Проанализировав уроки с применением методов ТРКМ, я пришла к выводу, что с помощью данной технологии, действительно, можно сформировать УУД. Я составила таблицу УУД и приемов ТРКМ, с помощью которых можно сформировать то или иное действие. В таблице отражены как действия ученика, так и учителя.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Действия ученика | Приемы ТРКМ | Действия ученика | Приемы ТРКМ | Действия ученика | Приемы ТРКМ | Действия ученика | Приемы ТРКМ |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат | Таблица ЗХУ, бортовые журналы | Ученик умеет составлять план действий | Таблица ЗХУ | Ученик умеет слушать и слышать | Проблемные вопросы, дискуссии, экспресс-викторины | Ученик умеет договариваться | Работа в парах, группах при использовании приемов ТРКМ |
Ученик умеет делать нравственный выбор | Ключевые слова, таблица тонких и толстых вопросов | Ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения | Таблица ЗХУ, синквейн, бортовые журналы | Учащийся умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации | Таблица тонких и толстых вопросов, шесть шляп мышления | Ученик умеет вступать в диалог | Работа в группе при использовании приемов ТРКМ, дискуссия, круглый стол, мозговой штурм |
У ребенка развита рефлексия | Синквейн, хокку, диаманта, кластер | Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Кластер, таблица ЗХУ | Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме | Денотантный граф, кластер, таблица-синтез, фишбоун | Ребенок может сотрудничать с другими людьми | Работа в парах, группах при использовании приемов ТРКМ, мозговой штурм, шесть шляп мышления |
У ребенка сформирована учебная мотивация | Таблица ЗХУ, бортовые журналы, двойные дневники, проблемные вопросы | Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля | Тонкие и толстые вопросы, синквейн, таблица-синтез | Может создавать устные и письменные высказывания | Эссе, сочинение-пятиминутка, буриме, ключевые слова, ассоциации, бином-фантазия | Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы | Работа в парах, группах при применении приемов ТРКМ |
Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку | Применяя приемы ТРКМ, учитель настраивает учеников на то, что любое их мнение правильное, ошибок быть не может, потому что они высказывают свою точку зрения | У ученика сформирован внутренний план действий | Таблица ЗХУ, бортовые журналы, РАФТ, ИДЕАЛ | Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации | Шесть шляп мышления, синквей, хокку, штрихи, жиаманта, кластер, фишбоун | Ученик может отслеживать действия партнера | Работа в паре, группе при использовании приемов ТРКМ |
| | Ученик перед тем, как начать действовать, определяет последовательность действий | РАФТ Таблица ЗХУ, ИДЕАЛ | Ребенок владеет операциями сериация, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи | Инсерт, ключевые слова, таблица –синтез, тонкие и толстые вопросы, перепутанные логические цепочки, ассоциации | Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми | Творческие задания типа эссе, видеомы, ментальной карты, бинома «Фантазия» |
| | | | Ребенок может проанализировать ход и способ действий | Таблица ЗХУ, бортовые журналы, двойные дневники | Ребенок может интегрироваться в группу сверстников | Метод углов, двухрядный стол, дискуссии, круглый стол, шесть шляп мышления |
| | | | У ребенка сформированы умения анализа и синтеза | Таблица-синтез, концептуальная таблица, синквейн, кластер | | |
| | | | Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию | Ключевые слова, инсерт, бортовые журналы, двойные дневники, шапка вопросов | | |
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Действия учителя | Приемы ТРКМ | Действия учителя | Приемы ТРКМ | Действия учителя | Приемы ТРКМ | Действия учителя | Приемы ТРКМ |
Учитель находит способ увлечь детей знаниями | Проблемные вопросы, Буриме, перепутанные логические цепочки, ментальные карты, видеомы | Учитель на уроке уделяет внимание самопроверке детей, обучая их тому, как можно найти и исправить ошибку | Инсерт, двойные дневники, бортовые журналы | Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией | Ключевые слова, инсерт, бортовые журналы, двойники, шапка вопросов | Учитель обучает детей приемам работы в группах; Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах | Круглые столы, дискуссии, мозговой штурм, шесть шляп мышления, метод углов |
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом | Синквейн, хокку, эссе, сочинения-пятиминутки | Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем | Таблица ЗХУ, таблица-синтез, кластер, фишбоун, денотантный граф | Учитель включает детей в открытие новых знаний | Проблемные вопросы, таблица ЗХУ | Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей | Создание коллективной ментальной карты, видеомы, учение через обучение, мини-проекты |
Учитель включает детей в открытие новых знаний | Проблемные вопросы, видеомы | В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивает то, чему научились, что получилось, а что нет | Синквейн, хокку, штрихи. Эмоциональная карта урока, инсерт | Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения | Таблица ЗХУ, тонкие и толстые вопросы, дневники, бортовые журналы | Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других | Дискуссия, круглый стол, семинар, мозговой штурм, шесть шляп мышления |
Учитель показывает то, что ошибка - это нормально – главное уметь учиться на ошибках | Вместе с детьми выполняет задания, составляет кластер, синквейн, пишет эссе | Учитель учит детей планировать свою деятельность | Таблица ЗХУ, двойные дневники, РАФТ, ИДЕАЛ | Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности | Ассоциации, инсерт, ключевые слова | Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками | Индивидуальный подход, формирование групп по различным критериям |
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном опыте | Притчи, афоризмы, цитаты, басни – проблемные вопросы | | | Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ | Результаты деятельности учащихся в электронном уголке русского языка | | |
Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания | Проблемные вопросы, видеомы, таблица ЗХУ | | | Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных | Стадия рефлексии – синквейн, хокку, штрихи, кластер, бином «Фантазия», диаманта, эссе | Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы | Консультирование по возникающим вопросам, подсказки, косвенная помощь, собственный пример |
| | | | Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы | Таблица ЗХУ, проблемный вопрос, видеомы | Учитель при организации групповой работы учитывает степень сформированности коммуникативных навыков | Дискуссия, защита работы, круглый стол, шесть шляп мышления |