СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из запланированной серии последовательных уроков для отчёта я выбрала третий урок по теме «Семейство Розоцветные».  Дети уже знакомы с правилами работы  в группе.  

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков.»

Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков.

Пройдя курсы повышения квалификации педагогов Республики Казахстан по третьему (базовому) уровню и изучив новую Программу, я поняла, что изменения в методике преподавания необходимы. Данная методика способствует развитию творческой личности, способной иметь свою точку зрения, анализировать, синтезировать полученный материал. Повышается мотивация к обучению, формируется понимание и желание учиться самостоятельно. Я тщательно продумывала, как я буду применять модули. Какие методы, формы работы необходимы для реализации всех модулей на уроке.

На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества ( коллаборативной среды), повышает мотивацию учащихся и культуру общения.

Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» позволил мне задуматься над тем, что каждый ребенок индивидуален, и определенный этап его жизни сопровождается своими особенностями и характеристиками, поэтому необходимо при нашей работе учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся. Планируя урок, старалась использовать основные закономерности возрастного развития учеников среднего звена.

Из запланированной серии последовательных уроков для отчёта я выбрала третий урок по теме «Семейство Розоцветные». Дети уже знакомы с правилами работы в группе. Урок имеет триединую цель:

Образовательную- познакомить учащихся с признаками растений семейства Розоцветные, повторить признаки класса Двудольные;

Развивающую – создать условия для развития умения работать в группах, формирование умений выделять главное, ставить нужные вопросы, выявлять причинно- следственные связи;

Воспитательную –формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.

Класс – 6, численность учащихся -16.

Урок запланирован на основе семи модулей Программы. Для достижения целей я чередовала индивидуальную, парную и групповую работу. Урок строился на самостоятельной работе учеников, начиная с выполнения творческого домашнего задания. Работая над проблемой «Использование приемов критического мышления на уроках биологии» воспользовалась методом диалогического обучения. Непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формально, более личностно значимыми способами. Они «бросают вызов» традиционному акценту на обучение посредством учебника, и учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. ( Руководство для учителя с. 156)

В начале урока для настраивания на работу выполнили упражнение "Гордиев узел". С закрытыми глазами необходимо сомкнуться друг с другом и образовать кольцо. Ученики, обсуждая цель этого упражнения, пришли к выводу, что оно позволяет не только настроиться на совместную работу, но и ощутить себя в роли незрячего человека. Данный тренинг позволил не только почувствовать себя на месте человека с ограниченными возможностями, но и поменять свое отношение к незрячим людям. На вопрос «Как вы относитесь к незрячим людям?», дети отвечали: «Уважаю за их мужество жить в мире зрячих людей»; «Помогаю, когда встречаю на улице». Этот новый подход к обучению, позволяет не только настроить детей на работу, улучшить микроклимат в группе, но и благодаря рефлексивным вопросам способствует пониманию процесса обучения. Данная стратегия способствовала созданию коллаборативной среды и саморегуляции.

На этапе актуализации опорных знаний, используя слайд презентации на интерактивной доске, была проведена интеллектуальная разминка, с целью проверки домашнего задания. Эта работа была индивидуальной, и чтобы оценить ответы, с учениками разработали критерии оценивания. За каждый правильный ответ низкого порядка («тонкий вопрос») -0,5 баллов, за каждый правильный ответ высокого порядка(«толстый вопрос») -1 балл. Сумма баллов для перевода в оценку: 4-5 баллов-«3», 6-8 баллов-«3», 9-10 баллов-«5». По завершению работы, согласно критериям, ученики выставляли себе оценку в оценочный лист. Данный этап урока был очень удачным, так как ученики могли оценить свою работу благодаря критериям. Потому что такой вид оценивания был более прозрачный и у детей не возникло никаких сомнений. Эффективность выполнения задания осуществлялась при помощи ИКТ.

Ученики выставляют себе оценку в оценочный лист

(Фото 2)

Данный модуль способствовал вовлечению  учащихся в активную работу, погружая их в определённую игровую ситуацию для активации познавательной деятельности. Мотивацией для учителя применения ИКТ на уроках может быть снижение трудоемкости процесса (обучения и контроля), способность быть «современным учителем» (фото1).

«Игра –тест» на интерактивной доске. Вопросы « высокого» и «низкого» порядка

Фото2.

