СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по исследованию

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью исследования на моих уроках, стало влияние диалогического обучения на способность детей работать в группах, слушать и слышать друг друга, развивать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и как следствие продукт такой деятельности, само мотивация и самореализация личности.   

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по исследованию»

Требования к рефлексивному отчете по исследованию в действии


Основные вопросы разделов отчета

Комментарии тренера


Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии

В данном разделе вы должны:

  1. Объяснить причину выбранного фокуса на определенном аспекте или аспектах семи тем Программы 2 уровня.

  • Почему это важно в контексте вашего класса?

  • Почему это важно в контексте вашей школы?

  1. Объяснить что уже известно об аспекте преподавания и обучения, который Вы рассматриваете в рамках исследования в действии в вашем классе.

  • Обсудите значимые идеи, освещенные на занятиях во время первого этапа «лицом к лицу» и в Руководстве для учителя, ссылаясь на ключевых авторов и проведенные в данной области исследования.

  • Для углубления понимания материала данного раздела используйте соответствующий теме дополнительный материал для чтения, предложенный в Руководстве.

  1. Написать свой исследовательский вопрос

Это должно дать четкое указание на то, что вы пытаетесь узнать, и должно быть напрямую связано с идеями, которые вы обсудили, отвечая на вышеуказанный вопрос, например: «Является ли самооценивание более эффективным по сравнению с оцениванием, основанном на совместном обсуждении критериев успеха, для улучшения качества письменной речи учеников на казахском языке?»




В условиях стремительно меняющегося мира одним из ключевых вопросов и для политиков и для школ в целом, и для учителей в частности, является вопрос: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» (Руководство для учителя, с. 146). В настоящее время существует значительное количество доказательств, подтверждающих преимущества для учеников обучения, построенного через диалог учащихся. «Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении». (Руководство для учителя с. 251). Все учащиеся вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный вклад. Анализируя уровень достижений в обучении класса, за прошедшее три года, а так же уровень достижений школы, я увидела стремительное падение, а не динамику роста, результатов обучения. 
Причиной, на мой взгляд, служит преемственность в обучении между начальной и основной школами. Нам, педагогам, нужно работать во взаимодействии, тогда мы, учителя старших классов, будем видеть в ученике индивидуума, которому необходимо постоянная поддержка мотивации к процессу обучения. Поэтому мной был поставлен вопрос: Что и как, я должена изменить в преподавании и обучении учащихся? Каким образом изменить деятельность детей на уроках физики, чтобы поднять их мотивацию в обучении? 
Для исследования в действии, я выбрала 8 «Б» класс, класс с очень не однородным уровнем мышления. Здесь есть ученики, у которых высокий уровень мышления, но низкая самомотивация , со среднем уровнем , которые стремятся к самовыражению и саморазвитию в овладении знаниями, но не имеют поддержки класса, что отрицательно сказывается на их обучении; и так называемые «медленные» дети , дети, для которых процесс обучения давно стал неинтересен. Это был класс, после окончания начальной школы, с уровнем успеваемости выше 60%. Но впоследствии, с каждым годом, уровень ЗУН, стало стремительно падать. 
Данная проблема присуща, не только отдельно взятому классу, но это проблема всей школы. С возрастом пропадает мотивация к обучению, активность взаимодействия во время учебного процесса. Что это – возрастные особенности, влияние социума или результаты нашей профессиональной деятельности? 
Опираясь на результат своего обучения на первом этапе «Лицом к лицу» Программы второго уровня, я пришела к заключению, что диалогическое обучение способствует развитию мотивации в обучении и развитию мыслительной деятельности учащихся. Диалог учеников в группе, мотивирует детей выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания. 

«Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании названных авторов подчеркивается, что, как интерактивное общение с взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию (Руководство для учителя стр. 251). 
Большинство детей просто не умеют высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать, потому что наблюдения за их деятельностью на моих уроках, свидетельствуют о том, что они высказывают не свои мысли и размышления, а дают те ответы, которые я от них требую. Т.е. учащиеся лишаются мотива в своем развитии. 
Целью исследования на моих уроках, стало влияние диалогического обучения на способность детей работать в группах, слушать и слышать друг друга, развивать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и как следствие продукт такой деятельности, само мотивация и самореализация личности. 
Обучаясь на первом этапе «Лицом к лицу», где каждый день нашего обучения проходил во взаимодействии друг с другом, мне стало понятно, что работая и обучаясь в небольших группах, быстрее можно решить поставленную проблему или задачу, лучше усвоить материал, но нужен мотив. Так что же такое мотивация? 
«Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. 
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: 
• познавательные; 
• коммуникативные; 
• эмоциональные; 
• саморазвития; 
• позиция школьника; 
• достижения ; 
• внешние (поощрения, наказания). 
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.» (http://festival.1september.ru/articles/569621/).Я считаю, что надо ученикам давать больше ответственных заданий, потому что это способствует повышению мотивации, ответственности перед классом, и они пытаются развивать своё мышление. 
Исходя из всего выше сказанного, я поставила перед собой следующий исследовательский вопрос: «Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках физики», т.е. является ли групповая работа, той формой взаимодействия, которая направлена на достижение определенного результата или цели, решения поставленной задачи». 
Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества. Все учащиеся вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный вклад.





Раздел 2: Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.

В данном разделе вы должны:

  1. Объяснить какие изменения были внесены в вашу практику

Что именно вы изменили в своей обычной практике преподавания?

Какие дети участвовали в этом процессе? Почему, именно, эти дети (в случае, если это не был весь класс)?

На кого было направлено ваше внимание? Почему вы выбрали именно этих учеников (в случае, если не все дети были вовлечены в выполнение задания)?

Какие задания выполняли дети? Чем они отличались от обычных упражнений, выполняемых детьми в классе?

Какие новые ресурсы были использованы? Чем они отличались от тех, которые вы обычно используете?

Почему вы внесли эти изменения и как они соотносятся с идеями Программы первого этапа «лицом к лицу» и идеями, описанными в Руководстве?

  1. Объяснить какие доказательства были собраны для демонстрации обучения детей, и каким образом вы их собрали?

Производилась ли видеозапись обучения? Если да, сколько уроков и какие, именно, фрагменты урока?

Вы проводили наблюдения? Вы использовали проформу или писали заметки в повествовательной форме?

Вы собирали работы детей?

Вы проводили собеседование с детьми или просили их оценить урок?

Какие еще методы вы использовали для получения информации об обучении детей?

Вы также могли бы объяснить причину выбора того или иного метода, который вы использовали. Каковы преимущества и недостатки использованных вами методов?




