СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Репрессии: трагедия одного человека или трагедия народа?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Репрессии: трагедия одного человека или трагедия народа?»»

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Данное учебное занятие имеет ярко выраженную личностно-ориентированную направленность, так как ставит перед школьниками проблему исследования роли исторической личности и эпохи в судьбе человека. Ученики, предварительно, изучившие произведение, сталкиваются со скорбными страницами истории 1930-1940 гг., погружающих читателей в бездну ужаса и отчаяния. Главный герой происходящего- народ, который обозначен так не из политических, национальных и других идейных интересов, а весь народ: все до единого участвуют на той или иной стороне в происходящем. «Реквием» является подлинно народным произведением. Ахматова за всех сказала о едином горе, о личной и всеобщей беде. Эта поэма- осуждение насилия над личностью, приговор тоталитарному режиму, основанному на лжи, унижении и крови. Она заставляет задуматься над тем, что происходило, происходит и может произойти. «Реквием»- предостережение всему человечеству.

Учитель вводит школьников в мир чувств и переживаний поэтессы. Основной задачей урока является создание условий для проявления познавательной активности ученика, воспитания и развития его индивидуальных способностей. С этой целью на уроке была создана ситуация успеха. Учитель предусмотрел такие виды деятельности учащихся, как подготовка индивидуальных сообщений, обращение к архивным источникам ранее засекреченных исторических документов в Музее краеведения, работа над проблемными вопросами, составление синквейна по основным понятиям урока.

Одним из способов реализации поставленных целей урока стала организация диалога – эффективного, ёмкого, глубокого, содержательного, чему способствовало желание учеников желание учеников помочь учителю пробудить интерес к эпохе и художественному произведению.

Закончился урок самостоятельной работой, ответом на проблемный вопрос: «Это трагедия матери и сына или трагедия народа?» Учащиеся имели возможность высказаться по проблеме, поднятой на уроке.

Тип урока:

– урок комплексного применения знаний; выработки умений самостоятельно применять их в новых учебных условиях; формирования познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных, социальных компетенций.

Форма урока:

– урок-размышление с элементами представления результатов предварительной самостоятельно-поисковой деятельности.

Цели и задачи урока:

  1. Проследить, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.

  2. Проанализировать поэтику А.А. Ахматовой на материале поэмы «Реквием»

  3. Воспитывать чувство сопричастности к судьбе своего народа, страны, памяти и уважения к прошлому.

Направленность на планируемые результаты образования:

– овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями;

принятие ценностных идеалов гражданского общества; формирование осознанной мотивации к выбору общечеловеческих ценностей;

освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

– ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

оценка результатов собственной учебной деятельности; умение

понимать причины успеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

– формирование умений и навыков работы с художественным текстом; умения выразительно читать, анализировать текст, выделять ключевые слова, средства выразительности.

Методы и технологии обучения (воспитания):

– технология критического мышления;

– диалоговые методики;

– частично-поисковый;

– персонифицирующий;

– информационно-рецептивный;

– объяснительно-иллюстративный;

– использование информационных технологий;

– продуктивно-творческий – проблемный.

Приёмы деятельности учителя:

– организация работы с художественным текстом;

– организация работы со– организация работы с ключевыми образами;

Формы организации познавательной деятельности:

–коллективная.

Основные виды деятельности и действий учащихся:

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– подготовка индивидуальных сообщений;

– работа с художественным текстом; выделение ключевых слов;

– составление синквейна;

– работа с этимологическим и толковым словарями;

– способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-

ной деятельности;

– эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей;

– планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Межпредметные связи:

– история;

– обществознание.

- музыка

- краеведение

Оборудование урока:

– презентация;

– фонограмма «Реквиема» Моцарта

- метроном, свечи.

– интерактивная доска;

– художественный текст.

Эпиграф к уроку:

Рану, нанесенную Родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.

В. Гюго

Ход урока:

Слово учителя 1.

Русская история полна трагических событий. Года сталинских репрессий одни из самых страшных страниц в советской истории. Сколько не человеческих страданий испытали люди! Многих искалечили, сломали, истребили и духовно, и физически. Какова же была историческая ситуация, сложившаяся в России в 30-40 годы XX столетия?

Слово учителя 1.

