СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека заданий для автоматизации звука "Р"

Нажмите, чтобы узнать подробности

После того, как ребенок научился произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр: ррррррр…, можно приступать к его автоматизации. Для начала потренируемся произносить его в слогах различных типов. Рекомендуется автоматизировать звук Р сначала в прямых слогах (ра, ро, ру, ры), затем в обратных (ар, ор, ур, ир), в слогах со стечением согласных звуков (бра, вра, гро, кро, пру, фру, хры), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. 

Просмотр содержимого документа
«Картотека заданий для автоматизации звука "Р"»

Материал для автоматизации звука Р

После того, как ребенок научился произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр: ррррррр…, можно приступать к его автоматизации. Для начала потренируемся произносить его в слогах различных типов. Рекомендуется автоматизировать звук Р сначала в прямых слогах (ра, ро, ру, ры), затем в обратных (ар, ор, ур, ир), в слогах со стечением согласных звуков (бра, вра, гро, кро, пру, фру, хры), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. Если ребенку легче произносить звук Р в сочетаниях ДРА-, ДРО-, ТРУ-, ТРЫ, то начинайте с карточек с этими слогами. Процесс автоматизации длится 1-2 месяца при дислалии (при дизартрии от 2-х до 6 месяцев). Необходимо заниматься по карточкам ежедневно по 10-15 минут. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать «работу язычка».



Карточка № 1.
Закрепляем произношение звука Р в прямых слогах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Проговаривать слоги 3-4 раза:
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ


2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
ра-ра – ра-ра-ра, ро-ро – ро-ро-ро, ру-ру – ру-ру-ру
ры-ры – ры-ры-ры, рэ-рэ – рэ-рэ-рэ


3) Проговаривать слоги с изменением ударения:
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру


4) Повторять слоги 3-4 раза:
ра-ра-ру-ры, ру-ра-ры-ро, ро-ру-ра-ры


Карточка № 2.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Слова со звуком Р в начале:

ра
Рак, радио, радуга, равный, радость, раковина, рама, рана, ракета, ракетный, работа, работник, рабочий, рассказ.


ро
Рот, Рома, роза, роща, ров, рог, родина, рожки, ровный, робкий, рослый, розовый.

ру
Руки, ручка, рубка, рубить, рубанок, ручной, рукав, рукавица, русый, ружьё, румяный.

ры
Рыба, рыбный, рыбак, рысь, рынок, рыжий, рыжик, рыть, рытвина, рыхлый.


Карточка № 3.

Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Слова со звуком Р в середине:

ра
Буран, баран, баранка, варан, гараж, дыра, жара, жираф, нора, пора, парад, ура, муравей, барабан, карандаш, парашют, пара, мера, фара, сарафан, ураган, царапать, Вера, Ира, Юра.

ро
Урок, сорока, ворона, ворота, горох, коробка, корова, короткий, макароны, творог, хороший, сурок, мороз, дорога.

ру
Беру, орудие, кукуруза, Маруся, парус.

ры
Дары, комары, корыто, шары, топоры, дворы, горы, дыры, куры, норы, помидоры, товары, уборы, актеры, шоферы, шахтеры.

Карточка №4. 
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Назови ласково»: (Проговаривать оба слова:)
рот – ротик
порог – порожек
горох – горошек
рак – рачок
рука – ручка
рыба – рыбка
ромашка – ромашечка
журавль – журавлик
расческа – расчёсочка
рог – рожок
пирог – пирожок
творог – творожок
город – городок
дорога – дорожка
перо – пёрышко
муравей – муравьишка

Карточка № 5.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Один – много»: (Проговаривать оба слова:)
рог – рога
рак – раки
гора – горы
дыра – дыры
рука – руки
город – города
озеро – озёра
парус – паруса
росток – ростки
городок – городки
рыбак – рыбаки
карась – караси
муравей – муравьи
журавль – журавли
воробей – воробьи
сорока – сороки

Карточка № 6.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
серый – сероватый
бурый – буроватый
розовый – розоватый
короткий – коротковатый
мороз – морозный
творог – творожный
дорога – дорожный
урок – урочный
город – городской
горох – гороховый
аромат – ароматный

Карточка № 7.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Послушай слова, запомни и повтори только те, в которых есть звук Р:
рама – мама – лама
ноги – розы – козы
тучка – рыба – Рома
руки – лук – рынок
Тома – Рая – Роза
мак – рак – так
мороз – рыбка – лампа
глаз – ухо – рот
лужа – рама – дорога
парус – ночь – нора

Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Выучить родственные слова:
барабан – барабанчик, барабанище, барабанить, барабанщик;
ворона – воронёнок (воронята), вороний, проворонить;
рыба – рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбный, рыболов.