Изменения в своей практике, я начала с того, как я готовлюсь к уроку. Раньше особой подготовки я не осуществляла: писал планы, использовала в основном только материалы учебника и материалы из дополнительной литературы. Сейчас, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к одному такому уроку занимает у меня очень много времени. Теперь я стараюсь подбирать задания на урок очень серьезно. В помощь мне приходит Интернет, где я могу взять много интересного и занимательного материала. Я поняла, что дети всегда стремились ко взаимодействию, кто – то просто ждал, когда ему удастся переписать задание, кому – то нужна была консультация по выполнению, а кому – то признание его успехов. Но мы, учителя, постоянно пресекаем попытки учащихся взаимодействовать друг с другом, потому, что вызывает шум и нарушение дисциплины, видим только отметки, но не видим личности ученика. 
До прохождения первого этапа курсов повышения квалификации в моей практике в основном присутствовала классно – урочная система, т.е. взаимодействие « Учитель – ученик»; « учитель всегда прав»; « ученик не должен ошибаться». Каково же было на таких уроках моим ученикам? Об этом я узнала сразу же после первого урока, на котором я применила групповую работу. Дети подошли ко мне и высказали свои впечатления об уроке: «Раньше на уроке мы не могли дождаться звонка, а сегодня он прозвенел очень рано, ведь мы хотели сделать ещё очень многое». 
Планируя свои уроки, в аспекте изменения своей практики преподавания, к создании групп, я подошла с точки зрения создания коллаборативной среды обучения. Формировать группы я стала, не по признаку взаимной симпатии (хотя такой эксперимент я провела), а по признаку уровня мышления детей. В игровой форме или по результатам индивидуальной работы, создавала разно уровневые группы, т.е. объединяла детей с разным уровнем мышления, не забывая при этом об их эмоциональном состоянии. Например: предложила выполнить задание аналогичное домашнему, затем провести взаимопроверку и оценить работу одноклассника. Зная, что, как правило, с этим заданием справятся сильные и средние ученики, и практически не выполнят - медленные. По результатам работы, я попросила детей поднять руки, которые были оценены на отлично и раздала им фигуры квадрата, прямоугольника, ромба и треугольника. Аналогично выдала фигуры детям, кого оценили на хорошо и т.д. Затем, дети образовали группы по виду полученной фигуры. Таким образом ученики не почувствовали со стороны учителя выбора, в формировании групп, по их уровню мыслительной деятельности. Минусом таких групп считаю, не комфортные условия для взаимодействия, отдельных участников, в эмоциональном плане. 
Приступая к работе в группах, мною было доведено до учащихся о распределении ролей в группе, в целях достижения наилучшего результата, но в тоже время, выполняя свои обязанности, каждый должен активно участвовать в работе. Подбирая задания на уроки, постаралась выбрать те, которые больше будут влиять на развитие мыслительных процессов и требовать большего взаимодействия и вклада от каждого ребенка, в достижении результата, тем самым мотивируя их к собственному развитию в обучении. Работая в группе, дети разрабатывали постеры, для создания которых, необходимо было найти информацию, обработать её и в доступной форме донести до остальных учащихся класса. Такого рода задания были совершенно новы и необычны ученикам, привычные к стандартному опросу и решению задач, где во главе всей деятельности, стоял учитель. Для выполнения заданий предлагалось использовать интернет, дополнительный источник и к поиску полезной информации. Дети рисовали, выбирали нужную информацию, обсуждали план своей защиты выполненной ими работы. Так же были предложены задания с использованием стратегии «Лошадь и наездник». При выполнении данного задания, от учащихся требовалось сопоставить текстовую формулировку определения количества теплоты, её записи в виде формулы. Суть данной стратегии хорошо подходит для оценивания собственного обучения, на основе ранее полученных знаний, сотрудничая друг с другом, позволяя услышать себя и услышать других. Ранее я применяла подобное в физических диктантах, но там каждый работал самостоятельно и воспринимал информацию на слух. Здесь же основной упор сделан на восприятие зрительной информации, по большому разделу учебного материала. Проводила и решала стандартные задачи, но был изменен ход достижения желаемого результата каждым учеником, в соответствии с его уровнем. Первый вид задач был рассчитан на уровень применения знаний , второй – требовала анализ и третий – синтез и оценивания своего уровня обучения. 
И обязательным заданием в конце каждого урока – рефлексия на проведенный урок, что понравилось, а что нет, что нужно изменить. Оценить свою работу на уроке, что достиг в своем развитии. Многим детям это было непонятно, как это можно давать указания учителю и как оценить себя, ведь практически всегда за них это делал учитель. А для меня это было важно, знать мнение учеников, чтобы спланировать свою деятельность на последующих уроках, следить за развитием детей, чтобы повышать их мотивацию к стремлению овладения навыками и путями поиска самостоятельного обучения. 
Для наблюдения за процессом обучения, я проводила видео съёмку своих уроков по физике.