- Говорят, что поэт в России – больше чем поэт. Одной из таких являлась А.А. Ахматова. Это – удивительный поэт. Судьба не была к ней благосклонна, несчастья следовали по пятам. Но великое мужество души позволило ей остаться несгибаемой под бурями клеветы и предательства, обиды и несправедливости. Судьба страны всегда тесно связана с судьбами людей. И А.А. Ахматова не стала исключением. События 30 – 40 х годов оставили неизгладимый след и в судьбе женщины, жены, матери А. А. Ахматовой она потеряла мужа, известного русского поэта Н. Гумилева, которого расстреляли по ложному навету; едва не лишилась любимого сына Льва, который провел в тюрьме долгих 17 месяцев, то есть сполна, как и многие, прошла через ужас репрессий.

Слово учителя 2.

Были арестованы и расстреляны многие ее друзья. Именно тогда к ней пришла идея возвести памятник всем жертвам репрессий. Исподволь приходили к ней строки, которые позже и составили одно из самых удивительных произведений тех лет «Реквием».

История создания: Поэма «Реквием» - это воплощение пережитого в лихие 30- 40 годы. История ее создания, публикации совсем не простая. Давайте вспомним, что значит слово «Реквием» по словарь?

РЕКВИЕМ – заупокойная месса. Изначально музыкальный термин. В данном контексте поэма «Реквием» - надгробное слово, посвящение всем погибшим в страшные времена репрессий, а также тем, кто страдал, переживал за своих родных и близких, в ком от страданий «отказывал разум и умирала душа».

Чтобы глубже понять «Реквием» Ахматовой, осмыслить и воспринять его хотелось бы предложить вам прослушать небольшой отрывок из любимейшего произведения «Реквиема» В,А. Моцарта.

- Какое настроение рождает эта музыка? (Торжественные, печальные, скорбные).

- Следовательно, какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Произведение так названое, будет посвящено трагическим событиям. Автор сразу заявляет тему скорби, печали).

«Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, которые писались в разное время. Композиция поэмы. Эпиграф поэмы написан только в 1961 году. Нужно было обладать бесстрашием и мужеством, чтобы сочинить подобные стихи. Ведь за каждое слово из низ поэтессе грозила не меньшая кара, чем выпала на ее долю тех, о ком она писала. Только после войны свела она все стихи под одну обложку. Это было в 1962 году. Во время их сочинения стихи не записывались они запоминались надежными друзьями Ахматовой. Она, когда впервые увидела свое детище на бумаге, гордо заметила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто из них меня не предал». При знакомстве с поэмой и ее структурными частями поражает чересполосица дат:

« Вместо предисловия» датировано 1957г.

«Эпиграф» - 1961г.

«Посвящение» - 1940г.

«Вступление» - 1935г.

Следовательно, все эти цифровые знаки обозначения того, что к этому творению Ахматова обращалась постоянно, на протяжении 30 лет, 30 последних лет жизни.

(слайд 8)

Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

- Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

Учитель: А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. Для этого запишем слова Солженицына в тетрадь (Слайд 9) А.И.Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына:

Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына? (Слайд 10)

Поэма начинается с предисловия. Прочитаем «Вместо предисловия». (Слайд 11)

Объясним непонятное выражение «В страшные годы ежовщины…»

«Вместо предисловия» написано прозой.

- Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)

- Какая лексика помогает представить то время? (Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали». Все говорят только шёпотом и только «на ухо»; свойственное всем оцепенение. В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха.) (Слайд 12)

Учитель: Обратимся к главе «Посвящение»

- Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)

- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

- Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте.

(слайд № 13)

Какова их роль?

Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет с кавычки? Из какого произведения цитата? (Слайд 14)

С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)

Учитель: Степень страдания людей настолько велика, что для описания этого Ахматова выбирает библейский масштаб.

Сообщение. В поэме Ахматова часто использует библейские образы и мотивы. Уже первые строки «Посвящения» «Перед этим горем…» воссоздают образ мира, в котором сместились все привычные и устойчивые нормы. Эти строки заставляют вспомнить картины Апокалипсиса.

Учитель: Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? (Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, сдвинулись с места. Эта картина становится символом её эпохи.)

- Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? (Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Великая река людского горя, захлёстывая своей болью, уничтожает границы между « я» и «мы». Это наше горе, это мы « повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.)

Учитель: С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Читаем Вступление.

Учитель:

Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование.

- Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? (слайд15)

Найдите их в тексте. Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы. (Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».)(слайд 16)

Учитель: Время-Апокалипсис. Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде?

