СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ритм вокруг нас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок знакомства с понятием ритма в разных видах искусства, ритмом пятен в природе, музыке и изобразительном искусстве с использованием сингапурских структур.

Просмотр содержимого документа
«Ритм вокруг нас»

Интегрированный урок изо и музыки в 1 классе.

Тема: «Ритм вокруг нас»

Цель урока: Познакомить с понятием ритма в разных видах искусства, ритмом пятен в природе и изобразительном искусстве с использованием сингапурских структур.

Основное содержание темы, термины и понятия: Ритм, чередование пятен

Планируемый результат: Творческая работа « Ритмичный город»

Предметные умения, УУД: Передавать ритм пятен, используя графический материал (цветные карандаши, восковые мелки).

Личностные УУД: Сформировать целостный взгляд на мир на основе понимания ритма

Познавательные УУД: Видеть и слышать ритм в разных видах искусства и жизни, ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших мелких форм.

Регулятивные УУД: определять общую цель и пути ее достижения; соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.

составлять план, осуществлять последовательность действий.

Коммуникативные УУД: - умение участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Метапредметные умения: овладение логическими действиями сравнения и анализа понятия ритма в жизни.

Ход урока

1.Приветствие.

Ребята, сегодня у нас необычный урок .Это урок изобразительного искусства и музыки . Вести его будут Татьяна Владимировна и Маргарита Вячеславовна. (не сажаем детей!)



2. Введение в тему. Структура CONERS («Углы»)


-Ребята, посмотрите в углы класса. Прочтите , что написано на табличках?

--Кто озвучит?

1.Танцы

2. Игра на музыкальных инструментах

3.Рисование

4. Изобразительное искусство

-Подумайте 3 секунды и выберете себе занятие «по душе», то есть любимое. Подойдите к этой табличке. (разошлись).

-Создайте пару в своем углу и за 15 секунд расскажите своему партнеру, чем вам интересно это увлечение.

-Подумайте 3-5 секунд. Начинает партнер, который выше ростом.

( структура TIMEDPAIR - SHARE)

-По сигналу колокольчика меняемся.

(Спрашиваю двух-трех человек, о чем рассказывал партнер).

-Поблагодарите друг друга. Сядьте на свои места.

3. Первичное знакомство с понятием «ритм», его свойством повторением. Сообщение темы урока.



Т.В. -Ребята, давайте положим руку на сердце. Послушайте, как оно бьется…

-Как можно назвать то, что мы слышим? (звук сердца, удары сердца)

-Этот звук, удары ещё можно назвать ритмом.

Т.В. – Сегодня мы поговорим о ритме и тема нашего урока «Ритм вокруг нас». -А как звучит ритм сердца? (Дети пытаются объяснить, я им помогаю если они не найдут нужные слова: ритмично, последовательно).

Я. «Ритмом» называется всё, что повторяется! Это первое его свойство!(вывешивается на доску карточка со словом «повтор»)

Т.В. В музыке есть 
Ритм музыкальный.
В  танце живёт
Ритм танцевальный.
В музыке – звуки,
В танце – движения.
Смотрим и слушаем
Ритм с наслаждением!

Ритм существует и в литературе, и в изобразительном искусстве, и во многих других областях.


4. Музыкальный ритмический рисунок хлопков . Второе свойство ритма - чередование.


Т.В. Сейчас мы подробнее разберём понятие музыкального ритма на конкретном примере и узнаем об ещё одном свойстве ритма.

-Внимательно прослушайте ритмический рисунок (отстукиваю).

-Попробуйте его повторить (дети повторяют).

Работа в паре.

Проанализируем всё, что мы услышали и создадим схему - модель. Работать будем в парах. Достаньте из лотка все квадратики. Один квадратик будет обозначать один хлопок.

-Вспомните, сколько хлопков в ритмическом рисунке?(3)

-Тогда сколько квадратиков мы положим?(3) (прикрепляем на доску три красных квадрата)

- Что вы услышали между 1 и 2 хлопком? (продолжительную паузу, длительный интервал). Давайте обозначим эту паузу расстоянием, отодвинув первый квадратик чуть дальше от второго.

-А какая пауза будет между 2 и 3 хлопком? (короткая пауза, короткий интервал). Пододвинем 2 и 3 квадратик ближе друг к другу.

