Крылов Е.Е. учитель истории высшей квалификационной категории МОУ СОШ №14 г. Саров Николаева И.В. педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ СОШ №14 г. Саров Нижегородской области
Реализация интегративного образования
на уроках краеведения и истории
Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского сознания.
- События последних десятилетий двадцатого столетия подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие русской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
- В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, необоснованная агрессивность. Во многом утрачено истинное значение и понимание патриотизма, интернационализма.
Учась любви и ответственности за свою Родину, школьники не могут не прикоснуться к славным страницам ее истории
- Приобщение к национальным духовным ценностям рассматривается как неотъемлемая часть общечеловеческих знаний. Обучение должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры 1 .
- В начале третьего тысячелетия Россия по-прежнему ищет свой путь развития, преодолевая огромные трудности и испытания. В стране сложилась непростая общественно-историческая ситуация, характеризующаяся «идеологическим вакуумом».
- Сегодня актуальна мысль философа И. Ильина: «Родина – это не то или другое. Родина – это все. И прошлое, и настоящее, и будущее – все едино!».
- Чтобы в полной мере воспринять историю, необходимо стать полноправными носителями отечественной культуры, знатоками истории, культуры, литературы своего народа. В этой связи главной целью мы считаем формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к Отечеству и родному краю, что является необходимым условием развития социально-активной личности.
- С целью реализации этих задач был введен курс краеведения в 7 классах школы, одним из основных назначений которого является духовное возрождение подрастающего поколения. Изучение краеведения в настоящее время является одной из актуальных проблем преподавания гуманитарного цикла и способствует воспитанию у учащихся чувства добра, любви, патриотизма. Школьники должны знать историю того уголка земли, где родились, живут, и, возможно, жили их отцы и деды...
Краеведение формирует у учащихся ответственность за судьбу своей Родины.
Изучение «Краеведения» преследует следующие цели:
- Стимулировать стремление больше узнать об истории Нижегородского края;
- Пробудить интерес к людям, которыми гордятся земляки – нижегородцы;
- Определить, какое место история Нижегородского края занимает в общей истории нашей Родины.
- На уроках краеведения учащиеся знакомятся с общероссийскими и региональными особенностями истории, этнографическими материалами, фольклором, семейно-обрядовой и календарно-обрядовой культурой, прикладным искусством и т.д. Данная программа является основой изучения прошлого малой Родины. Полученные знания позволяют школьникам более осмысленно и во взаимосвязи воспринимать политическую, экономическую, социальную и культурную историю Нижегородского края и России в целом.
Интеграция
- В краеведческой работе значительные педагогические возможности учителю открывает использование элементов интегративной образовательной технологии.
- Интеграция – процесс рассмотрения предмета, образа эпохи, культурного направления, исторического лица, художественного образа, в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных историками, филологами, лингвистами, искусствоведами 2 .
Интегративный подход к изучению краеведения направлен на формирование ключевых компетенций. Интегрированный урок позволяет создать единое целое окружающего пространства, сформировать личностное понимание мира и личностное отношение к нему. Это способствует формированию социально активной личности учащихся и направлено на реализацию основной цели – воспитание Гражданина своего Отечества через воспитание бережного отношения к истории, культуре, литературе родного края 3 .
Формирование научного мировоззрения.
- На занятиях ученики получают разнообразные знания об изучаемом. Усваивая информацию из разных учебных предметов, учащиеся по-новому осмысливают события, факты, явления. Благодаря этому расширяются возможности для формирования у школьников умений переноса знаний из одной области в другую. В таких условиях у учащихся развивается потребность в системном подходе к объекту познания. Это обеспечивает целостное восприятие действительности как предпосылку формирования научного мировоззрения.
Воспитание нравственности подрастающего поколения.
- Значительное место в этом курсе занимает литературное краеведение – «специфическая область науки о литературе, та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения» 4 .
- Краеведение (в том числе и литературное) относится к тому виду деятельности, который способствует воспитанию нравственности подрастающего поколения.
Школьникам дается теоретический материал по истории Нижегородской земли, уходящей в седую древность…
- О том как Н.Новгород становится опорным пунктом Руси в борьбе с волжскими болгарами, монгольских завоевателей, Казанского ханства. Школьникам рассказывается о всенародном ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, об участии наших земляков в восстании декабристов. Изучают дети роль Нижегородского края в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Знакомятся с жизнью замечательных людей, которые прославили свою Родину: механика Кулибина, математика Лобачевского, композитора Балакирева, писателя М. Горького, летчиков Нестерова и Чкалова. Есть уроки, посвященные пребыванию А.С. Пушкина в Болдино.
- Значительное время уделяется изучению жизни преподобного Серафима Саровского; возникновению, становлению и деятельности Российского Федерального ядерного центра, города Арзамас-16 (г. Саров) 5 .
Весь исторический материал курсов «Краеведение» и «История» сопровождается литературным материалом: стихами, текстами, художественными произведениями
- При разнообразии литературного материала особую важность приобретают критерии отбора произведений, текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают произведения и тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, настроение, которое передает автор 4 .
Эпоха Александра 1 (1801–1825):
- А.С. Пушкин «Лицей»,
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»,
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
Эпоха Николая 1 (1825–1855):
- А.С. Пушкин «Из искры возгорится пламя…»,
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»,
- Н.В. Гоголь «Шинель»,
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
- Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
- П.И. Мельников-Печерский «В лесах», «На горах».
