Месяц | Неделя | Мероприятие | Задача |
Сентябрь | 1 | Знакомство с книгами, как со средством художественной литературы Игра «Какие бывают книги?» | Познакомить детей с книгой, как средством художественной литературы, посредством которой они могут осмыслить и обобщить реальные жизненные факты. |
2 | Беседа «Кто такой автор?» Мини-викторина «У всех ли книг есть автор?» | Уточнить знания детей, о том кто пишет книги. |
3 | Рассказ «Детская литература» | Показать детям значимость книги в жизни человека. |
4 | «Книжки-малышки» мастерская | Пополнить групповую библиотеку книжками собственного изготовления. |
Октябрь | 1 | Знакомство с А.С. Пушкиным и его произведениями. | Рассказать детям о великом русском поэте А. С. Пушкине. |
2 | «Что за прелесть эти сказки!» | Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями. |
3 | Рассказывание по иллюстрациям к сказкам А. С. Пушкина. | Упражнять детей в рассказывании. |
4 | Пальчиковый театр «Сказка о рыбаке и рыбке» | Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их языка. |
Ноябрь | 1 | Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима и др. | Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают. |
2 | Игра «Расскажем стихи руками». | Упражнять в выразительном чтении произведений с помощью разных приёмов. |
3 | Беседа «Зачем нужны стихи». | Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи. Помочь сделать детям вывод о важности стихотворений. |
4 | Знакомимся с новыми стихотворениями. Заучиваем понравившиеся. | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи. |
Декабрь | 1 | Презентация «Моя любимая книга» | Учить детей последовательно и логично составлять рассказ о своей любимой книге. |
2 | «Читаем сами» | Тренировать детей подготовительной группы в самостоятельном чтении. |
3 | День весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова. | Уточнить знания детей о рассказе. Помочь находить в них забавные ситуации. |
4 | Инсценировка отрывка из рассказа «Фантазеры» - пантомимика. | Тренировать детей «рассказывать» при помощи жестов и движений тела. |
Январь | 1 | Чтение новогодней сказки «Двенадцать месяцев». | Закрепить знания детьми структуры сказок. |
2 | Чтение стихотворений о зиме С. Есенина. | Помочь детям увидеть красоту описываемой природы посредством стихотворений. |
3 | Загадки о зиме. | Учить самостоятельно выбирать загадки на определенную тему. Тренировать детей в разгадывании загадок. |
4 | Чтение детьми колядок - обрядовых песен русского народа, стихотворение «Коляда» В. Брюсова. | Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора. |
Февраль | 1 | «Что такое быль?» | Познакомить детей с былью. |
2 | «Это было или нет?» | Учить самостоятельно определять жанр произведения. |
3 | Л. Толстым и его произведения. | Познакомить детей с произведениями Л. Толстого. |
4 | Читаем самостоятельно. | Упражнять детей в самостоятельном чтении. |
Март | 1 | «Докучные сказки». | Познакомить детей с «докучными сказками». |
2 | «Сочиняем сами». | Помочь детям самостоятельно сочинить «докучную сказку». |
3 | Инсценирование «Сказки о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа. | Упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя. |
4 | Читаем самостоятельно. | Упражнять детей в самостоятельном чтении. |
Апрель | 1 | Повесть. | Дать детям представление о жанре «повесть». |
2 | Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все». | Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг. |
3 |
4 | Ролевое чтение. | Познакомить детей с ролевым чтением. Учить самостоятельно читать по ролям |
Май | 1 | Чтение книги А. Н. Толстого «Сорочьи сказки». | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. |
2 |
3 | Выставка знакомых и любимых книг. | Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации. |
4 | «Научился ли я читать?» | Закреплять умение детей читать самостоятельно. Вызвать заинтересованность детей младших групп в самостоятельном чтении. |
Формирование у детей избирательного отношения к художественным произведениям, умения ориентироваться в мире книг, самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, правильного отношения к книге и чтению, навыков аккуратного обращения с книгой.