Длительные по звучанию паузы чередуются с короткими паузами, а длительные звуки с короткими звуками.


Т.В. Значит ритм- это не только повтор, но и чередование!

(вывешиваем на доску карточка «чередование»)


5. Ритмический повтор в изобразительном искусстве на примере картины А. Рылова «В голубом просторе».

М.В. –Отодвиньте на край стола получившуюся схему (включение презентации) (слайд 1)

-Перед вами картина Аркадия Рылова «В голубом просторе».

- Внимательно рассмотрите ее.

-Опишите картину, что вы видите?

-А что или кто будет на этой картине повторяться?

-Чтобы это понять, прищурьтесь и посмотрите на самые светлые пятна. Кто это или что это? (Лебеди)


Попробуйте с помощью квадратиков одного цвета построить ритм полёта лебедей (один квадратик – один лебедь.)

(Учитель прикладывает линейку на картину, считает вместе с детьми лебедей, обозначает их квадратиками, строит схему на доске, а дети на столе)

(Слайд 2) А теперь ребята, давайте определим, каким образом летят лебеди на картине: стаей, прямым фронтом, клином или косяком? (косяком, но нет вожака, он как будто за краем картины)

(слайд 3)

Художники используют
Ритма повторение,
Чтобы на картинах
Передать движение (показать рукой)


6. Повтор и чередование в музыке. Пластический этюд «Полёт лебедей».

Т.В. - Сейчас будет звучать мелодия, а нам необходимо передать ритм полёта наших лебедей, пользуясь уже известной нам схемой (отхлопываю в ладоши, напоминаю им ритмический рисунок). Один взмах будет длинный, долгий, два последующих - короткими (нажать на пульте звук)

(звучит музыка, ритмический рисунок) (выключение презентации)


7. Повтор и чередование в декоративном творчестве. Ритм растительного орнамента в полосе.

М. В. - Без ритма невозможно
Узоры создавать,
Ведь нужно элементы
В рисунке повторять (вывешиваю полосу на доску)

-Какой ритмический узор виден в этой орнаментальной полосе? (ягода, листики)

-Что он вам напомнил? (ритм хлопков, ритм полёта лебедей).

-Какой интервал между элементами орнамента? (длительный, короткий)

Работа в паре

-Достаньте из лотка элементы орнамента и продолжите его, повторяя тот же ритм.

-У доски тоже будет работать пара, которая должна выложить орнамент.

( проверка)

8.Творческая работа « Ритмичная улица» в изобразительном искусстве.

-Теперь уберите первую схему и орнамент в лоток. Достаньте из лотка контурный рисунок.

-Что на нем изображено? (дома)

-Фасады домов маляры забыли раскрасить. Подумайте, какие цвета вы выберете, используя ритм.

-А что же такое ритм? (чередование и повторение звуков, цветов, движений)

-Свой ритм вы придумаете сами. Но есть одно условие: каждый дом должен быть одного цвета, выбранного вами.

Если ты захочешь

Ритм изобразить,

Не забудь в рисунке

Что-то повторить (рукой на карточку повтор)

(Практическая работа 5 минут)


9. Рефлексия .Структура «Клок баддис» .

Т.В. - Возьмите свои домики в руки и вспомните, с кем бы вы хотели спеть песенку. Найдите своего партнёра.

1)Расскажите, какой цвет вы использовали для раскрашивания фасадов своих домов. Начинает говорить тот, кто выше ростом. У вас есть 10 секунд.

-Теперь о выборе цвета расскажет тот, кто ниже ростом.

Поблагодарите друг друга.

- А теперь найдите того, с кем вы хотели бы нарисовать общую картину.

2) Расскажите партеру о чередовании цветового ритма на своем рисунке. Начинает тот, у кого длиннее волосы.

У кого короче волосы.

Поблагодарите друг друга.

Полина, расскажи, какие цвета выбрала ты, и как они чередовались?

Данила?

10. Итог урока. Выставка работ.

-Подойдите к своим партам, поднимите свои рисунки. Что напоминает вам это выстраивание домов? (улицы)

-Сейчас ребята с первого ряда выйдут к доске и прикрепят свои замечательные дома на доску.

(аналогично другие два ряда)

-Вот и получился у нас сказочный ритмический город!

-А мы объявляем конкурсное задание на самое интересное название нашего города!



Используемые ресурсы: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-izo-ritm-pyaten-klass-576302.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!