История + Литература
Эпоха Александра 2 (1855 – 1881 ):
- Н.В. Гоголь «Мертвые души»,
- А.П. Чехов «Вишневый сад» .
Эпоха Александра 3 (1881 – 1894 ):
Эпоха Николая 2 (1895 – 1917 ):
- А.М. Горький «Буревестник», «Мать», «Жизнь Клима Самгина»,
- А.С. Новиков-Прибой «Цусима» .
Советская Россия в 1917- 1927 годах:
- А.А. Блок «Двенадцать»,
- В.В. Маяковский «Ода революции», «Левый марш»,
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
- Б. Пастернак «Доктор Живаго»,
- А. Толстой «Хождение по мукам»,
- А.С. Серафимович «Железный поток»,
- В.А. Каверин «Два капитана»,
- А.П. Гайдар «Школа», «РВС», «Голубая чашка».
- При изучении предмета «Краеведение» в 7 классе, на занятиях историко-краеведческого клуба «Истоки», мы рекомендуем учащимся список литературы, который следует прочитать, чтобы приблизить к себе прошлое нашего края, сделать его более наглядным и доступным к пониманию. Учитель тоже использует на занятиях эту литературу.
- Вы видите произведения из рекомендованного списка.
История + Литература + Кино
- Помимо русской и советской литературы, в учебном процессе удобно использовать фрагменты художественных фильмов по художественным произведениям и документальных фильмов, посвященных этим произведениям и их авторам. Так, для иллюстрации исторических событий, уместно показать учащимся фрагменты фильмов «Петр 1», «Война и мир», «Звезда пленительного счастья», «Чкалов», «Они сражались за Родину»…
Формирование тоталитарного государства (1928 – 1939 ):
- М..А. Шолохов «Поднятая целина»,
- А.И. Солженицин «Архипелаг ГУЛАГ»,
- А. Рыбаков «Дети Арбата»,
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»,
- Н.С. Бобров «Чкалов»,
- А.П. Гайдар "Школа", "Судьба барабанщика", "Военная тайна.
Яркая и эмоциональная история …
- В приведенных примерах использования художественных произведений и их фрагментов на уроках краеведения, занятиях исторического кружка, уроках истории России, отражена жизнь и история нашей страны. Художественные произведения придают представлениям детей об исторических фактах яркость и эмоциональную окрашенность, а русская и советская литература становится более понятна учащимся во взаимосвязи с той исторической средой, в которой она возникла.
Великая Отечественная война 1941- 1945 годов:
- М..А. Шолохов «Они сражались за Родину!», «Судьба человека»,
- А.А. Фадеев «Молодая гвардия»,
- А.Т. Твардовский «Василий Теркин»,
- О. Бергольц «Ленинградская поэма»,
- К.М. Симонов «Дни и ночи»,
- А.П. Брянский «По ту сторону фронта»
- и другие
Очень уместны здесь стихи нашего земляка, поэта А.И. Плотникова:
- Поздновато мы обнаружили,
- Что времен разрушена нить.
- Слишком многое мы разрушили
- То, что нужно было хранить.
- Храмов царственное величие,
- Всю старинную красоту.
- Наши дедовские обычаи,
- Христианскую доброту.
- Зря вычеркивали с надменностью
- И события, и имена –
- Пусть стыкуются с современностью
- Все прошедшие времена.
- Образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, определяет следующие образовательные задачи: - глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции в другие культуры; - формирование представлений о многообразии национальных культур, приобщение к основам мировой культуры (в том числе через знакомство с художественными произведениями); - воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности 8 .
Поэтому, в дополнение к выше упомянутой литературе, мы рекомендуем ребятам прочесть такие книги по зарубежной истории
- Вальтер Скотт - «Айвенго», «Талисман», «Граф Роберт Парижский», «Квентин Дорвард»,
- Артур Конан Дойль - «Белый отряд»,
- Морис Дрюон - цикл романов «Проклятые короли»,
- М. Сервантес - «Дон Кихот»,
- Г. Сенкевич - «Крестоносцы»,
- А. Дюма - «Три мушкетера»;
- и другие.
З а к л ю ч е н и е
- Таким образом, интеграция истории и литературы является одним из продуктивных путей устранения противоречия между растущим объемом знаний и возможностью их усвоения, способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся, обеспечивает овладение комплексным знанием, системой человеческих ценностей, способствует формированию целостного взгляда на мир у наших детей.
Л и т е р а т у р а
1. Кожевникова О.В. Хотинец В.Ю. Культурно-гуманистический подход к образованию. Научное издание «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» Материалы 3 Национальной научно-практической конференции. Том 1. Москва 2006.
2 Федорова В.Н. Интеграция и педагогический процесс. М., 1985.
3 Егоршина Е.В. Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся (на материале древнерусской литературы). Ярославль, 2003.
4 Милонов А.Н. Литературное краеведение. М., 1985.
5 КБ – 11 (Арзамас – 16): несколько страниц истории создания атомного центра. Горин Н.Н. Кочарянц С.Г. 1-е издание. Издательско-полиграфическая фирма «Тайпекс» НПА «КОРСАТ – ВНИИЭФ», г. Арзамас – 16, 1992.
6 Карпенко В.Ф. Нижегородцы-декабристы. – Н. Новгород: Университетская книга, 2004 (Жизнь знаменитых нижегородцев: Библиотека для юношества; Вып. 4).
7 Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород, 1992.
8. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.