СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация интегративного образования на уроках краеведения и истории.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация была сделана давно в соавторстве. Предназначена для выступления на ШМО и конференции.

Просмотр содержимого документа
«Реализация интегративного образования на уроках краеведения и истории.»

Крылов Е.Е.  учитель истории  высшей квалификационной категории  МОУ СОШ №14 г. Саров   Николаева И.В.  педагог-психолог  высшей квалификационной категории  МОУ СОШ №14 г. Саров  Нижегородской области Реализация интегративного образования на уроках краеведения и истории

Крылов Е.Е. учитель истории высшей квалификационной категории МОУ СОШ №14 г. Саров Николаева И.В. педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ СОШ №14 г. Саров Нижегородской области

Реализация интегративного образования

на уроках краеведения и истории

Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского сознания. События последних десятилетий двадцатого столетия подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие русской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, необоснованная агрессивность. Во многом утрачено истинное значение и понимание патриотизма, интернационализма.

Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского сознания.

  • События последних десятилетий двадцатого столетия подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие русской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
  • В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, необоснованная агрессивность. Во многом утрачено истинное значение и понимание патриотизма, интернационализма.
Учась любви и ответственности за свою Родину, школьники не могут не прикоснуться к славным страницам ее истории Приобщение к национальным духовным ценностям рассматривается как неотъемлемая часть общечеловеческих знаний. Обучение должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры 1 . В начале третьего тысячелетия Россия по-прежнему ищет свой путь развития, преодолевая огромные трудности и испытания. В стране сложилась непростая общественно-историческая ситуация, характеризующаяся «идеологическим вакуумом». Сегодня актуальна мысль философа И. Ильина: «Родина – это не то или другое. Родина – это все. И прошлое, и настоящее, и будущее – все едино!».

Учась любви и ответственности за свою Родину, школьники не могут не прикоснуться к славным страницам ее истории

  • Приобщение к национальным духовным ценностям рассматривается как неотъемлемая часть общечеловеческих знаний. Обучение должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры 1 .
  • В начале третьего тысячелетия Россия по-прежнему ищет свой путь развития, преодолевая огромные трудности и испытания. В стране сложилась непростая общественно-историческая ситуация, характеризующаяся «идеологическим вакуумом».
  • Сегодня актуальна мысль философа И. Ильина: «Родина – это не то или другое. Родина – это все. И прошлое, и настоящее, и будущее – все едино!».
Чтобы в полной мере воспринять историю, необходимо стать полноправными носителями отечественной культуры, знатоками истории, культуры, литературы своего народа.  В этой связи главной целью мы считаем формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к Отечеству и родному краю, что является необходимым условием развития социально-активной личности. С целью реализации этих задач был введен курс краеведения в 7 классах школы, одним из основных назначений которого является духовное возрождение подрастающего поколения. Изучение краеведения в настоящее время является одной из актуальных проблем преподавания гуманитарного цикла и способствует воспитанию у учащихся чувства добра, любви, патриотизма. Школьники должны знать историю того уголка земли, где родились, живут, и, возможно, жили их отцы и деды... Краеведение формирует у учащихся ответственность за судьбу своей Родины.
  • Чтобы в полной мере воспринять историю, необходимо стать полноправными носителями отечественной культуры, знатоками истории, культуры, литературы своего народа. В этой связи главной целью мы считаем формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к Отечеству и родному краю, что является необходимым условием развития социально-активной личности.
  • С целью реализации этих задач был введен курс краеведения в 7 классах школы, одним из основных назначений которого является духовное возрождение подрастающего поколения. Изучение краеведения в настоящее время является одной из актуальных проблем преподавания гуманитарного цикла и способствует воспитанию у учащихся чувства добра, любви, патриотизма. Школьники должны знать историю того уголка земли, где родились, живут, и, возможно, жили их отцы и деды...

Краеведение формирует у учащихся ответственность за судьбу своей Родины.