На этапе вызова определить тему помог прием "Корзина идей" с целью формулировки целей урока. Каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (2 минуты). Все идеи потом я записывала на доске, даже если они были ошибочные. При обсуждении эти ошибки устранялись. Параллельно шла диалоговая речь : ученик - учитель; ученик - ученик; ученик- учитель. Больше всего идей собрали ученики с высокой мотивацией, тем самым продемонстрировали готовность к освоению новой информации, извлекая ключевые понятия из темы прошлого урока Крестоцветные». Так ученики перешли к теме и сформулировали цели урока: Изучить характерные признаки растений семейства «Розоцветные», их представителей. Основная идея – большое практическое значение растений данного семейства в природе и жизни человека.

На стадии осмысления я запланировала парную работу. Дети подготовили к уроку сообщения- это было опережающее домашнее задание. Информация должна выходить за пределы учебника, из дополнительных источников. На уроке я детей объединила в пары, для создания конкурентной среды, это позволяет достичь очень большого эффекта при работе с дополнительным материалом, создании конструктивных выводов по теме. В разработку урока мною был включён следующий вид деятельности: ученики должны выбрать для совместной работы одноклассников, знакомых им менее, чем другие, приготовивших сообщение по одной теме. В связи с тем, что среди учащихся данного класса подобные тренинги проводились крайне редко, учащиеся начинают выполнять первые просьбы учителя со смущением и скромностью. Для контроля знаний учащимся даётся установка ответить на вопросы партнёра, используя ключевые понятия темы. За данную работу применялось формативное и суммативное оценивание по критериям, разработанными в группах - отражение темы, нестандартность подхода, владение речью, выразительность представления. Я наблюдала за ходом работы пар, присоединяясь к ним как собеседник. Перед классом выступили три пары, остальные ученики были привлечены к активному участию в уроке. Кроме контроля знаний на этом этапе урока велась диалоговая речь, отражая коммуникативные умения учащихся. Дети с высоким интеллектом показали навыки практического мышления, задавали вопросы по содержанию, аргументировали ответы. (Фото 3). Для детей со средней мотивацией барьером являлся психологический фактор : ученикам трудно заставить себя говорить вслух . Для детей со слабой мотивацией - бедный словарный запас. По завершению этой работы, группы оценивали пары при помощи цветных стикеров. Красный- «отлично», желтый – «хорошо», зеленый «удовлетворительно». Для форматиного оценивания использовался прием «две звезды и одно пожелание» .

Парная работа. Стадия вызова.



(Фото 3)

Работая на этапе закрепления темы, детям было предложено создание проекта «семейство Розоцветные». Этому заданию предшествовала работа в группе - составить план характеристики семейства по инструктивной карте. Учащиеся работали над заданием самостоятельно и выполнили его. Этот вид работы был им уже знаком из предыдущего урока. Для оценивания проектов разработали следующие критерии: 1) соответствие проекта целям урока,

2) полнота раскрытия темы, 3) умение отвечать на вопросы 4) аккуратность и эстетичность. Первая группа создала проект, с применением инструмента «древо предсказаний», вторая группа «ромашка Блума». Третья группа - «домик». Со стратегиями этих инструментов критического мышления дети познакомились на первом уроке. Сильные ученики смогли вовлечь в процесс добывания знаний слабых: они вели диалог, выдвигали идеи, анализировали информацию и делали выводы без помощи учителя. В выполнении этого задания тоже можно отметить активное участие всех детей. Выполняя задание, ученики высказывают свои суждения, сопоставляют предложения с учебником и инструктивной картой. Из чего следует, что обучающиеся не просто переносят информацию в готовом виде, а преломляют через призму своих целей и вопросов.

По завершению задания в каждой команде был выбран спикер, который защищал свою группу, отвечал на вопросы. Группы внимательно слушали, дополняли ответы, если это было необходимо, велась исследовательская беседа. Правильность ответов сверялся со слайдами презентации

(название плодов, соцветий, представители и т. д.). После выступления группы оценили друг друга по критериям оценивания.

Надо сказать, что спикеры от команд подготовились хорошо, отвечали на дополнительные вопросы, приводили примеры.

В конце урока использовала рефлексию содержания учебного материала для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обсудили то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы групп, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказывали обратную связь, выбирая начало фразы из рефлексии на интерактивной доске:

  1. Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься….

  2. Мои знания по теме выросли…..

  3. Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу….

  4. Участвовал в диалоге и полилоге на уроке……

  5. Активно работал в группе с раздаточным материалом…..

  6. Работал с литературой учебной и дополнительной….

  7. Выступал перед классом, представлял итоги группы…..

  8. Помогал работать товарищам на общее дело группы…..