На практике вести урок, и производить какие -то записи, у меня не хватает практических навыков для выполнения такого рода задания. А вот видео материал, дает возможность взглянуть на себя со стороны и лучше проанализировать все моменты, на которые возможно во время урока я не обратила внимание. Я провела видеозапись четырех уроков в исследуемом классе, фиксируя фрагментарно основные моменты, которые возможно были наиболее важны. После просматривая видеозаписи, составляла форму наблюдения, опираясь на трех учениках, в которой отражалась работа учащихся по их взаимодействию в группе. Используя стратегию «Голос ученика», беседовала с определенными для исследования учащимися после уроков, пытаясь выяснить их отношение к изменениям по форме проведения уроков, что им нравится, а чтобы они сделали по - другому. Индивидуальная беседа, создает более комфортные условия, помогающие раскрепостится и чувствовать себя в безопасности. Проведение анкетирования помогло определить эмоциональное состояние детей в коллективе, которое то же играет не последнюю роль в мотивации процесса обучения. Мотивом к обучению может служить и убеждения ученика, для кого и для чего он учится. Этот способ помог мне определить, в каком направлении нужно подтолкнуть ребенка, чтобы возросла его активность и мотивация в процессе самостоятельного обучения. Выполненные работы, один из традиционных способов фиксирования достижений в обучении, но не всегда отражающий стадию обучения и служит мотивом получения отметки, с точки зрения ученика, а не самооценки достижений его обучения. 
Прошедшая практика внесла коррективы и в мою профессиональную деятельность, заставила взглянуть по - новому на весь процесс обучения, переосмыслить ценности, поменяла свои убеждения. Так что бы я сделала на практике, если мне пришлось ещё раз вносить те же изменения в работу по обучению детей. Во- первых обратила больше внимание на деятельность медленных учащихся во взаимодействии. Во вторых – провел бы работу по формированию понятия формативного оценивания у учащихся, как метода для саморегуляции. Применял больше различных стратегий развивающих данный навык. В третьих – уделять внимание общению детей во время взаимодействия в группе. В четвертых – при планировании уроков делать акцент на постановке вопросов, развивающие, мыслительную деятельность на высоком порядке. В пятых – выдерживанию временных рамок на каждом этапе. В шестых – больше включать заданий, которые требовали бы поиска информации в других источниках, в частности использования ИКТ. В седьмых – совместно с учащимися, просматривать видеозаписи уроков и анализировать их деятельность. Взгляд со стороны является хорошим мотивом к обучению и воспитанию.  Так же для оценивания процесса обучения, хорошо использовать компьютерное тестирование. Это способ не только отследить процесс обучения в любой момент, но и мотивирует учащихся на достижение более высоких достижений, путем многократного повторения выполнения заданий. А в случае достижения ими результата, собственного обучения, оказывать помощь в обучении других. 






Раздел 3: Выводы и анализ

В данном разделе вы должны

  1. Представить свои выводы четко и ясно

Количественные (числовые) выводы могут быть представлены в:

  1. таблицах

  2. схемах

  3. графиках различных видов

Такие выводы могут показывать периодичность тех или иных событий или продемонстрировать взаимосвязь между учениками и событиями, либо между двумя типами событий и т.д.

Качественные выводы могут включать:

        1. Отрывки транскрипта беседы в классе

        2. Фотографии (возможно c комментариями)

        3. Стоп-кадры из видеозаписи (возможно c комментариями)

        4. Копии работ учеников (возможно c комментариями)

        5. Отрывки транскриптов собеседований

        6. Оценивание и комментарии учеников

Качественные выводы (данные) зачастую используются для иллюстрации количественных выводов (данных). Например, при выполнении Задания 1 в период практики в школе вы вели учет случаев включения различных типов мышления в ответе учащегося во время опроса. Количество случаев может быть представлено графически как количественные данные. Данное доказательство может быть подкреплено иллюстрацией вопросов, ответы на которые активизировали разные уровни мышления; также оно может быть подкреплено ответами учеников на вопросы, которые, как ожидалось, были запланированы для выявления различных типов мышления.

Ваши количественные и качественные данные должны быть четко и ясно представлены и зафиксированы для презентации результатов анализа. Однако это не является анализом.

  1. Проанализируйте свои выводы для вынесения обоснованных суждений о том, что произошло, по вашему мнению. Данный анализ должен помочь ответить на ваш исследовательский вопрос.

В анализе вам необходимо ссылаться на ваши выводы.