Изучение «Краеведения» преследует следующие цели: Стимулировать стремление больше узнать об истории Нижегородского края; Пробудить интерес к людям, которыми гордятся земляки – нижегородцы; Определить, какое место история Нижегородского края занимает в общей истории нашей Родины. На уроках краеведения учащиеся знакомятся с общероссийскими и региональными особенностями истории, этнографическими материалами, фольклором, семейно-обрядовой и календарно-обрядовой культурой, прикладным искусством и т.д. Данная программа является основой изучения прошлого малой Родины. Полученные знания позволяют школьникам более осмысленно и во взаимосвязи воспринимать политическую, экономическую, социальную и культурную историю Нижегородского края и России в целом.

Изучение «Краеведения» преследует следующие цели:

  • Стимулировать стремление больше узнать об истории Нижегородского края;
  • Пробудить интерес к людям, которыми гордятся земляки – нижегородцы;
  • Определить, какое место история Нижегородского края занимает в общей истории нашей Родины.
  • На уроках краеведения учащиеся знакомятся с общероссийскими и региональными особенностями истории, этнографическими материалами, фольклором, семейно-обрядовой и календарно-обрядовой культурой, прикладным искусством и т.д. Данная программа является основой изучения прошлого малой Родины. Полученные знания позволяют школьникам более осмысленно и во взаимосвязи воспринимать политическую, экономическую, социальную и культурную историю Нижегородского края и России в целом.
Интеграция В краеведческой работе значительные педагогические возможности учителю открывает использование элементов интегративной образовательной технологии. Интеграция  – процесс рассмотрения предмета, образа эпохи, культурного направления, исторического лица, художественного образа, в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных историками, филологами, лингвистами, искусствоведами 2 .

Интеграция

  • В краеведческой работе значительные педагогические возможности учителю открывает использование элементов интегративной образовательной технологии.
  • Интеграция – процесс рассмотрения предмета, образа эпохи, культурного направления, исторического лица, художественного образа, в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных историками, филологами, лингвистами, искусствоведами 2 .
Интегративный подход к изучению краеведения направлен на формирование ключевых компетенций.  Интегрированный урок позволяет создать единое целое окружающего пространства, сформировать личностное понимание мира и личностное отношение к нему. Это способствует формированию социально активной личности учащихся и направлено на реализацию основной цели – воспитание Гражданина своего Отечества через воспитание бережного отношения к истории, культуре, литературе родного края 3 .

Интегративный подход к изучению краеведения направлен на формирование ключевых компетенций. Интегрированный урок позволяет создать единое целое окружающего пространства, сформировать личностное понимание мира и личностное отношение к нему. Это способствует формированию социально активной личности учащихся и направлено на реализацию основной цели – воспитание Гражданина своего Отечества через воспитание бережного отношения к истории, культуре, литературе родного края 3 .

Формирование научного мировоззрения. На занятиях ученики получают разнообразные знания об изучаемом. Усваивая информацию из разных учебных предметов, учащиеся по-новому осмысливают события, факты, явления. Благодаря этому расширяются возможности для формирования у школьников умений переноса знаний из одной области в другую. В таких условиях у учащихся развивается потребность в системном подходе к объекту познания. Это обеспечивает целостное восприятие действительности как предпосылку формирования научного мировоззрения.

Формирование научного мировоззрения.

  • На занятиях ученики получают разнообразные знания об изучаемом. Усваивая информацию из разных учебных предметов, учащиеся по-новому осмысливают события, факты, явления. Благодаря этому расширяются возможности для формирования у школьников умений переноса знаний из одной области в другую. В таких условиях у учащихся развивается потребность в системном подходе к объекту познания. Это обеспечивает целостное восприятие действительности как предпосылку формирования научного мировоззрения.
Воспитание нравственности подрастающего поколения. Значительное место в этом курсе занимает литературное краеведение – «специфическая область науки о литературе, та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения» 4 . Краеведение (в том числе и литературное) относится к тому виду деятельности, который способствует воспитанию нравственности подрастающего поколения.

Воспитание нравственности подрастающего поколения.

