СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на движение

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике в 4 классе. Программа "Гармония" 

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на движение»

Технологическая карта урока математики в 4 «в» классе

Организационная информация

Тема

Решение задач на движение

Предмет

математика

Класс

4 «в»

Авторы урока

Багрешова Ирина Викторовна

Образовательное учреждение

МБОУ СШ№1 г. Данилов

Методическая информация

Тип урока

урок - рефлексия

Планируемые результаты

- повторение и закрепление навыков решения задач на движение; чтение таблиц, схем при решении задач на движение; составление задач на встречное движение по схемам, закрепление вычислительных навыков.

- научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Применяемая технология: технология системно-деятельностного метода обучения, применение техник формирующего оценивания

Методы организации работы:

- словесные методы (беседа, чтение),

- наглядные (карточки),

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод),

- техники формирующего оценивания ,

-оценивание работы по алгоритму (по критериям).

Формы организации работы:

- коллективная (фронтальная),

- индивидуальная.

- работа в парах

Время реализации урока

40 мин

Универсальные учебные действия

Личностные: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учёбе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: использование простых речевых средств для передачи своего мнения ; проявление инициативы в образовательном процессе; умение работать в паре.

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно решать задачи, делать умозаключения.

Метапредметные результаты

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Дидактическое обеспечение урока

карточки с заданиями для работы в паре, индивидуально

эталоны для проверки.

лист самооценки

Формы организации работы:

фронтальная (совместное выполнение заданий)

работа в парах(помощь друг другу)

индивидуальная (с/р)

Список учебной и дополнительной литературы

Математика: Учебник для 4 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина – Смоленск «Ассоциация 21 век», 2014. УМК «Гармония»



Этапы

Ход урока

Использование формирующего оценивания

урок - рефлексия

1.

Мотивация (самоопределение) коррекционная деятельность

(2 мин)


Цели для учителя: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); -установление тематических рамок («могу»).

Для учащихся:

включение в учебную деятельность

Приветствие ребят

Приветствие гостей.


Учитель: - Ребята, проверьте все ли готово к уроку.


- Проверьте правильность посадки. (Плакат)


- Ребята, мы учимся с вами на уроках работать дружно? (да)


-Помогаем друг другу справиться с возникшими трудностями? (Да)


- Вы согласны, что «С малой удачи начинается большой успех»

- Каждый из Вас стремится к личному успеху? (Да)


- Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

- Желаю всем успехов!


2.

Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

(10 мин.)

Для учителя:

повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, знаний, которые усвоены.

Для учащихся:

-фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.






























































Учитель:- Напомните, над решением каких задач мы работаем? (над решением простых задач на движение и навстречу друг другу)

Сформулируйте тему урока.

Ученики: - Тема урока: Решение задач на движение.

Учитель:

- Ребята, на предыдущем уроке мы с вами выполняли работу по составлению простых задач на движение. Заполнили наш стенд новыми задачами. После урока вы проверяли задачи друг у друга и оценивали по критериям.

- Сегодня мы продолжим работу по оформлению стенда. по составлению задач на встречное движение. На перемене вы выполните проверку и оцените по критериям.

Учитель:- Скажите, имеем ли мы с вами уже накопленный багаж знаний по данной теме? (Да. Имеем).


Учитель: На прошлых уроках мы составили «Карту понятий» Повторим, что мы знаем.


1)Что такое «движение»?(Движение – это перемещение объекта на определённое расстояние.)


2)Скорость движения? (Скорость движения – это расстояние пройденное за единицу времени.)


3) Чтобы узнать скорость движения, нужно …(расстояние разделить на время).


4) Перечислите единицы скорости: 1км/ч; 1 км/мин; 1 км/с; 1 м/мин; 1 м/с.


5) Чтобы узнать расстояние, нужно …(скорость умножить на время).

6) Перечислите единицы длины: км, м, дм, см, мм


7) Чтобы узнать время движения, нужно …

( расстояние разделить на скорость).

8) Перечислите единицы времени: ч; мин; с.


9) Что значит, «одновременно»?

( одинаковое время).