Карточка № 8.
в словах с прямым слогом.РЗакрепляем произношение звука

1. Добавь звук Р в начале слова и произнеси целиком:
. ак, . оза, . адость, . амка, . ома, . ука, . ыба, . ынок.
2. Добавь слог ра
а) в начале слова и произнеси целиком:
.. бота, .. бота, .. кета, .. ботник, .. сказ;
б) в конце слова и произнеси целиком:
ды .. , па .. , жа .. , фа .., ме .. , Ве .. , Ю .. , И .. .
3. Добавь слог ры в конце слова и произнеси целиком:
да .. , кома .. , ку .. , но .. , помидо .. , актё .. , това .. .

Карточка № 9.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
- Замени первый звук в слове на звук Р и произнеси новое слово:
танец – (ранец), хобот — …, забота — …, мычать — …,
макеты — …, дом — …, нога — …, лама — …, Тома — …,
козы — …, высь — …, мука — …, мак — …, газ — …, кот — …, поза — …, пугать — ….

Карточка № 10.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Сок из смородины (какой?) – смородиновый,
начинка из смородины (какая?) – смородиновая,
варенье из смородины (какое?) – смородиновое.

Сок из моркови (какой?) – морковный,
котлета из моркови (какая?) – морковная,
пюре из моркови (какое?) – морковное.

Суп из рыбы (какой?) – рыбный,
котлета из рыбы (какая?) – рыбная,
заливное из рыбы (какое?) – рыбное.

Карточка № 21.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 журавль – 2 журавля – 5 журавлей
1 муравей – 2 муравья – 5 муравьёв
1 воробей – 2 воробья – 5 воробьёв
1 карась – 2 карася – 5 карасей
1 баран – 2 барана – 5 баранов
1 корабль – 2 корабля – 5 кораблей
1 король – 2 короля – 5 королей
1 карандаш – 2 карандаша – 5 карандашей

Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

У Ромы гитара. – Это Ромина гитара.
У Ромы барабан. – Это Ромин барабан.
У Ромы рояль. – Это Ромин рояль.

У Раи гитара. – Это Раина гитара.
У Раи барабан. – Это Раин барабан.
У Раи рояль. – Это Раин рояль.

Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

У Ромы гитара. – Это Ромина гитара.
У Ромы барабан. – Это Ромин барабан.
У Ромы рояль. – Это Ромин рояль.

У Раи гитара. – Это Раина гитара.
У Раи барабан. – Это Раин барабан.
У Раи рояль. – Это Раин рояль.

Карточка № 23.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
барабанить на барабане:
Я барабаню на барабане,
ты барабанишь на барабане,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 24.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
рубить ветки топором:
Я рублю ветки топором,
ты рубишь ветки топором,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточки № 25.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
собирать помидоры на огороде:
Я собираю помидоры на огороде,
ты собираешь помидоры на огороде,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 26.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Сторож сторожит. Рассказчик рассказывает. У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра – барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.

Карточка № 27.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Рома идёт на урок. Ира пасёт корову. У Тамары розовый карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик весело барабанит. Народы мира хотят мира. Жора и Юра собирают рыжики. В небе разноцветная радуга. От мороза щёки у Ромы румяные.

Карточка №28.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Проговаривать чистоговорки 3-4 раза:
ра-ра-ра – у лисы нора,
ро-ро-ро – новое ведро,
ру-ру-ру – ягод наберу,
ры-ры-ры – летят комары.

