Интегрированный урок изо и музыки в 1 классе.
Тема: «Ритм вокруг нас»
Цель урока: Познакомить с понятием ритма в разных видах искусства, ритмом пятен в природе и изобразительном искусстве с использованием сингапурских структур.
Основное содержание темы, термины и понятия: Ритм, чередование пятен
Планируемый результат: Творческая работа « Ритмичный город»
Предметные умения, УУД: Передавать ритм пятен, используя графический материал (цветные карандаши, восковые мелки).
Личностные УУД: Сформировать целостный взгляд на мир на основе понимания ритма
Познавательные УУД: Видеть и слышать ритм в разных видах искусства и жизни, ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших мелких форм.
Регулятивные УУД: определять общую цель и пути ее достижения; соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.
составлять план, осуществлять последовательность действий.
Коммуникативные УУД: - умение участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
Метапредметные умения: овладение логическими действиями сравнения и анализа понятия ритма в жизни.
Ход урока
1.Приветствие.
Ребята, сегодня у нас необычный урок .Это урок изобразительного искусства и музыки . Вести его будут Татьяна Владимировна и Маргарита Вячеславовна. (не сажаем детей!)
2. Введение в тему. Структура CONERS («Углы»)
-Ребята, посмотрите в углы класса. Прочтите , что написано на табличках?
--Кто озвучит?
1.Танцы
2. Игра на музыкальных инструментах
3.Рисование
4. Изобразительное искусство
-Подумайте 3 секунды и выберете себе занятие «по душе», то есть любимое. Подойдите к этой табличке. (разошлись).
-Создайте пару в своем углу и за 15 секунд расскажите своему партнеру, чем вам интересно это увлечение.
-Подумайте 3-5 секунд. Начинает партнер, который выше ростом.
( структура TIMED – PAIR - SHARE)
-По сигналу колокольчика меняемся.
(Спрашиваю двух-трех человек, о чем рассказывал партнер).
-Поблагодарите друг друга. Сядьте на свои места.
3. Первичное знакомство с понятием «ритм», его свойством повторением. Сообщение темы урока.
Т.В. -Ребята, давайте положим руку на сердце. Послушайте, как оно бьется…
-Как можно назвать то, что мы слышим? (звук сердца, удары сердца)
-Этот звук, удары ещё можно назвать ритмом.
Т.В. – Сегодня мы поговорим о ритме и тема нашего урока «Ритм вокруг нас». -А как звучит ритм сердца? (Дети пытаются объяснить, я им помогаю если они не найдут нужные слова: ритмично, последовательно).
Я. «Ритмом» называется всё, что повторяется! Это первое его свойство!(вывешивается на доску карточка со словом «повтор»)
Т.В. В музыке есть
Ритм музыкальный.
В танце живёт
Ритм танцевальный.
В музыке – звуки,
В танце – движения.
Смотрим и слушаем
Ритм с наслаждением!
Ритм существует и в литературе, и в изобразительном искусстве, и во многих других областях.
4. Музыкальный ритмический рисунок хлопков . Второе свойство ритма - чередование.
Т.В. Сейчас мы подробнее разберём понятие музыкального ритма на конкретном примере и узнаем об ещё одном свойстве ритма.
-Внимательно прослушайте ритмический рисунок (отстукиваю).
-Попробуйте его повторить (дети повторяют).
Работа в паре.
Проанализируем всё, что мы услышали и создадим схему - модель. Работать будем в парах. Достаньте из лотка все квадратики. Один квадратик будет обозначать один хлопок.
-Вспомните, сколько хлопков в ритмическом рисунке?(3)
-Тогда сколько квадратиков мы положим?(3) (прикрепляем на доску три красных квадрата)
- Что вы услышали между 1 и 2 хлопком? (продолжительную паузу, длительный интервал). Давайте обозначим эту паузу расстоянием, отодвинув первый квадратик чуть дальше от второго.
-А какая пауза будет между 2 и 3 хлопком? (короткая пауза, короткий интервал). Пододвинем 2 и 3 квадратик ближе друг к другу.
Длительные по звучанию паузы чередуются с короткими паузами, а длительные звуки с короткими звуками.
Т.В. Значит ритм- это не только повтор, но и чередование!