Из разбросанных по всей поэме художественных деталей, а также конкретных географических названий складывается представление обо всём пространстве России: это и сибирская вьюга, и тихий Дон, и Нева, и Енисей, и кремлёвские башни, и море, и царскосельские сады. Но на этих просторах – лишь страдания, «улыбается только мёртвый, спокойствию рад». Вступление – это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем отражено место и время действия и только после вступления начинает звучать конкретная тема реквиема – плач по сыну.

Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…»

- Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего «Шла как на выносе»-это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча- все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.)

- От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица « я», т.е. лица лирической героини.) (Слайд17)

- Вы услышали эти голоса? Кем предстает перед нами лирическая героиня? (Автор поэмы, мать).

Учитель: Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ.

(Слайд 18)

- Почему Ахматова использует здесь образ «стрелецкой женки»? (Сообщение о стрельцах с опорой на картину). (Слайд 19)

«Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. Это историческое событие стало основой сюжета картины Сурикова «Утро стрелецкой казни».)

- Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой? (Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Л.Г. как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)

Учитель: Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», начинается тема болезни матери.

Читаем вторую главу.

- Какой цвет дан во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности.)

Обратимся к 3 главе.

- Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

Учитель:Л.Г.раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.» Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – л.г. не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове..

Откроем 4 главу. (Слайд)

- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

Учитель: Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Л.г.пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.

Читаем 5 главу.

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Читаем седьмую главу.

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе? (Слайд)

Учитель: 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос л.г. срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало л.г. жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания.

- Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? (Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование-плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.

Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая 8 глава.

- В каком виде л.г. готова принять смерть? (слайд № 19)

(Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)

Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие. Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, «безумие крылом души накрыло половину», «манит в чёрную долину. Ахматова подчёркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.

Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает л.г. поэмы.

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.)

Эпилог. Мы подошли к заключительной части поэмы Эпилогу. У вас есть уникальная возможность услышать голос Ахматовой, читающей поэму. (слайд № 21).

- Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)

- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

Учитель:

- Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)

- В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни. (Слайд)

III этап урока.(слайд №22)

Учитель: Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».

Репрессии коснулись также и других писателей и поэтов, посмотрим слайды (слайды с 23-31).

Гумилев, Ахматова, Бунин, Бабель, Мандельштам, Есенин , Пастернак, Шаламов, Бродский).


1)

Эпоха большого террора.

В 1934 году на XVII съезде партии было объявлено о генеральном направлении: "Искорение пережитков капитализма в сознании людей".

Советские теоретики карктельных органов утверждали: "В этом направлении система принудительного труда придётся как нельзя кстати".

Роль исправительно - трудовых учреждений как орудия пролетарской диктатуры, как органа репрессии, как средства принуждения и воспитания должна ещё больше возрасти и усилиться".

2)

Лагеря, расстрелы, раскулачивание не были тайной для советских людей - тысячи граждан знали об этой системе, так или иначе соприкасались с ней, а некоторые свято верили в её необходимость.

Они могли сомневаться в правомерности применения репрессий, но не сомневались в необходимости уничтожения классового врага. Социализм - превыше всего, и по имя победы все позволено. с этой тоски зрения общечеловеческие нормы морали не имели никакого значения.

3)

В истории России 30-х годов было несколько волн политических репрессий. Если первая волна уничтожала "кулачество", то в последующем были затронуты впервые верхи партии. Поводом к правовому террору послужило убийство СМ Кирова 1 декабря 1934 года. В тот же день было разрешено, по прямому указанию Сталина, сокращать срок следствия по делам государственной важности до 10 дней, рассматривать их в отсутствии обвиняемых и выносить смертный приговор, не подлежащий обжалованию.

4)

Огромный резонанс имел судебный прцесс над членами так называемого "террористического троцкистско - зиновьевского центра".Под пытками 16 человек, в числе которых были многие бывшие руководители Ком. партии и советского государства, признались во всех возможных преступлениях. Всех приговорили к смертной казни. Приговор был немедленно приведен в исполнение.

5)

В 1936 году на пост руководителя НКВД был назначен Н.И. Ежов. Началась новая волна террора, новая эпоха, которая в народе была названа "ежовщченой".

Были арестованы сотни тысяч партийных и советских работников, руководителей предприятий и специалистов. Широко расцвело "доносительство".Общее число реперссированных членов партии составило около 1 млн. человек. Большинство из них было казнено. Репрессиям подвергались и члены семей арестованных. Но основную часть попавших под каток репрессий составляли люди беспартийные.