10) Что значит, «встречное движение»? «скорость сближения

(Встречное движение – это когда два участника движения движутся навстречу друг другу). Как находим скорость сближения в случае встречного движения?( Складываем скорости участников движения)

Устный счёт. Работа по таблице.


скорость(v)

время (t)

расстояние (S)

12км/ч

?

48км

?

20с

160м

50 мин


Ответы:

1) 48:12=4ч;

2)160:20 = 8м/с

3) (50 : 2) • 1 = 25м


Оценивают свою деятельность

Заполняют карточку №3 строки 1,2,3,4,5.

« - « неправильный ответ.


Решим устно. Схемы задач записаны на доске.

1)

20км/ч ?ч 30км/ч




150км

  1. 20 + 30 = 50(км/ч) скорость сближения;

  2. 150 : 50 = 3(ч)


2)

4 км/ч 2ч 5км/ч




? км

  1. 4 • 2 = 8 (км) расстояние первого участника;

  2. 5 • 2 = 10(км) расстояние второго участника;

  3. 8 + 10 = 18(км) пройденный путь двух участников.

или


  1. 4 + 5 = 9(км/ч) скорость сближения;

  2. 9 • 2 = 18(км)


? км/ч 3ч 30км/ч




150км

  1. 30 • 3 = 90 (км) расстояние второго участника движения;

  2. 150 – 90 = 60(км) расстояние первого участника движения;

  3. 60 : 3 =20(км/ч) скорость первого участника движения;

или

  1. 150 : 3 = 50 (км/ч) скорость сближения;

  2. 50 – 30 = 20 (км/ч) скорость первого участника движения;



Оценивают свою деятельность

Заполняют карточку №3 строки 1,2,3,4,5.

« - « неправильный ответ.















Формирование потребности.











Работа с «Картой понятий»

см.приложение №1


Самооценивание деятельности

(по таблице)

карточка №3
















































Самооценивание деятельности

(по таблице)

карточка №3














































Самооценивание деятельности

(по таблице)

карточка №3



3.



















4.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

(10 мин).

Цели для учащихся: коррекция знаний, устранение пробелов. Для учителя:

- фиксирование в речи и знаково нового способа действий

Реализация построенного проекта


Подготовка к работе в парах.

Выполним задание:

Установите соответствие между величинами и их возможными значениями.

величины возможные значения

А) скорость движения автомобиля 1) 300 м/с

Б) скорость движения улитки 2) 4 км/ч

В) скорость звука в воздушной среде 3) м/мин

Г) скорость движения пешехода 4)60 км/ч

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам.

А

Б

В

Г

4

3

1

2


Взаимопроверка.

Оценивают свою деятельность

Заполняют карточку №3 строку 6.

« - « неправильный ответ.

Работа в парах.

Задание: Составляют по карточке №5 задачу на встречное движение.

Учитель: - На перемене вы оформите стенд со всеми работами, выполните проверку и оцените по критериям.

Индивидуальная работа


Карточка №4

























Самооценивание деятельности

(по таблице)

см. карточка № 3






5.

Физкульминутка

(1мин)

Повторим правила движения для велосипедистов.

Если вы согласны, то хлопайте в ладоши, если нет- топайте ногами.

1.Управлять велосипедом, при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 12 лет?( 14 лет... )нет

2. Запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? Да

3.Запрещается двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки? 
Да

4. Запрещается двигаться по крайней правой полосе в один ряд и как можно правее. Нет



6.

Обобщение затруднений во внешней речи

(7 мин.)

Цели для учителя: -создание условий для закрепления.

Для учащихся: -отрабатывать умение решать задачи на движение.

Фронтальная работа. Работа по учебнику с. 54 №188

Коля пробежал 100м за 20с. За какое время он пробежит расстояние в 60 м, если увеличит скорость на 1м/с?

На доске таблица.

Величины

Скорость


Время


Расстояние


1

?

20 с

100 м

2

+ 1 м/с

?

?

60 м

  1. Найдём скорость Коли, с которой он бежал 100м.

  2. Найдём новую скорость Коли.

  3. Узнаем, за какое время он пробежит 60 м, если увеличит скорость.