(вывешиваем на доску карточка «чередование»)
5. Ритмический повтор в изобразительном искусстве на примере картины А. Рылова «В голубом просторе».
М.В. –Отодвиньте на край стола получившуюся схему (включение презентации) (слайд 1)
-Перед вами картина Аркадия Рылова «В голубом просторе».
- Внимательно рассмотрите ее.
-Опишите картину, что вы видите?
-А что или кто будет на этой картине повторяться?
-Чтобы это понять, прищурьтесь и посмотрите на самые светлые пятна. Кто это или что это? (Лебеди)
Попробуйте с помощью квадратиков одного цвета построить ритм полёта лебедей (один квадратик – один лебедь.)
(Учитель прикладывает линейку на картину, считает вместе с детьми лебедей, обозначает их квадратиками, строит схему на доске, а дети на столе)
(Слайд 2) А теперь ребята, давайте определим, каким образом летят лебеди на картине: стаей, прямым фронтом, клином или косяком? (косяком, но нет вожака, он как будто за краем картины)
(слайд 3)
Художники используют
Ритма повторение,
Чтобы на картинах
Передать движение (показать рукой)
6. Повтор и чередование в музыке. Пластический этюд «Полёт лебедей».
Т.В. - Сейчас будет звучать мелодия, а нам необходимо передать ритм полёта наших лебедей, пользуясь уже известной нам схемой (отхлопываю в ладоши, напоминаю им ритмический рисунок). Один взмах будет длинный, долгий, два последующих - короткими (нажать на пульте звук)
(звучит музыка, ритмический рисунок) (выключение презентации)
7. Повтор и чередование в декоративном творчестве. Ритм растительного орнамента в полосе.
М. В. - Без ритма невозможно
Узоры создавать,
Ведь нужно элементы
В рисунке повторять (вывешиваю полосу на доску)
-Какой ритмический узор виден в этой орнаментальной полосе? (ягода, листики)
-Что он вам напомнил? (ритм хлопков, ритм полёта лебедей).
-Какой интервал между элементами орнамента? (длительный, короткий)
Работа в паре
-Достаньте из лотка элементы орнамента и продолжите его, повторяя тот же ритм.
-У доски тоже будет работать пара, которая должна выложить орнамент.
( проверка)
8.Творческая работа « Ритмичная улица» в изобразительном искусстве.
-Теперь уберите первую схему и орнамент в лоток. Достаньте из лотка контурный рисунок.
-Что на нем изображено? (дома)
-Фасады домов маляры забыли раскрасить. Подумайте, какие цвета вы выберете, используя ритм.
-А что же такое ритм? (чередование и повторение звуков, цветов, движений)
-Свой ритм вы придумаете сами. Но есть одно условие: каждый дом должен быть одного цвета, выбранного вами.
Если ты захочешь
Ритм изобразить,
Не забудь в рисунке
Что-то повторить (рукой на карточку повтор)
(Практическая работа 5 минут)
9. Рефлексия .Структура «Клок баддис» .
Т.В. - Возьмите свои домики в руки и вспомните, с кем бы вы хотели спеть песенку. Найдите своего партнёра.
1)Расскажите, какой цвет вы использовали для раскрашивания фасадов своих домов. Начинает говорить тот, кто выше ростом. У вас есть 10 секунд.
-Теперь о выборе цвета расскажет тот, кто ниже ростом.
Поблагодарите друг друга.
- А теперь найдите того, с кем вы хотели бы нарисовать общую картину.
2) Расскажите партеру о чередовании цветового ритма на своем рисунке. Начинает тот, у кого длиннее волосы.
У кого короче волосы.
Поблагодарите друг друга.
Полина, расскажи, какие цвета выбрала ты, и как они чередовались?
Данила?
10. Итог урока. Выставка работ.
-Подойдите к своим партам, поднимите свои рисунки. Что напоминает вам это выстраивание домов? (улицы)
-Сейчас ребята с первого ряда выйдут к доске и прикрепят свои замечательные дома на доску.
(аналогично другие два ряда)
-Вот и получился у нас сказочный ритмический город!
-А мы объявляем конкурсное задание на самое интересное название нашего города!
Используемые ресурсы: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-izo-ritm-pyaten-klass-576302.html