Рекомендации для родителей «Игры на развитие памяти, внимания, мышления»
Игры направлены на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Игры позволяют сделать обучение детей не только эффективным, но и более интересным и увлекательным.
Игра «Чего не стало?»
Цели: развивать внимание, память, мышление, закреплять словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания.
Оборудование: игрушки, предметы, таблички, картинки.
од: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог выставляет на стол игрушки (предметы). Затем с помощью определенного метода: составление сюжета; методом ассоциаций, методом трансформации, методом «Цицерона» или ориентируясь на фотопамять предлагает ребенку запомнить игрушки.
Например, метод составления сюжета: гриб рос под елкой, прилетела птичка и села на елку, видит машина, в ней едет кукла и т.д.; проговаривание может сопровождаться действиями.
Педагог считает до трех, дети закрывают глаза. Педагог убирает одну или более игрушек и предлагает детям вспомнить, чего нет? Дети называют или показывают предмет. Игрушка ставится на место педагогом или ребенком.
Речевой материал: посмотри, будь внимателен, запомни, чего нет? верно – неверно, молодец, думали хорошо.
Игра «Что изменилось?»
Цели: развивать внимание, память, мышление, закреплять словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания.
Оборудование: игрушки, картинки, таблички.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог выставляет на стол игрушки (предметы). Затем с помощью определенного метода: составление сюжета; методом ассоциаций, методом трансформации, методом «Цицерона» или ориентируясь на фотопамять предлагает ребенку запомнить игрушки.
Педагог считает до трех, дети закрывают глаза. Педагог меняет игрушки местами и предлагает детям вспомнить, что изменилось? Дети ставят предметы на свои места и называют их.
Речевой материал: посмотри, будь внимателен, запомни, что изменилось? верно – неверно, молодец, думал хорошо.
Игра «На что похожа буква?» Цели: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи. Оборудование: карандаши, бумага.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует какую – либо букву и предлагает ребенку подумать, нарисовать и сказать, на что она похожа? Например, Ж похожа на жука, Ш – на расческу, В – на половинку бабочки и т.д.
Речевой материал: смотри внимательно, на что похоже? назови букву, что это? верно – неверно. Молодец.
Игра «Дорисуй»
Цели: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.
Оборудование: карандаши, бумага.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует любые закорючки и предлагает детям подумать. что из них можно нарисовать.
Речевой материал: смотри внимательно, думай. Что это? На что похоже? нарисуй что хочешь, верно, молодец.
Игра «Подумай и нарисуй» Цели: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.
Оборудование: бумага, карандаши.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует любые геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что из них можно нарисовать.
Речевой материал: смотри внимательно, думай. Что это? На что похоже? круг, квадрат, треугольник, нарисуй что хочешь, верно, молодец.
Игра «Запомни и назови» Цели: развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи, расширять и закреплять словарный запас детей.
Оборудование: картинки, предметы, таблички.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине и т.д.). Затем игрушки накрываются, и педагог просит назвать, разложить последовательность.
Речевой материал: смотри внимательно, думай, запомни. Что это? Кто это? повтори, верно – неверно, названия предметов, игрушек.
Игра «Прятки»
Цели: развивать внимание, тактильное восприятие, память.
Оборудование: тактильные буквы.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку пощупать объемную букву (одну или несколько). Затем педагог прячет эти буквы среди других и предлагает ребенку на ощупь их найти.
Речевой материал: назови буквы, думай хорошо, запомни буквы, повтори, выложи как было, верно - неверно
Подвижная игра: «Посмотри, запомни, повтори»
Цели: развивать внимание, двигательную память.
Оборудование: картинки со схематическим изображением поз человека.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет детям последовательно картинки с изображением различных поз человека. Дети выполняют необходимые движения, затем, через время педагог предлагает детям воспроизвести последовательность движений.
Речевой материал: смотри внимательно, делай так же, запомни. Повтори, верно – неверно. Молодец.