  • Значительное место в этом курсе занимает литературное краеведение – «специфическая область науки о литературе, та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения» 4 .
  • Краеведение (в том числе и литературное) относится к тому виду деятельности, который способствует воспитанию нравственности подрастающего поколения.
Школьникам дается теоретический материал по истории Нижегородской земли, уходящей в седую древность… О том как Н.Новгород становится опорным пунктом Руси в борьбе с волжскими болгарами, монгольских завоевателей, Казанского ханства. Школьникам рассказывается о всенародном ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, об участии наших земляков в восстании декабристов. Изучают дети роль Нижегородского края в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Знакомятся с жизнью замечательных людей, которые прославили свою Родину: механика Кулибина, математика Лобачевского, композитора Балакирева, писателя М. Горького, летчиков Нестерова и Чкалова. Есть уроки, посвященные пребыванию А.С. Пушкина в Болдино. Значительное время уделяется изучению жизни преподобного Серафима Саровского; возникновению, становлению и деятельности Российского Федерального ядерного центра, города Арзамас-16 (г. Саров) 5 .

Школьникам дается теоретический материал по истории Нижегородской земли, уходящей в седую древность…

  • О том как Н.Новгород становится опорным пунктом Руси в борьбе с волжскими болгарами, монгольских завоевателей, Казанского ханства. Школьникам рассказывается о всенародном ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, об участии наших земляков в восстании декабристов. Изучают дети роль Нижегородского края в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Знакомятся с жизнью замечательных людей, которые прославили свою Родину: механика Кулибина, математика Лобачевского, композитора Балакирева, писателя М. Горького, летчиков Нестерова и Чкалова. Есть уроки, посвященные пребыванию А.С. Пушкина в Болдино.
  • Значительное время уделяется изучению жизни преподобного Серафима Саровского; возникновению, становлению и деятельности Российского Федерального ядерного центра, города Арзамас-16 (г. Саров) 5 .

Весь исторический материал курсов «Краеведение» и «История» сопровождается литературным материалом: стихами, текстами, художественными произведениями

  • При разнообразии литературного материала особую важность приобретают критерии отбора произведений, текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают произведения и тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, настроение, которое передает автор 4 .

Эпоха Александра 1 (1801–1825):

  • А.С. Пушкин «Лицей»,
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино»,
  • Л.Н. Толстой «Война и мир».

Эпоха Николая 1 (1825–1855):

  • А.С. Пушкин «Из искры возгорится пламя…»,
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»,
  • Н.В. Гоголь «Шинель»,
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
  • Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
  • П.И. Мельников-Печерский «В лесах», «На горах».
История + Литература Эпоха Александра 2 (1855 – 1881 ): Н.В. Гоголь «Мертвые души», А.П. Чехов «Вишневый сад» . Эпоха Александра 3 (1881 – 1894 ): А.И. Куприн «Молох» . Эпоха Николая 2 (1895 – 1917 ): А.М. Горький «Буревестник», «Мать», «Жизнь Клима Самгина», А.С. Новиков-Прибой «Цусима» . Советская Россия в 1917- 1927 годах: А.А. Блок «Двенадцать», В.В. Маяковский «Ода революции», «Левый марш», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Б. Пастернак «Доктор Живаго», А. Толстой «Хождение по мукам», А.С. Серафимович «Железный поток», В.А. Каверин «Два капитана», А.П. Гайдар «Школа», «РВС», «Голубая чашка».  При изучении предмета «Краеведение» в 7 классе, на занятиях историко-краеведческого клуба «Истоки», мы рекомендуем учащимся список литературы, который следует прочитать, чтобы приблизить к себе прошлое нашего края, сделать его более наглядным и доступным к пониманию. Учитель тоже использует на занятиях эту литературу. Вы видите произведения из рекомендованного списка.

История + Литература

Эпоха Александра 2 (1855 – 1881 ):

  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»,
  • А.П. Чехов «Вишневый сад» .

Эпоха Александра 3 (1881 – 1894 ):

  • А.И. Куприн «Молох» .

Эпоха Николая 2 (1895 – 1917 ):

  • А.М. Горький «Буревестник», «Мать», «Жизнь Клима Самгина»,
  • А.С. Новиков-Прибой «Цусима» .