  9. Я буду применять знания, полученные на уроке, т.к. они полезны в жизни…

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Считаю, что на стадии рефлексии важными должны быть и эмоциональные переживания. Дети должны оценить, как они себя чувствовали на уроке; что у них получилось, а что не получилось; что понравилось, а что нет. Такая работа развивает следующие качества: наблюдение за собственными действиями, поиск решений, готовность исправлять ошибки, настойчивость в достижениях целей. А данные качества нужны не только в учёбе, но и в жизненных ситуациях.

В итоге хочу отметить что, на данном этапе моей работы ещё преобладают минусы, но если работать в системе, то можно добиться положительных результатов.

Результат. На уроке сочеталась индивидуальная, парная и групповая форма работы. По ходу урока на каждом этапе включала модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». На протяжении всего урока учащиеся заполняли оценочные листы, что помогло в подведении итога урока.

Оценочный лист

Ф.И. 6 класс

Интеллектуальная разминка

Сообщения

Защита проекта

Самооценка

Итог








Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________


Критерии


Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к

уроку



Активность

на уроке



Личный

вклад в

работу

групп



За каждую оказанную помощь другой группе добавляется 1 балл.

Итог: 24 – 25 баллов – «5», 18 – 23 балла – «4», 15 – 17 баллов – «3».


Для поддержки детей я использовала словесную оценку, этим я хотела показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично!»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только будь внимателен...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания я хотела показать ученику, чего он уже достиг, и что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний. Оценка – гибкий инструмент, который учитель может использовать по своему усмотрению для управления учебной деятельностью. «Слабый» ученик, который начал проявлять к учебе интерес, нуждается в большем подкреплении, чем «сильный» ученик. После представления своих проектов группы оценивали их по критериям. Работы получили высокие оценки, такая деятельность ребятам понравилась. Впрочем, творческие задания применялись мною и ранее, они позволяют раскрыть потенциал ребёнка, через изучаемую тему и обнаруживаешь такие таланты в своих учениках, о которых не догадывался. Часто мы недооцениваем способности наших детей, а подобные задания на критическое мышление, дают возможность проявиться креативности, в условиях самостоятельной и групповой работы. Поэтому подобные формы работы буду в дальнейшем более широко применять на своих уроках, где это уместно и рационально.

Цели и задачи урока разрабатывали сами ученики. Что это даёт?

Во-первых, это активизирует мышление, развивает речь учащихся.

Во-вторых, ученики уже на начальном этапе обучения могут разграничить информацию ту, с которой они знакомы и хотят её пополнить. И ту, с которой они не знакомы и хотят узнать. В-третьих, учащиеся могут определять, что является главным и значимым при изучении определённой темы. Здесь же положительным моментом этой стратегии является рефлексия, что обязательно нужно проводить как завершающий этап урока. Она позволяет узнать, достиг ли ученик своей цели урока и как нужно поступать, чтобы достичь ее в будущем. При защите групповой работы смогли себя проявить учащиеся с особыми возможностями, которые углубленно занимаются изучением биологии, или учащиеся, которые предпочитают активно выступать на публике, перед аудиторией. По сути, при выполнении данного задания, те ученики, кто занимается хорошо по моему предмету, предлагали идеи, художники воплощали их в жизнь, а ораторы предоставляли свои работы; ученики с низкой мотивацией чаще отсиживались. Чтобы познакомить учащихся с новым видом задачи, по ходу урока, просматривали слайды презентации. Использование информационно-компьютерных технологий на данном этапе урока дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального восприятия темы.

Проблемы.

    1. Много времени затрачивается на объяснения задания, так как у детей недостаточно выработана саморегуляция.

    2. Опережающие групповое задания выполнили не все учащиеся.

    3. Ученики давали неаргументированные ответы, недостаточно владеют техникой ведения диалога.

    4. Дети не совсем осознанно ставят себе оценки (самооценка завышена или занижена).

    5. При взаимооценивании дети выбирают оценку в зависимости от отношений между собой.

    6. В классе есть "молчуны", которым трудно работать в группе.


Пути их решения.

  1. Вырабатывать умения давать аргументированные ответы..

  2. Применять индивидуальный подход к каждому ребенку, не зависимо от его способностей и мотивации.

  3. В своей практике на каждом уроке применять критериальное оценивание.

  4. Создать ситуацию помощи слабо успевающим ученикам через учеников с высокой мотивацией.

  5. Не оставлять без обсуждения ни одного ответа, даже неверного.

  6. Развивать коммуникативные навыки учеников.

  7. Вырабатывать навыки саморегуляции в группе, с целью не допускать иждивенчества.

  8. В системе использовать рефлексию для создания развивающей среды на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!