6)

Всего в период с января 1937 по декабрь 1938 года было арестовано около 7 миллионов человек. Тюрьмы оказались переполнены. Чтобы освобождать места для новых заключенных, начались массовые расстрелы. В итоге к концу 1938 года общее число заключенных составляло около 8 миллионов человек. Полагают, что за два года "ежовщины" в лагерях умерло и было расстрелено около 3 миллионов человек.

7)

Массовое уничтожение людей, в основном, классных специалистов, привело к печальным последствиям. Во II половине 1937 года в стране начался экономический кризис. Работники, занявшие места репрессированных, зачастую не отличались высокой квалификацией и совсем не склонны были проявлять инициативу, опасаясь, что её могут истолковать как "враждебные происки". Уничтожались ученые, деятели искусства, революционеры - интернационалисты.

8)

Самым пагубным образом это сказалось на Вооруженных силах. В годы ежовщины командный состав был практически истреблен.

Из 80 членов Высшего военного совета остались только пятеро; из шестнадцати генералов - двое.

Из 80.000 красных командиров было уничтожено около 35.000. Всё это привело к тому, что боевая мощь Советского Союза была подорвана, чем не приминули в дальнейшем воспользоваться враги и о чём красноречиво свидетельствовало начало Великой Отечественной войны.

9)

С этого времени лагерная экономика становится неотъемлемой частью экономики страны. Заключенный теперь должен был, прежде всего, производительно трудиться. Страна по-прежнему нуждалась в бесплатной рабочей силе.

В начале 1938 года партия заговорила о необходимости исправления ошибок. 8 декабря 1938 года непосредственный организатор террора Ежов был смещен со своего поста, его место занял Л.П. Берия. Размах репрессий сократился, но Советская Россия, возглавляется И. В. Сталиным, особенно явно и ярко преобретает черты государства тоталитарного.

10)

"Сложно себе представить, но это была трагедия миллионов людей. Наверное, в нашей стране не было ни одной семьи, которой не коснулись бы репрессии. Нельзя было жить без оглядки даже на соседей, которые могли оказаться доносчиками. Нельзя было спокойно спать, потому что в любой момент могли раздаться шаги за дверью и твоего близкого или тебя самого могли увести в неизвестность. Может быть, надолго, может быть, навсегда. На допрос или на расстрел. Кто мог знать? В подавляющем большинстве случаев за человеком не числилось никакой истины Было неизвестно, за что его уводят. У людей не было ни определенности, ни уверенности в завтрашнем дне. Только напряженное ожидание, разрухи, горя, беды, смерти. Россия стала практически мертва.



БАДМАЖАПОВ 
ЦогтоГармаевич 
(1879-1937)

Монголовед-практик. Род.в станице ГлагольческаяКяхтинского у., из казачьего сословия кяхтинских бурят. Получил европ. образование благодаря содействию А. Доржиева. В 1899-1901 переводчик в экспедиции П. К. Козлова. В 1907 самостоятельно описал и сфотографировал развалины древнего города Хара-Хото (по заданию ИРГО). Негласный агент русского Генштаба, отправлявший обстоятельные донесения о положении дел в Монголии. Участник Монг.-Сычуанской экспедиции (1909). Удостоен малой серебр. медали ИРГО. В 1914-15 советник и переводчик при монг. делегации на тройственных переговорах России, Китая и Монголии в Кяхте. В 1920-е советник при прав-ве МНР, работал в Монучкоме, жил в Урге. В его доме бывали многие приезжавшие в МНР рус.востоковеды. Арестован в МНР в 1930; провел 5 лет в заключении, потом в ссылке в Сыктывкаре и в Туруханске. В 1937 жил в Ленинграде, затем уехал в Новосибирск, где арестован 3 окт. 1937. 3 дек. 1937 приговорен к ВМН (ст. 58-2, 6, 9, 11 УК РСФСР). Расстрелян 15 дек. 1937 в Новосибирске. Реабилитирован в 1957.










После Октябрьской революции 1917 г. Агван Доржиев полностью отдаёт себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России.

В  1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами[3]: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировки из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху.

Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай II и министр иностранных дел Извольский, а Ленин с Луначарским. Но речь шла всё о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан.

В 1921 году Доржиев составил на монгольском языке автобиографию, изложив её в стихотворной форме (рукописная копия хранится в Рукописном отделе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН).