Решение:

  1. 100 : 20 = 5(м/с)- скорость Коли, с которой он бежал 100м;

  2. 5 + 1 = 6 (м/с) новая скорость Коли;

  3. 60: 6 = 10(ч) – он пробежит расстояние в 60м.

Ответ: за 6 ч Коля пробежит расстояние в 60 м.

У доски решает 1 ученик.

Оценивают свою деятельность

Заполняют карточку №3 строки 1,2,3,4,5. №188

« - « неправильный ответ.












































Самооценивание деятельности

(по таблице)

см. приложение 3


8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин.)

Цели для учителя:

-создание ситуации успеха

Для ученика: работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенные правила.


Учащиеся выполняют самостоятельную работу трёх уровней. ( от простого к сложному)

На доске:

1- уровень - № 185 с.53(простая задача)

2- уровень - №192 с.55 (2 действия)

3 – уровень - № 190 с.55 (3 действия)


Учитель: - Ребята, подумайте, какую из трёх задач вы готовы решить. Начинайте решать.


185 с.53

7600 : 950 = 8(ч)

Ответ: 8 часов.


192 с.55

1)480 : 6 = 80(км/ч) скорость мотоциклиста;

2) 2880 : 80 = 36(ч) он проедет 2880км с той же скоростью.

Ответ: за 36 часов


190 с.55

Из двух городов расстояние между которыми 5250 км, вылетели в 8 ч утра навстречу друг другу два самолёта. Через 3 часа они встретились в пути. Один самолёт летел со скоростью 850 км/ч. С какой скоростью летел другой самолёт?


Решение:

  1. 850 Х 3 = 2550 (км) расстояние первого самолёта;

  2. 5250 – 2550 = 2700(км) – расстояние второго самолёта;

  3. 2700 : 3 = 900(км/ч) с такой скоростью летел второй самолёт.


Ответ: со скоростью 900 км/ч летел другой самолёт.


Оценивают свою деятельность

Заполняют карточку №3 строки 1,2,3,4,5

« - « неправильный ответ.










































Самооценивание деятельности

(по таблице)

см. приложение 3


9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке( 2мин)

Для учителя:

-создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке. Для учащихся: -самооценка результатов деятельности;






Домашнее задание

Цель: проанализировать свою работу в течение урока, выявить основные причины затруднений.


Учитель:


- Ребята, каждый из Вас на уроке стремился к личному успеху?

- Посмотрите на лист самооценки (карточка №3)

«Минусы» - это и есть те, ошибки над которыми вы должны работать. Как?( Могут быть ответы детей) Всё записано в столбце «ученик»

- А всё правильное решение – это успех. Вы, молодцы!

- Не зря говорят: «С малой удачи – начинается большой успех»



Домашнее задание:

  1. № 190, № 191 с.55

  2. Составить вопрос для теста по карте понятий.

  3. Повторить правила с.39,с.41,с.42,с.44.



Лист самооценки

см. приложение 3




































Карточка №1

«Карта понятий»



















Карточка №1

«Карта понятий»





















Карточка №2

скорость(v)

время (t)

расстояние (S)

12км/ч

?

48км

?

20с

160м

50 мин

Карточка №2

скорость(v)

время (t)

расстояние (S)

12км/ч

?

48км

?

20с

160м

50 мин

Карточка №2

скорость(v)

время (t)

расстояние (S)

12км/ч

?

48км

?

20с

160м

50 мин

Карточка №2

скорость(v)

время (t)

расстояние (S)

12км/ч

?

48км

?

20с

160м

50 мин





Фамилия, Имя ________________________________________________

Карточка №3


устная работа

188

190

с/р

ученик

карточка №5

1

Нахождение скорость(v)






правило с.41


2

Нахождение

времени (t)






правило с.44


3

Нахождение расстояния

(S)






правило с.42


4

Ошибка в ходе решения задачи

(алгоритм)






Выучить алгоритм решения задачи.


5

Ошибка в вычислениях






Повторить таблицу умножения, деление.


6

Ошибки в соответствие между величинами и их возможными значениями.






Объясни и приведи свой пример.


7

Самостоятельная работа






Выполни работу над ошибками.