ра-ра-ра, ра-ра-ра,
рама, рак, гора, нора.
ро-ро-ро, ро-ро-ро,
роза, роща, рот, перо.

ру-ру-ру, ру-ру-ру,
руки, ружья, кенгуру.
ры-ры-ры, ры-ры-ры,
рыба, рынок, рыжик, рысь.

Карточка № 29.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Ра-ра-ра – высокая нора,
ра-ра-ра – старая нора,
ро-ро-ро – новое перо,
ро-ро-ро – Рома, вымой рот,
ру-ру-ру – скачет кенгуру,
ры-ры-ры – синие шары.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
на дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
очень рада детвора.

Карточка № 30.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
Тара-тара-тара-ра!
Поднимайся детвора!
Поднимайся детвора
В детский сад идти пора!
Туру-туру-туру-ру!
Поднимаем детвору.
Поднимаем детвору –
Туру-туру-туру-ру!
Тыры-тыры-тыры-ры!
Нету дома детворы.

Карточка № 31.
Закрепляем произношение звука Р в стихах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
Вот озеро. В нём караси.
Над озером дождь моросит.
Растут у дороги ромашки
И ароматные «кашки».
По дороге корова идёт,
Ароматную «кашку» жуёт.
Идёт по дороге баран,
Несёт баран барабан.

Карточка № 32.
Закрепляем произношение звука Р в стихах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить стихотворение:
Есть у Ромы огород,
В нем морковка растет
И горох, и помидоры.
Урожай будет скоро.

Рыжий Ромка очень рад –
У него родился брат.

Карточка № 33.
Закрепляем произношение звука Р в обратных слогах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Многократно проговаривать слоги, четко произнося звук Р.
1). Повторять слоги 3-4 раза:
ар-ар-ар, ор-ор-ор, ир-ир-ир, ыр-ыр-ыр, ур-ур-ур
2). ар-яр, ор-ёр, ур-юр, ыр-ир, эр-ер, яр-ар, ёр-ор, юр-ур, ир-ыр, ер-эр, ар-яр-ар, ор-ёр-ор, ур-юр-ур, ыр-ир-ыр, эр-ер-эр

Карточка № 34.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

1). Проговаривать слоги и слова 2-3 раза:
ар-ар-ар – вар
ар-ар-ар – дар
ар-ар-ар – пар
ар-ар-ар – шар
ар-ар-ар – жар
ор-ор-ор – бор
ор-ор-ор – сор
ор-ор-ор – хор
ор-ор-ор – двор
ыр-ыр-ыр – сыр
ур-ур-ур – бур
ур-ур-ур – шнур
ир-ир-ир – мир
ир-ир-ир – пир
ир-ир-ир – тир
2). «Запомни, повтори»:
пар – дар – жар, хор – бор – двор, мир – тир – пир , бобёр – ковёр – шофёр, мотор – забор – топор.

Карточка № 35.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратными слогами.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
ар
Карта, загар, комар, Макар, самовар, марка, армия, парта, фартук, артист, арбуз.
ор
Горка, зоркий, норка, корка, форма, мотор, забор, помидор.
ур, ыр
Урна, бурка, Мурка, пурга, шнурки, огурцы, абажур, сыр, дырка, фыркать.
ир, ер,
Кефир, мундир, бирка, ширма, мирный, кирпич, первый, верба, верно, мерка, ферма, персик, офицер, беркут, термос.

Карточка № 36.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратными слогами.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
ар
Карман, картон, повар, Барбос, барсук, сахар, картошка, мартышка, гармонь.
ор
Орден, мухомор, горный, шорты, форточка, тормоз.
яр, ёр
Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный.
юр, ер, ир,
Юрта, юркий, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, черта, чернила, вернуть, перчатки.