Например, для исследовательского вопроса: «Поможет ли использование большого количества открытых вопросов ученикам мыслить на более высоком уровне?»

График показывает, до того, как я стал применять больше открытых вопросов на уроке, ответы на большую часть моих вопросов определяли низкий уровень мышления. После того, как я стал использовать больше открытых вопросов, это привело к включению у детей мышления высокого порядка – на уровнях «применение» и «анализ». Вмешательство не привело к развитию у детей мышления наивысших уровней – «синтеза» и «оценки», но имеются данные, подтверждающие снижение мыслительной активности на низком уровне «знания».




Сбор доказательств изменений в обучении детей, показал, что сотрудничество в классе главный мотив в обучении. Проводя анкетирование, наблюдения за взаимодействием, анализируя работы учащихся, я поняла, что сдвиг в положительную сторону в решении вопроса по мотивации к процессу обучения, все же достигнут.


анкетирование в начале практики

Метод сбора данных, такое как анкетирование, не всегда соответствует реальности, потому что многие ученики отвечают формально на вопросы анкеты. Другие боятся ответственности и наказания, если даже анкета анонимная, или просто списывают друг у друга.

анкетирование в начале практики

А вот метод сбора данных с помощью видео, во многом помог мне в наблюдении за развитием выбранных учеников. Многократный просмотр помогает увидеть то, что на первый взгляд остается незамеченным. 
Для сбора информации о доказательстве обучения учащихся, на мой взгляд, лучше привлекать коллег, которые будут вести свои наблюдения соответственно выбранного фокуса. Дублирование данного метода следует производить видеозаписью урока. Затем совместно провести анализ полученных данных, с целью дальнейшего планирования изменений в практике преподавания. Проводя исследование в действии в отдельно взятом классе, я пришела к выводу, что данную практику я буду применять во всех классах. Повышение мотивации к обучению влияет не только на обучение, но и на саморегуляцию и саморазвитие детей. На их эмоциональный мир, социальный статус как личности. Однако мне не стоит заострять свое внимание только на тех изменениях, которые я применила и исследовала во время практики. Нужно планировать уроки с применением всех модулей Программы. Следует обратить внимание на обучение талантливых и одаренных, их выявлению и развитию. Развивать профессиональную деятельность в обучении в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Работать над формированием мыслительных процессов высокого порядка. Но для осуществления намеченных изменений и для достижения наилучших результатов, надо внедрять такие изменения не только по отдельно взятым предметам, а в совокупности всего образовательного процесса. Поэтому необходима поддержка коллег, родителей и учеников, уверенность в выбранном пути по распространению передового педагогического опыта. Развивать и совершенствовать собственную практику. 
В будущем развивая свою практику, мне нужно разрабатывать занятия, обращая внимание на следующие моменты: 
• Планировать занятие таким образом, чтобы больше вовлекать участников в мыслительный процесс и взаимодействие во время групповой работы, использовать критическое мышление для аргументирования, формирования заключений и выводов. 
• Большего выполнения практических заданий в группах, тем самым вовлекая их во взаимодействие. 
Использование  ИКТ  дает  возможность  работать  в  индивидуальном  режиме,  продвигаясь  в  постижении  нового  материала  в  своем темпе,  возвращаясь к неясным  вопросам,  если  это  требуется,  или  забегать  вперед.  Предложила  ученикам  диалог  с  компьютером  через исследовательскую  беседу  «Где  в  военном  деле  применяются  радиоактивные  элементы?»  учащиеся  вели  самостоятельный  поиск  информации.  В  исследовательском  диалоге  я  увидела  положительную сторону, такое эффективное обучение  позволило  мне  увидеть  многое:навыки  работы  с  информационными  источниками,  умение  обрабатывать  и  подавать  ее,  но  самое  главное  в  классе  появились  новые  лидеры. 

