон


 

 

Сосна

 


 

Ручка

 


 

Шапка

 


 

Полотно

 

 


Солнце

 

 


Зрелище

 

 


Тигр


 

 

Водопад


 

 

Тетрадь

 


 

Кепка

 


 

Неприятность

 


 

Зубр


 

 

Ворон


 

 


  • Создание проблемной ситуации.  Всегда ли легко определить род?

Работа с таблицей. (устно).

Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому  словарю. В этом и заключается богатство русского языка.

Женский род

Мужской род

Средний род

Мозоль

вуаль

туфля

Тюль

Лебедь

 шампунь

Какао

 повидло

Вывод по заданию.

Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао  – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

  •  Исправьте ошибки. Подберите пару. (устно).

Мужской род

Женский род                                (ответы)

Бык

Бычиха                                       (корова)

Петух

Петушиха                                    (курица)

Баран

Баранка                                        (овца)

Слон

Слоныня                                       (слониха)

Волк

Волкушка                                      (волчица)

Стул

Стулка                                         (табуретка)

Вывод по заданию. Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.

Объяснительный диктант.

Спишите, объясните орфограммы в корнях слов, определите род существительных.

Распол..гаться на н..члег, ш..пот в зар..слях, высокие р..стения, тихий ш..рох, уд..вительные насекомые, маленький р..сточек, наслаждаться природой, сокращать урок, желтенький ц..пленок, кривой ш..в, увл..каться музыкой, белизна снега, строят дом.

Индивидуальная работа на местах с устным комментированием.

- Распределите существительные в три группы: 1) м.р. ед.ч. 2)ж.р. ед.ч. 3) ж.р. и ср.р. мн.ч.

Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж, тишь, шалаш, груш,

карандаш, роскошь, мяч, речь, туч, ключ, дач, круч, училищ, пастбищ, рощ.

Устранение ошибок в употреблении существительных (проблемная ситуация, групповая работа).

- А сейчас, ребята, вам предстоит выполнить сложную задачу – устранить ошибки в употреблении существительных.

Маленький мышь, вкусный яблоко, трудное фамилия, мокрый полотенце, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе.

- Трудное задание выполнено. Будьте всегда внимательны, употребляя существительные в своей речи.


Задание: - Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур, соберите слова и запишите их в три столбика по родам.



6. Подведение итогов

Продолжите мысль:

  • Род – это…

  • Определить род имени существительного можно…

  • После шипящих на конце существительных Ь пишется…

  • Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

7. Рефлексия

Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:

  • урок полезный, понравился;

  • урок скучный.

8. Дифференцированное домашнее задание.

Для всех:

– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

Для желающих на «5» (дополнительно):

– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!