СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по педагогическому исследованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье отражена рефлекия по результатам педагогического исследования, проведенного в рамках уровневых курсов "Эффективное обучение"

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по педагогическому исследованию»

Исследование я провела на 4 классе на уроке познания мира. При переходе в среднее звено их ждет новая критериальная система оценивания, что может повлиять на качественные показатели обучения, так как дети не видят оценку своей деятельности ежеурочно, в привычной для них форме.

Чтобы подготовить учащихся к безболезненному переходу от одной системы оценивания к другой, серия последовательных уроков по познанию мира была подчинена надпредметной цели «Развитие навыков самоанализа через ведение рефлексивного дневника» и проведена согласно плану, составленного на 1 этапе обучения. В серии запланированных уроков я старалась реализовать все семь модулей эффективного обучения.

Мне и моим детям очень нравиться групповая форма работы, которая позволяет построить диалогическое обучение, помогает развить у учащихся коммуникативные навыки, поэтому модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» отслеживается на всех четырех уроках.

В тесной взаимосвязи с ним работает и модуль «Обучение критическому мышлению», который по моему мнению является основным в развитии осознанного чтения и речи учащихся. Он нашел отражение в применении таких стратегий, как «Корзина идей», «Кластер» - на этапе актуализации знаний, «Сократов круг» - на этапе проверки уровня усвоения изученного материала, чтение приемом «Инсерт» на основном этапе урока, стратегии «Эссе», «Авторский стул» на заключительных этапах урока, с целью проверки понимания материала.

Для достижения цели ССПУ мне пришлось пересмотреть свои взгляды на оценивание и при интеграции модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» очень тщательно подойти к отбору форм оценивания. Постаралась использовать различные формы само- и взаимооценивания, оценивание учителем, так как вовремя оказанная обратная связь помогает ребенку своевременно проанализировать свои сильные и слабые стороны и найти пути решения возникших проблем.

Реализация модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» была воплощена через подбор дифференцированных заданий по уровню сложности и по источнику знаний.

В наш век высоких технологий невозможно представить урок без интегрирования модуля «Применение информационно коммуникационных технологий в преподавании и обучении». Так как в моем классе стоит только компьютер, мы можем просмотреть презентации и видеоролики, но у некоторых учащихся есть сотовые телефоны подключенные к сети Интернет. а значит есть возможность использовать интернет как источник знаний. Данные виды работ нашли отражение на моих уроках.

Внедрение модуля «Обучение талантливых и одаренных детей» проходило на этапе планирования уроков и ожидаемых результатов по Таксономии Блума.

Лидер на уроке, это, конечно же учитель, именно от грамотно подобранных им стратегий и приемов работы зависит успешность процесса усвоения знаний учащимися. в серию своих уроков я внесла небольшие изменения в формы оценивания, решив что оценивании работы учащихся выполняемой в группе, объективнее провести взаимооценивание, а не самооценивание. Так как оно не всегда объективно.

Как я уже называла выше, одним из самых значимых модулей я считаю «Новые подходы в образовании и обучении» и «Обучение критическому мышлению» тесно взаимодействующие между собой. Именно на их интеграции в третий урок серии по теме «Горючие полезные ископаемые» я хочу рассказать подробнее. В начале урока использовался модуль «ОдО и ОО», детям для оценки знаний по теме «Руды черных и цветных металлов» было предложено деление на группы, а затем проведен «Элективный тест», данный прием был использован впервые и очень понравился детям и мне за то, что позволяет за короткий промежуток времени выявить знания детей по теме. одновременно с тестом проводилась групповая работа, вариант ответа на вопрос теста записывался в клетки кроссворда. Сначала совмещение этих двух приемов вызывало сомнения, но работа прошла на «Ура!» позволив провести тут же самопроверку так как неверный ответ нельзя было вписать , а так же корректировку знаний учащихся. В выделенном столбике должно было получится слово «Горючее». С данной работой безошибочно справились три группы, остальные допустили по одной ошибке. Выводы по работе были отражены в рефлексивном дневнике.

По выделенному слову ученикам было предложено высказать идеи относительно темы и цели урока через прием «Корзина идей». Данный вид работы показал, что не все учащиеся могут безошибочно строить высказывание. Для решение данной проблемы на последующих уроках буду включать разнообразные виды работ, одна из которых прием «Неоконченных предложений».

Изучение новой темы было предложено через прием критического мышления «Чтение с пометами» («Инсерт»). В тесной взаимосвязи с ним был реализован модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», через дифференциацию по источнику знаний. Ученикам А предлагалось посмотреть презентацию на смартфонах по теме «Горючие полезные ископаемые», ученики В читали текст из энциклопедии, ученики С текс в учебнике. После прочтения дети в группе заполняли таблицу, а затем по сообщениям и дополнениям спикеров заполнялась таблица на доске. что получилось в данной работе - замотивировать детей, активно участвовали в работе, не получилось - открытием для меня было то, что дети низкого уровня мотивации подошли к работе более ответственно, четко различая известную и новую им информацию, те сведения, которые были у них поверхностными и те, что хотелось бы узнать подробнее. Тогда как ученики группы А и Б прочитали не задумываясь и сведения по знакомым им горючим полезным ископаемым отмечали как полностью известные, не задумываясь над деталями, поэтому данная работа заняла больше запланированного времени на уроке. Так же сделала вывод о том что применяемые мною до прохождения курсов приемы оценивания не были действенными и объективными и сильно завысили самооценку учащихся А, что помешало им в работе.