После  проведения  серии  последовательных  уроков  количество  задаваемых  вопросов  по  типу  мышления  изменились  в  следующем  соотношении:

Вопросы  низкого  порядка  до  исследования  57,1  %  , 

после  80  %Вопросы  высокого  порядка  до  исследования  —  42,8  %  ,  после  70  %

1.  Знание  до  21,4  %;  после10  %;

2.  Понимание  до  21,4  %;  после  5  %;

3.  Применение  до  44,2  %;  после  15  %;

4.  Анализ  до  41,4  %;  после  25  %;

5.  Синтез  до  44,2  %;  после  25  %;

6.  Оценка  до  71  %;  после  20  %; 

 

Диаграмма  1.  Типология  вопросов  учителя  и  уровень  ответов  учащихся  до  начало  исследования

 

Диаграмма  2.  Типология  вопросов  учителя  и  уровень  ответов  учащихся  после  4  уроков

Результаты  показывают,  что  практика  в  школе  позволила  переосмыслить  типологию  вопросов  по  таксономии  Блума.  Вопросов  низкого  порядка  уменьшилось  на  27,1  %,  а  вопросы  высокого  порядка  увеличилось  на  27,2  %  (диаграмма1,2).  Ученики  стали  понимать,  что  реже  необходимо  использовать  вопросы,  требующие  однозначных  ответов,  осмысления  и  применения  информации.  Я  осознала,  что  нужно  использовать  вопросы,  которые  помогают  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и оценивать  информацию.  Считаю,  необходимо  время,  чтобы  научиться  вырабатывать  и  составлять  собственные  вопросы  высокого  уровня  мышления.

Замечаю,  что  ребята  стараются  контролировать  свои  знания,  больше  работать  с  дополнительной  литературой,  добиваются  самостоятельности  в  решении  задач.  На  вычерченном  графике  следят  за  учебными  достижениями,  думают  и  рассуждают,  как  улучшить  свое  обучение.  У  слабого  ученика  к  4  уроку  результаты  немного  улучшились,  он  только  стал  раскрываться, 

появилась  заинтересованность  к  учебе.

 

Диаграмма  3.  Анализ  успеваемости  учащихся  АВС

 

Групповая  форма  работы  очень  заинтересовала  учащихся,  об  этом  можно  судить  по  следующим  высказываниям  учащихся:  «Мне  все  понравилось, было  очень  интересно,  мне  было  все  понятно»,  «Раньше  мне  неудобно  было  задавать  вопросы  учителю,  а  сейчас  могу  спросить  любого,  кто  рядом»,  «Я  понял  новую  тему»,  «Я  смог  разобраться  самостоятельно».







Раздел 4: Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики

В данном разделе вы должны

  1. Обсудить проблемы, с которыми вы столкнулись, внося изменения в практику и собирая доказательства обучения детей.

Удалось ли вам внести запланированные изменения?

Удалось ли вам получить доказательство обучения всех учеников, на которых было направлено обучение?

Оказались ли методы сбора данных, которые вы использовали настолько полезными, насколько вы рассчитывали?

  1. Объясните,что вы бы улучшили, реализуя эти изменения в практике в следующий раз

Скорректируете ли вы изменения, внесенные вами в практику?

Существует ли другой способ сбора доказательств, который может дать вам больше полезной информации?

  1. Объясните как то, что вы, почерпнули из проекта, исследования в действии повлияет на вашу дальнейшую практическую деятельность

Продолжите ли вы внедрять те же изменения?

Примените ли вы данные изменения к другим ситуациям?

Измените ли вы свою практику в других отношениях?

Будете ли вы работать с коллегами, чтобы помочь им изменить их практическую деятельность таким же способом?