В 1929 году новым антирелигиозным законом запрещена деятельность буддийской церкви Забайкалья[источник не указан 521 день].

В 1935 году начались преследования буддийского духовенства в Ленинграде.

В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать.

В ноябре 1937 года 85-летний Доржиев был арестован в Бурятии.

В 1938 Агван Доржиев скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. Место захоронения неизвестно.

ДЕРЬЯЕВ 
Хыдыр (Хидыр) 
(1906-1988)

Tуркм. филолог и писатель. Род.в с. ЭгритузерМервского у. Забайкальской обл., в семье дайханина-скотовода из племени текинцев. Ок. новометодную сел.школу; с 1920 воспитанник Тохтамышского интерната в Мерве. Затем учился в Марыйском и Ташкентском пед. ин-тах; в 1931 ок. Востфак САГУ. Ст. преп., с 1933 доцент Ашхабадскогопед. ин-та. Арестован. В лагере в Сибири, вернулся в 1956. Чл.-корр. АН ТуркмССР (1969). Нар.писатель рес-ки. Герой соц. труда.

Соч.: Грамматика. Ашхабад, 1934 (на туркм. яз.); Синтаксис туркменского языка. Ашхабад, 1936 (на туркм. яз.) Основные вопросы синтаксиса и пунктуации туркменского языка: (Тез.кдокл. на 1-м лингвист. съезде). Ашхабад, 1936 (на туркм. яз.); Собрание сочинений: В 6 т. Ашхабад, 1981-1987 (на туркм. яз.).


КОЗЬМИН 
(псевд.: Ландарма, 
Номчи) 
Николай 
Николаевич 
(1872-1938)

Mонголовед и сибиревед, историк, этнограф. Род.в г. Красноярск, в семье преп. Ок. Иркутскую гимназию с серебр. медалью (1891). После ок. ИФФ СПбУ (1896) работал в Вост. Сибири по переселенческим делам, печатался в ж. "Вост. обозрение", "Сиб. жизнь" и др., поддерживая сиб. областников. В 1900-06 правитель дел ВСОРГО. Летом 1920 арестовансеменовцами в Агинском аймаке, увезен в Читу, но вскоре освобожден. Переехал в Харбин, где в 1920-22 занимался культ.-просвет. и журналистской работой. В 1922-24 в Бурятии: зам. наркома земледелия, зам. предс. Госплана Бурят-МонгАССР. С 1924 преп., проф. каф.краеведения Иркутского ун-та. Зам. предс. Бурят-Монг. науч. общ-ва им. Доржи Банзарова. Предс. бурят-монг. секции ВСОРГО. Организатор и ред. ж. "Жизнь Бурятии" (Верхнеудинск). В 1927-28 дир. Иркутского гос. музея. Действ.чл. ВНАВ, ОИАЭ при Казанском ун-те, НОТ. Опубл. много работ по истории Бурятии, Минусинского края, Тувы, Хакасии, сочетая ист.-этногр. и эк.-геогр. подходы. Арестован 23 авг. 1937 УНКВД Вост.-Сиб. обл. по обвинению в шпионаже на Японию и участии в белогвардейской контрревол. организации. 21 авг. 1938 умер в больнице Иркутской тюрьмы от декомпенсации сердца. 28 авг. дело прекращено в связи со смертью К. Реабилитирован в 1994.



АМАГАЕВ 
(псевд.: Амуга) 
Матвей Иннокентьевич 
(1897-1944)