Фамилия, Имя ________________________________________________


устная работа

188

190

с/р

ученик

карточка №5

1

Нахождение скорость(v)






правило с.41


2

Нахождение

времени (t)






правило с.44


3

Нахождение расстояния

(S)






правило с.42


4

Ошибка в ходе решения задачи

(алгоритм)






Выучить алгоритм решения задачи.


5

Ошибка в вычислениях






Повторить таблицу умножения, деление.


6

Ошибки в соответствие между величинами и их возможными значениями.






Объясни и приведи свой пример.


7

Самостоятельная работа






Выполни работу над ошибками.


4

Установите соответствие между величинами и их возможными значениями.

величины возможные значения

А) скорость движения автомобиля 1) 300 м/с

Б) скорость движения улитки 2) 4 км/ч

В) скорость звука в воздушной среде 3) м/мин

Г) скорость движения пешехода 4) 60 км/ч

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам.

А

Б

В

Г







______________________________________________________________

Карточка №4

Установите соответствие между величинами и их возможными значениями.

величины возможные значения

А) скорость движения автомобиля 1) 300 м/с

Б) скорость движения улитки 2) 4 км/ч

В) скорость звука в воздушной среде 3) м/мин

Г) скорость движения пешехода 4) 60 км/ч

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам.

А

Б

В

Г











Карточка №5

Фамилия, Имя ___________________________________________________________________________

Участники движения: __________________________________________





Решение:___________________________________________________________________________________________________________________



______________________________________________________________

Ответ: _________________

Критерии

1

Аккуратность.


2

Правильно выбраны участники движения.


3

Верный выбор величин

(cкорость(v), время(t)? расстояние(S)).


4

Правильное решение задачи.


5

Ответ.






185 с.53


7600 : 950 = 8(ч)

Ответ: 8 часов.


192 с.55


1)480 : 6 = 80(км/ч) скорость мотоциклиста;

2) 2880 : 80 = 36(ч) он проедет 2880км с той же скоростью.

Ответ: за 36 часов


185 с.53


7600 : 950 = 8(ч)

Ответ: 8 часов.


192 с.55


1)480 : 6 = 80(км/ч) скорость мотоциклиста;

2) 2880 : 80 = 36(ч) он проедет 2880км с той же скоростью.

Ответ: за 36 часов


185 с.53


7600 : 950 = 8(ч)

Ответ: 8 часов.


192 с.55


1)480 : 6 = 80(км/ч) скорость мотоциклиста;

2) 2880 : 80 = 36(ч) он проедет 2880км с той же скоростью.

Ответ: за 36 часов




190


  1. 850 • 3 = 2550 (км) расстояние первого самолёта;

  2. 5250 – 2550 = 2700(км) – расстояние второго самолёта;

  3. 2700 : 3 = 900(км/ч) с такой скоростью летел второй самолёт.


Ответ: со скоростью 900 км/ч летел другой самолёт.


190


  1. 850 • 3 = 2550 (км) расстояние первого самолёта;

  2. 5250 – 2550 = 2700(км) – расстояние второго самолёта;

  3. 2700 : 3 = 900(км/ч) с такой скоростью летел второй самолёт.


Ответ: со скоростью 900 км/ч летел другой самолёт.


190


  1. 850 • 3 = 2550 (км) расстояние первого самолёта;

  2. 5250 – 2550 = 2700(км) – расстояние второго самолёта;

  3. 2700 : 3 = 900(км/ч) с такой скоростью летел второй самолёт.


Ответ: со скоростью 900 км/ч летел другой самолёт.


190


  1. 850 • 3 = 2550 (км) расстояние первого самолёта;

  2. 5250 – 2550 = 2700(км) – расстояние второго самолёта;

  3. 2700 : 3 = 900(км/ч) с такой скоростью летел второй самолёт.


Ответ: со скоростью 900 км/ч летел другой самолёт.


190


  1. 850 • 3 = 2550 (км) расстояние первого самолёта;

  2. 5250 – 2550 = 2700(км) – расстояние второго самолёта;

  3. 2700 : 3 = 900(км/ч) с такой скоростью летел второй самолёт.


Ответ: со скоростью 900 км/ч летел другой самолёт.


















































































 

 

 



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!