Советская Россия в 1917- 1927 годах:

  • А.А. Блок «Двенадцать»,
  • В.В. Маяковский «Ода революции», «Левый марш»,
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
  • Б. Пастернак «Доктор Живаго»,
  • А. Толстой «Хождение по мукам»,
  • А.С. Серафимович «Железный поток»,
  • В.А. Каверин «Два капитана»,
  • А.П. Гайдар «Школа», «РВС», «Голубая чашка».
  • При изучении предмета «Краеведение» в 7 классе, на занятиях историко-краеведческого клуба «Истоки», мы рекомендуем учащимся список литературы, который следует прочитать, чтобы приблизить к себе прошлое нашего края, сделать его более наглядным и доступным к пониманию. Учитель тоже использует на занятиях эту литературу.
  • Вы видите произведения из рекомендованного списка.
История + Литература + Кино Помимо русской и советской литературы, в учебном процессе удобно использовать фрагменты художественных фильмов по художественным произведениям и документальных фильмов, посвященных этим произведениям и их авторам. Так, для иллюстрации исторических событий, уместно показать учащимся фрагменты фильмов «Петр 1», «Война и мир», «Звезда пленительного счастья», «Чкалов», «Они сражались за Родину»… Формирование тоталитарного государства (1928 – 1939 ):  М..А. Шолохов «Поднятая целина», А.И. Солженицин «Архипелаг ГУЛАГ», А. Рыбаков «Дети Арбата», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», Н.С. Бобров «Чкалов», А.П. Гайдар

История + Литература + Кино

  • Помимо русской и советской литературы, в учебном процессе удобно использовать фрагменты художественных фильмов по художественным произведениям и документальных фильмов, посвященных этим произведениям и их авторам. Так, для иллюстрации исторических событий, уместно показать учащимся фрагменты фильмов «Петр 1», «Война и мир», «Звезда пленительного счастья», «Чкалов», «Они сражались за Родину»…

Формирование тоталитарного государства (1928 – 1939 ):

  • М..А. Шолохов «Поднятая целина»,
  • А.И. Солженицин «Архипелаг ГУЛАГ»,
  • А. Рыбаков «Дети Арбата»,
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»,
  • Н.С. Бобров «Чкалов»,
  • А.П. Гайдар "Школа", "Судьба барабанщика", "Военная тайна.
Яркая и эмоциональная история … В приведенных примерах использования художественных произведений и их фрагментов на уроках краеведения, занятиях исторического кружка, уроках истории России, отражена жизнь и история нашей страны. Художественные произведения придают представлениям детей об исторических фактах яркость и эмоциональную окрашенность, а русская и советская литература становится более понятна учащимся во взаимосвязи с той исторической средой, в которой она возникла.  Великая Отечественная война 1941- 1945 годов: М..А. Шолохов «Они сражались за Родину!», «Судьба человека», А.А. Фадеев «Молодая гвардия», А.Т. Твардовский «Василий Теркин», О. Бергольц «Ленинградская поэма», К.М. Симонов «Дни и ночи», А.П. Брянский «По ту сторону фронта» и другие

Яркая и эмоциональная история …

  • В приведенных примерах использования художественных произведений и их фрагментов на уроках краеведения, занятиях исторического кружка, уроках истории России, отражена жизнь и история нашей страны. Художественные произведения придают представлениям детей об исторических фактах яркость и эмоциональную окрашенность, а русская и советская литература становится более понятна учащимся во взаимосвязи с той исторической средой, в которой она возникла.

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов:

  • М..А. Шолохов «Они сражались за Родину!», «Судьба человека»,
  • А.А. Фадеев «Молодая гвардия»,
  • А.Т. Твардовский «Василий Теркин»,
  • О. Бергольц «Ленинградская поэма»,
  • К.М. Симонов «Дни и ночи»,
  • А.П. Брянский «По ту сторону фронта»
  • и другие
Очень уместны здесь стихи нашего земляка, поэта А.И. Плотникова: Поздновато мы обнаружили, Что времен разрушена нить. Слишком многое мы разрушили То, что нужно было хранить. Храмов царственное величие, Всю старинную красоту. Наши дедовские обычаи, Христианскую доброту. Зря вычеркивали с надменностью И события, и имена – Пусть стыкуются с современностью Все прошедшие времена.