Полит.деятель; востоковед-экономист и политолог. Род.в улусе Доодо-НаймагутБильчирской инородческой управы, в семье зажиточного крестьянина. В 1916-17 учился в Иркутской УС, где увлекся револ. идеями. С мая 1917 чл. РСДРП(б). Во время гражд. войны на парт.работе в подполье (Маньчжурия). Предс. Президиума упр. Бурят.автон. обл. и министр по нац. делам ДВР (1922), первый предс. ЦИК Бурят-МонгАССР (1923-24). Участвовал в деятельности Общ-ва изучения Предбайкалья (Бурят-Монг. науч. общ-ва им. Доржи Банзарова); ред. ж. "Жизнь Бурятии". В 1925 как представитель Коминтерна направлен в Монголию, активно участвовал в револ. событиях; когда же в 1929 террор и закрытие монастырей вызвали восстание, отозван, обвинен в излишней "левизне". В 1930-32 учился в ИКП, преп. на каф. парт. строительства КУТВ, читал курс истории монг. нац.-револ. движения в МИВ. В нояб. 1932 был отозван с учебы на 3-м курсе ИКП и назначен с дек. 1932 ректором ЛВИ. Малообразованный и деспотичный, А. не вызывал особых симпатий у интеллигентной части проф.-преп. состава. Тем не менее Н. Поппе, много общавшийся с А. по-монг. и пользовавшийся его доверием, отмечал в нем природный ум и полит.проницательность, неортодоксальность мышления. Так, однажды он поразил Поппе, сказав, что в Монголии нет ни социализма, ни системы, которую можно было бы считать переходной к социализму: "В Монголии - госкапитализм, так же, как и у нас, в Сов. Союзе" (Poppe, 1983.P. 140). При этом он оставался последовательным проводником парт.политики. В янв. 1935 получил строгий парт.выговор "за слабое изучение состава ин-та, притупление бдительности, нечеткое руководство жизнью" ЛВИ. С апр. 1936 врем.и. о. дир. Курсов нацменьшинств Сов. Востока ВЦИК. В посл. годы готовил монографию "История револ. движения в Монголии". Арестован 30 сент. 1937; обвинен по ст. 58-1а, 7, 11 УК РСФСР. Пост. ОСО при НКВД СССР от 19 февр. 1940 приговорен к 8 годам ИТЛ. Отбывал срок в 39-м лагпунктеСевЖелДорЛага, Коми АССР. Умер в заключении 18 авг. 1944. Реабилитирован в 1956 *.





Массовые захоронения в Улан-Удэ

Братская могила напротив главного входа в здание бывшей гостиницы ЛВРЗ (ул. Комсомольская, 39). Сейчас здесь общежитие. // ФОТО:

В 90-х годах КГБ и республиканское общество «Мемориал» провели в Бурятии поисковые работы по выявлению массовых захоронений времен репрессий советской власти. В поисковую группу вошли оперативники КГБ Александр Гаврилов, Николай Глазунов, Максим Багинов, журналист Виктор Измайлов и общественный деятель Валерий Галиндабаев и другие. В числе искателей был и подполковник ФСБ в запасе Александр Ростовцев, научный сотрудник музея управления ФСБ по Бурятии. Значительная часть Улан-Удэ строится на костях репрессированных.

«Мордой да брюхом по доскам поволокут. Причем свои же»

В начале 90-х годов Александр Михайлович несколько раз встречался с бывшим старшим надзирателем внутренней тюрьмы ОГПУ-НКВД. «Долговязый старик в «горьковской» шляпе и лупастых очках с самодельным костылем», – так описывает его Ростовцев. Лишь однажды «Петрович», как обозначил его Александр Михайлович, согласился на запись интервью.

– Лично сам я не стрелял. Это входило в обязанности стрелков комендантского взвода, – рассказал Петрович. – Я за порядком следил. Комендантские стрелки расписывались в актах об исполнении. Начальники нет. Стреляли ночью. Выставляли пикеты на улицах в радиусе возможной слышимости. Для шума заводили машины, трактор… Приговоренных в подвал приводили связанными. Контролировал дежурный чекист. Если одежда на бедолагах была приличная, часы, колечки разные, все это снималось. Потом продавали через магазин. Был такой хитренький магазинчик на улице Ленина.

Ставили на колени. Стреляли в голову. В затылок. В висок. В ухо… Трупы тяжелые, лестница крутая. Лишний раз руками переворачивать да класть на носилки неприятно. На ступени стелили доски. Веревкой за ноги и по два-три трупа машиной во двор вытягивали. Загружали в транспорт. То в грузовик, то вворонок, а то и в короб с лошадью. Чтобы трупы не кровили, пересыпали их опилками… Конечно, ничего хорошего. Но кто-то же должен. Мы – военные. Присяга. А свыкнуться можно хоть с чем. Перед отправкой наводили порядок в подвале. Начальство относилось к этому придирчиво. Дружило с санэпиднадзором. Драили все до блеска. Сыпали много опилок, чтобы кровь впиталась, обрабатывали хлоркой. А потом использованные опилки вываливали к мертвецам. «Я ездил с комендантскими, закапывал. Начальники часто менялись. Запомнились Полканов, Полункин, Гайковский, Бай, Трибой. Полканов всегда унижал, кричал нам: «Бездельники! Выполняйте указание товарища Ежова, а то самих туда же!..».