Серия уроков по данным темам, проведенная в форме групповой работы с применением модуля «Диалоговое обучение», а также анкетирование и другие методы сбора данных показали, что к четвертому уроку стали складываться навыки сотрудничества, «недружная» работа наблюдалась лишь эпизодически. У ребят повысился интерес к предмету. Дети шли на урок с интересом. Правильный выбор стратегий и подходов в обучении обеспечил успешность урока. Благодаря стратегии Джиксо, Аквариум, творческой мастерской и других мне удалось вовлечь всех учеников класса, как сильных – одаренных, так и слабых в процесс совместного сотрудничества. Дети научились распределять роли в группах и задания по мере развития учебных навыков у ребят. Как показало анкетирование, проведенное после окончания практики, стал улучшаться психологический климат, который выступает своеобразным условием обеспечивающим развитие личности. Слабые, неуверенные в себе дети почувствовали уверенность: заговорили, работали активно, участвовали в сценках, рисовали кластеры. Более сильные ребята научились сдерживаться, хотя это удавалось ни всем. Ребята научились оценивать себя, подвергать анализу собственные достижения, а это, в свою очередь, делало их более уверенными в общении. Они ощутили необходимость в помощи товарищу, попробовали себя в роли «оценщика». Объясняя и повторяя материал неоднократно, ребята сами лучше его усваивали и запоминали, у них значительно улучшилась речь. Дети отметили, что класс стал более дружным: »… мы стали прислушиваться к мнению участников групп и поэтому нам удавалось избегать конфликтных ситуаций, чаще выступать с защитой наработок всей группы, оказывать помощь в научении других членов команды». Анализ практики показал, что при условии адекватного использования групповых форм организации учебного сотрудничества, повысилась эффективность формирования компонентов учебной деятельности, успешность решения учебных задач и, что немаловажно развития межличностных взаимоотношений. Помимо положительных моментов практики у меня были и проблемы. Я считаю, что до конца не раскрыла тему исследовательской деятельности. Еще предстоит большая работа, так как достигнутые результаты – это лишь первые шаги на пути к большой цели. Мне предстоит поразмыслить и провести работу по раскрытию потенциала своего ученика «В». Я не сумела до конца раскрыть потенциал мальчика. Думаю, что по поводу «В» мне также нужно будет посоветоваться с психологом школы и учителями – предметниками. Наблюдения за учеником «Б» показали, что при правильном выборе задания для него, можно вовлечь в процесс обучения. А ученица «А» справилась со своей задачей, хотя ей была необходима моя эмоциональная поддержка. Я также столкнулась с трудностями при комплектовании групп, уходило много времени на планирование урока. В групповой работе невозможно было обеспечить исключительное внимание каждому ребенку, трудно соблюдать конфиденциальность. Учащиеся ни всегда могли самостоятельно разобраться в учебном материале, распределить роли. Хочется отметить, что проведение практики было для меня и моих учеников процессом интересным и насыщенным, а главное полезным. Ежедневный анализ уроков, наблюдения за учениками усовершенствовали мою деятельность и деятельность учеников. По взглядам детей, их репликам я видела, что детям работать было интересно. Они приходили на следующий урок и с интересом спрашивали, а что мы будем делать сегодня. Я по новому взглянула на свою практику и поняла, что если хочу быть интересной детям и мой предмет у них востребованным, то необходимо более тщательно планировать уроки, отбирать материал, формировать задания. Так, как все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются, условием развития друг друга, то моей задачей на будущее будет продолжить работу по улучшению атмосферы сотрудничества, но уже не только в своем классе, но и в тех, где я преподаю. Я думаю, что через улучшение атмосферы сотрудничества, я также добьюсь, повышения мотивации, успеваемости учащихся, получения ими прочных знаний, которые сделают их самостоятельными, уверенными, успешными и конкурентоспособными. Немаловажным считаю в своей дальнейшей практике продолжить процесс развития творческих способностей детей на уроках физики, который должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически; содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя; способствовать воспитанию общественно-активной, творческой личности. Я планирую продолжить использовать в своей практике идеи Программы второго уровня в работе с коллегами, тем более как показала практика, у меня есть много единомышленников, готовых идти за мной и со мной. Школа научится делать что- либо по-другому при условии заинтересованности и вовлеченности коллег в сотрудничество. О своей практике в школе я могу сказать словами Я. С. Бенциона: »… работа требовала большой отдачи сил и времени. Но ни о чем не жалею и испытываю большое удовлетворение от, сделанного».

Используемая литература:

1.Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

2. Г. Н. Цукерман «Зачем детям учиться вместе?»– М., 1985




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!