Очень уместны здесь стихи нашего земляка, поэта А.И. Плотникова:

  • Поздновато мы обнаружили,
  • Что времен разрушена нить.
  • Слишком многое мы разрушили
  • То, что нужно было хранить.
  • Храмов царственное величие,
  • Всю старинную красоту.
  • Наши дедовские обычаи,
  • Христианскую доброту.
  • Зря вычеркивали с надменностью
  • И события, и имена –
  • Пусть стыкуются с современностью
  • Все прошедшие времена.
Образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, определяет следующие образовательные задачи:  - глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции в другие культуры;  - формирование представлений о многообразии национальных культур, приобщение к основам мировой культуры (в том числе через знакомство с художественными произведениями);  - воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности 8 .
  • Образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, определяет следующие образовательные задачи: - глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции в другие культуры; - формирование представлений о многообразии национальных культур, приобщение к основам мировой культуры (в том числе через знакомство с художественными произведениями); - воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности 8 .
Поэтому, в дополнение к выше упомянутой литературе, мы рекомендуем ребятам прочесть такие книги по зарубежной истории Вальтер Скотт - «Айвенго», «Талисман», «Граф Роберт Парижский», «Квентин Дорвард», Артур Конан Дойль - «Белый отряд», Морис Дрюон - цикл романов «Проклятые короли», М. Сервантес - «Дон Кихот», Г. Сенкевич - «Крестоносцы», А. Дюма - «Три мушкетера»; и другие.

Поэтому, в дополнение к выше упомянутой литературе, мы рекомендуем ребятам прочесть такие книги по зарубежной истории

  • Вальтер Скотт - «Айвенго», «Талисман», «Граф Роберт Парижский», «Квентин Дорвард»,
  • Артур Конан Дойль - «Белый отряд»,
  • Морис Дрюон - цикл романов «Проклятые короли»,
  • М. Сервантес - «Дон Кихот»,
  • Г. Сенкевич - «Крестоносцы»,
  • А. Дюма - «Три мушкетера»;
  • и другие.
З а к л ю ч е н и е Таким образом, интеграция истории и литературы является одним из продуктивных путей устранения противоречия между растущим объемом знаний и возможностью их усвоения, способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся, обеспечивает овладение комплексным знанием, системой человеческих ценностей, способствует формированию целостного взгляда на мир у наших детей.

З а к л ю ч е н и е

  • Таким образом, интеграция истории и литературы является одним из продуктивных путей устранения противоречия между растущим объемом знаний и возможностью их усвоения, способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся, обеспечивает овладение комплексным знанием, системой человеческих ценностей, способствует формированию целостного взгляда на мир у наших детей.
Л и т е р а т у р а 1. Кожевникова О.В. Хотинец В.Ю. Культурно-гуманистический подход к образованию. Научное издание «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» Материалы 3 Национальной научно-практической конференции. Том 1. Москва 2006. 2 Федорова В.Н. Интеграция и педагогический процесс. М., 1985. 3 Егоршина Е.В. Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся (на материале древнерусской литературы). Ярославль, 2003. 4 Милонов А.Н. Литературное краеведение. М., 1985. 5 КБ – 11 (Арзамас – 16): несколько страниц истории создания атомного центра. Горин Н.Н. Кочарянц С.Г. 1-е издание. Издательско-полиграфическая фирма «Тайпекс» НПА «КОРСАТ – ВНИИЭФ», г. Арзамас – 16, 1992. 6 Карпенко В.Ф. Нижегородцы-декабристы. – Н. Новгород: Университетская книга, 2004 (Жизнь знаменитых нижегородцев: Библиотека для юношества; Вып. 4). 7 Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород, 1992. 8. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.  

Л и т е р а т у р а

1. Кожевникова О.В. Хотинец В.Ю. Культурно-гуманистический подход к образованию. Научное издание «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» Материалы 3 Национальной научно-практической конференции. Том 1. Москва 2006.

2 Федорова В.Н. Интеграция и педагогический процесс. М., 1985.

3 Егоршина Е.В. Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся (на материале древнерусской литературы). Ярославль, 2003.

4 Милонов А.Н. Литературное краеведение. М., 1985.

5 КБ – 11 (Арзамас – 16): несколько страниц истории создания атомного центра. Горин Н.Н. Кочарянц С.Г. 1-е издание. Издательско-полиграфическая фирма «Тайпекс» НПА «КОРСАТ – ВНИИЭФ», г. Арзамас – 16, 1992.

6 Карпенко В.Ф. Нижегородцы-декабристы. – Н. Новгород: Университетская книга, 2004 (Жизнь знаменитых нижегородцев: Библиотека для юношества; Вып. 4).

7 Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород, 1992.

8. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!