развить умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;
научить воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;
учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сравнения, сказочные повторы), в определенном жанре, выразительно исполнять произведение, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения;
развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, чувство стиля;
научить детей применять полученные на занятиях знания и умения в самостоятельной деятельности
формировать умение самостоятельно читать короткие художественные произведения по слогам и слитно.
Анализируя свою работу за 2009-2010 учебный год и проведя педагогическую диагностику по блоку «Эстетическое развитие», раздел «Художественная литература» выявила, что ____% детей имеют высокий уровень развития, ____% имеют средний уровень развития и ____% - низкий. Из этих данных следует, что у дети знают мало художественных произведений, не могут назвать авторов того или иного произведения, затрудняются в рассказывании стихотворений наизусть.
Художественная литература и фольклор — важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Исходя из вышесказанного решила организовать кружок по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы с детьми подготовительной к школе группы на 2010-2011 учебный год.
Дата | Название | Задача |
Сентябрь 2010 г. | Знакомство с книгами, как со средством художественной литературы | Познакомить детей с книгой, как средством художественной литературы, посредством которой они могут осмыслить и обобщить реальные жизненные факты. |
Беседа «Кто такой автор?» Рассказ «Детская литература» | Уточнить знания детей, о том кто пишет книги. Показать детям значимость книги в жизни человека. |
Октябрь 2010 г. | Знакомство с А.С. Пушкиным и его произведениями. | Рассказать детям о великом русском поэте А. С. Пушкине. |
«Что за прелесть эти сказки!» | Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями. |
Рассказывание по иллюстрациям к сказкам А. С. Пушкина. | Упражнять детей в рассказывании. |
Пальчиковый театр «Сказка о рыбаке и рыбке» | Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их языка. |
Ноябрь 2010 г. | Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима и др. | Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают. |
Игра «Расскажем стихи руками». | Упражнять в выразительном чтении произведений с помощью разных приёмов. |
Беседа «Зачем нужны стихи». | Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи. Помочь сделать детям вывод о важности стихотворений. |
Знакомимся с новыми стихотворениями. Заучиваем понравившиеся. | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи. |
«Книжки-малышки» мастерская | Пополнить групповую библиотеку книжками собственного изготовления. |
Декабрь 2010 г. | Презентация «Моя любимая книга» | Учить детей последовательно и логично составлять рассказ о своей любимой книге. |
«Читаем сами» | Тренировать детей подготовительной группы в самостоятельном чтении. |
День весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова. | Уточнить знания детей о рассказе. Помочь находить в них забавные ситуации |
Инсценировка отрывка из рассказа «Фантазеры» - пантомимика. | Тренировать детей «рассказывать» при помощи жестов и движений тела. |
Январь 2011 г. | Чтение новогодней сказки «Двенадцать месяцев». | Закрепить знания детьми структуры сказок. |
Чтение стихотворений о зиме С. Есенина. | Помочь детям увидеть красоту описываемой природы посредством стихотворений. |
Чтение детьми колядок - обрядовых песен русского народа, стихотворение «Коляда» В. Брюсова. | Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора. |
Февраль 2011 г. | «Что такое быль?» | Познакомить детей с былью. |
«Это было или нет?» | Учить самостоятельно определять жанр произведения. |
Л. Толстым и его произведения. | Познакомить детей с произведениями Л. Толстого. |
Читаем самостоятельно. | Упражнять детей в самостоятельном чтении. |
Март 2011 г. | «Докучные сказки». | Познакомить детей с «докучными сказками». |
«Сочиняем сами». | Помочь детям самостоятельно сочинить «докучную сказку». |
Инсценирование «Сказки о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа. | Упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя. |
Читаем самостоятельно. | Упражнять детей в самостоятельном чтении. |
Апрель 2011 г. | Повесть. | Дать детям представление о жанре «повесть». |
Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все». | Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг. |
Ролевое чтение. | Познакомить детей с ролевым чтением. Учить самостоятельно читать по ролям |
Май 2011 г. | Выставка знакомых и любимых книг. | Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации. |
«Научился ли я читать?» | Закреплять умение детей читать самостоятельно. Вызвать заинтересованность детей младших групп в самостоятельном чтении. |
Оценка знаний, умений и навыков.