Доказательством успешности обучения моих учеников считаю следующие показатели:

1.Повышение мотивации. Ученика С. Никита мальчик, который поверхностно относится к учебе, исходя из особенностей воспитания, главным считает внешний вид и наличие ценных вещей. Проведение групповой работы для него возможность поговорить на свои темы, обсудить компьютерные игры, новые веяния моды, на первом уроке серии он этим и занимается, за урок не разу не проявил инициативу, не ответил на вопросы. В результате планомерной работы этот же ребенок на третьем уроке активно участвует в заполнении таблицы «Инсерт», пишет эссе и выступает на «Авторском стуле». Формирование у детей навыков самоанализа доказывает прием «Шкалирование» проведенный на этапе рефлексии. Когда детям было предложено разместить стикер в соответствии с уровнем знаний на конец урока, большинство учащихся стали размещать их на отметке 50-70% знаний. Что конечно меня сначала привело в замешательство и очень расстроило. Но проведя опрос, почему они определили свой уровень знаний довольно низко, услышала: «Я, оказывается, так мало знал, о горючих полезных ископаемых, их разновидностях и применении. Мне еще много надо узнать!». Что позволяет судить о формировании навыка самоанализа. Важным в достижении цели было и ведение рефлексивных дневников, на слайде представлены фото с дневников учеников С. Если первые записи или не делались или велись но очень кратко, не отражая успехов или неудач, возникших вопросов, то последние записи говорят о том что навык самоанализа развиваться. А значит есть вероятность что ученики С перейдут в группу В. Значит выбранные мною методы и стратегии были эффективны и достигли своей цели.

Во время прохождения курсов и практики я осознала насколько важно планировать Серию последующих уроков, для решения надпредметной цели. Научилась составлять краткосрочные планы в соответствии с новыми требованиями, осознала насколько важно проводить рефлексию в конце каждого урока, чтобы выбрать эффективные приемы и методы обучения.

Проведенные уроки позволили мне сделать открытие, что мои дети успешно работают только в группах постоянного состава где их роли уже заранее распределены, при смене состава группы при смене состава группы некоторым учащимся было сложно работать. Это проявлялось у учеников А в занятии лидирующих позиций, неприятии мнений других участников, как следствие ученики С не желали включаться в работу группы. Для решения этой проблемы я помогала распределять роли участников в группе и возвращалась к правилу групповой работы о необходимости включения в работу всех учащихся. Пересмотрела свое отношение к ОдО, применение разнообразных форм оценивания помогало дать своевременную, конструктивную обратную связь. Рефлексия уроков помогла мне начать слышать «голос ученика», что в дальнейшем позволит сделать уроки эффективными.

До прохождения курсов

1.Приступая к планированию, я подбирала методов и стратегий от цели урока, наверное по наитию, руководствуясь своим видением как это должно быть. Теперь я выбираю методы и стратегии исходя от ожидаемых результатов, поставленных опираясь на уровни мышления по таксономии Блума.

2. Недостаточно внимания уделяла формативному оцениванию. Проводилось Оценивание обучения при проверке домашнего задания или в конце урока, не видя на каком уровне находится ребенок после выполнения определенного задания, соответственно не могла своевременно оказать поддержку. Теперь я считаю что ФО должно проводиться после каждого вида работы.

3. Использовала в работе только Группы постоянного состава, наверное, как и все боясь лишнего шума на уроке а так же ввиду особенностей парт в классе. Выявив проблему, о которой я упоминала раннее, я перестала обращать внимание на причины, не позволяющие мне это сделать раньше, и стала применять работу в группах сменного состава.

По прохождению практики я сделала для себя следующие выводы и наметила пути их реализации.

1.У меня возникли трудности в постановке ожидаемого результата «все», «большинство», «некоторые», очень тяжело различить грань между большинство и некоторые и прописать результаты в соответствии с уровнем мыслительных навыков.

  • Совершенствование навыка постановки ожидаемого результата по таксономии Блума.

  • Изучение методической литературы по данному вопросу.

2. Недооценивала ОдО, использовала минимум приемов оценивания такие как «Аплодисменты», «Большой палец», «Три хлопка», «Смайлики»

  • Уделять большее внимание оцениванию для обучения. Расширить применяемые приемы оценивания.

3. Необоснованное применение приемов и методов модулей Эффективного обучения

  • Совершенствование практики в контексте использования 7 модулей

  • Продолжить исследование цели ССПУ.

Хотелось бы еще сказать, что конечно выбранная мною цель не может быть реализована за столь короткий период, смогла ли я ее реализовать покажет будущий год, когда мои четвероклассники перейдут в пятый класс.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!