Карточка № 37.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Назови ласково»:
Проговаривать оба слова:
нора – норка
гора – горка
картина – картинка
шкура – шкурка
горло – горлышко
сверло – свёрлышко
червяк – червячок
зеркало – зеркальце
дырка – дырочка
корка – корочка
порт – портик
торт – тортик
ветер – ветерок
верба – вербочка

Карточка № 38.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Один — много»:
Проговаривать оба слова:
карта – карты
парта – парты
ферма – фермы
арбуз – арбузы
барсук – барсуки
шнур – шнуры
дар – дары
забор – заборы
карман – карманы
зеркало – зеркала

Карточка № 39.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
зеркало – зеркальный
карман – карманный
картина – картинный
арбуз – арбузный
бархат – бархатный
сахар – сахарный
карта – карточный
дырка – дырчатый

Карточка № 40.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
Выучить родственные слова:
кормить – корм, кормление, кормушка, прикорм, выкармливать;
гора – горка, горушка, горный, пригорок.
сахар – сахарок, сахарный, сахарница.

Карточка № 41.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
1. Добавь звук Р в конце слова и произнеси целиком:
забо., актё., кефи., команди., кома., топо., ковё., помидо., хо., костё., вете., масте., боксё..
2. Добавить слог ар в начале слова. Ребёнок называет слог ар, взрослый – конец слова, после чего ребёнок проговаривает слово целиком:
.. буз, .. тём, .. мия, .. ка, .. тист, .. фа.
3. Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай):
карта (кар-та), парта, ферма, верба, арбуз, фирма, картина, карманы, карман, барсук, барсуки, картон, Мурка, Барбос, хор, дар, сор, пар, сахарок.

Карточка № 42.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
Гараж из кирпича – кирпичный
Шарф из шерсти – шерстяной
Платье из бархата – бархатное
Котлета из картофеля – картофельная
Семечка от арбуза – арбузная
Коробка из картона – картонная
Сахарница из фарфора – фарфоровая
Кольцо с изумрудом – изумрудное
Пол из паркета – паркетный
Сок из черники – черничный

Карточка № 43.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 парта – 2 парты – 5 парт
1 гараж – 2 гаража – 5 гаражей
1 арбуз – 2 арбуза – 5 арбузов
1 картина – 2 картины – 5 картин
1 зеркало – 2 зеркала – 5 зеркал
1 мухомор – 2 мухомора – 5 мухоморов

Карточка № 44.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 оранжевая морковка, 2 оранжевых морковки, 5 оранжевых морковок;
1 шерстяной шарф, 2 шерстяных шарфа, 5 шерстяных шарфов;
1 серый воронёнок, 2 серых воронёнка, 5 серых воронят;
1 ароматный персик, 2 ароматных персика, 5 ароматных персиков.

Карточка № 45.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Рая кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер. Захар дёргает за шнур.

Карточка № 46.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Федор метёт двор. Егор чистит ковёр. На стене картина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. У Германа мама доктор. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Мама даёт Егорке шар. На опушке порхают яркие бабочки. Зернистый снег темнеет в марте. Федор натёр паркет.

Карточка № 47.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
каркать, как ворона
Я каркаю, как ворона,
ты каркаешь, как ворона,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 48.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
кормить Мурку
Я кормлю Мурку,
ты кормишь Мурку,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 49.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Путаница»: послушать слова, составить из них предложение и посчитать количество слов (загибать пальчик на каждое слово).
Роща, вороны, в, каркают – Вороны каркают в роще (4 слова).
Рома, карман, у, оторвался. — …
Рая, парта, за, сидит — …
Ира, марка, конверт, на, наклеивает — …
Воробей, кормушка, на, сидит — …

Карточка № 50.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Проговаривать чистоговорки 3-4 раза:
Ар-ар-ар – мы купили самовар.
Ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар.
Ор-ор-ор – вырос в поле мухомор.
Ор-ор-ор – это Ромин мухомор.
Ир-ир-ир – Рома любит пить кефир.
Ёр-ёр-ёр – дети в поле жгут костёр.
Ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.

Карточка № 51.
Закрепляем произношение звука Р в стихотворениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1. Отгадай и выучи загадку:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. Выучить стихотворение:
Наша Мурка –
Шёлковая шкурка.
Мордочка – картинка,
Пушистенькая спинка.

Карточка № 52.
Закрепляем произношение звука Р в стихотворениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
* * *
В яркой куртке мухомор
Гордо сел на косогор.
Нам не нужен мухомор –
Не пойдём на косогор.
* * *
Шёл Егор через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!