«Ямы готовили загодя. Поначалу копали кайлом да лопатой. Потом, в 35-м мастеровой парнишка (!) ковш к трактору приспособил. Хороший был ковш. Глубоко загребал. Когда поток (репрессированных. – Ред.) усилился, стали копать рвы. Заполняли постепенно…

Зарывали. Потом возвращались с могил. Отмывали транспорт. Так же, с хлоркой. Потом нас вели в столовую, накрывали по высшему классу. И холодное, и горячее. Водка. Выпивали молча, за упокой. За царствие небесное.

А наши обязанности числились по вредной категории. Нервы. Риск. Мне даже хлорка не помогла. Я в этом подвале от чьей-то крови туберкулез подхватил.

Прожил честно. Партбилет храню. Награды. Терять нечего… Помню, в газете «Правда» была фотография. Митинг в Москве. Толпа. И транспарант: «Стереть с лица земли троцкистско-зиновьевскую банду убийц – таков приговор трудового народа». И все – «за». А сколько таких митингов прошло в Улан-Удэ! На каждом предприятии такие же кумачи висели, на каждом доме, заборе. Попробуй, возрази. Разорвут. И все будут «за». А потом бросят в тот же подвал, а оттуда  мордой да брюхом по доскам поволокут. Свои же. И опилками подтолкнут… Еще неизвестно, в чем бы вы участвовали, если бы в то время жили».

Расстрельные пункты

В Верхнеудинске было два стационарных пункта. Первый в подвалах Верхнеудинского СИЗО по улице Пристанской, а второй, тоже в подвале внутренней тюрьмы ОГПУ-НКВД, по улице Пристанской (ныне ул. Линховоина).  Ходили слухи, что был третий в районе Вознесенской церкви, в районе Восточных ворот. Связаны эти слухи с тем, что эту церковь отдали под общежитие НКВД. Некоторые заселялись туда семьями. Но могильщики тех лет опровергают эту версию.

До середины 30-х годов расстрелянных в СИЗО хоронили восточнее и северо-восточнее Железнодорожного района по соснякам, рассказывает Александр Михайлович. Поселок ЛВРЗ в начале 30-х годов заложили в местах, отведенных прежде для спецзахоронений. 

Стройки на костях. Железнодорожный район Улан-Удэ

1932 год – строительство в районе заводского поселка ЛВРЗ гостиницы для инженерно-техническогосостава. На глубине более двух метров были вскрыты два захоронения с останками примерно 20 человек. Мертвые были в дэгэлах. Руки связаны, черепа с пробоинами.

«Когда стемнело, – рассказывал Ростовцеву строитель Хрипков, – чекисты привезли каких-то мужиков. Дали им водки. Заставили напиться. А потом эти мужики стягивали проволокой по нескольку трупов, поднимали их лебедкой в новую яму. Ихний начальник (ЧК. – Ред.) велел лишнего не болтать, сказал, что мертвые – враги, расстрелянные ламы. Чтобы не рушить стен котлована, торчавшие из них фрагменты тел приказали отрубать топорами и лопатами».

Останки покоятся и поныне под проездом от улицы Буйко до впадения улицы Комсомольской в улицу Петрова. Братская могила, рассказывает Александр Михайлович, находится напротив главного входа в здание бывшей гостиницы ИТР (здание по ул. Комсомольская, 39). Сейчас в нем общежитие.

1950 год. Строительство кинотеатра «Октябрь». В западном конце парка и первого трампарка были обнаружены человеческие останки. Как говорит Александр Михайлович, в этом месте захоронения растянулись целой цепью – от парка, далее в район заводского поселка ЛВРЗ, в сторону Стрелки, затем слева от Баргузинского тракта, выше кумысолечебницы и далее. Здесь хоронили до 1935 года.

Лето 1991 года. Район Дворца культуры ЛВРЗ, траншея для кабеля. На небольшой глубине рабочие находят человеческие останки с признаками насильственной смерти. В черепах пробоины и расколы. Некоторые из них раздроблены. С останками нашли и истлевшие вещи: телогрейки, шапки, пара женских сапог, на высоком подборе, отороченных мехом, пуговицы.

Обнаруженные кости лежали беспорядочно, так, словно их перезахоронили, утверждает Александр Михайлович. Есть версия, что на склоне горы, на которой стоит Дворец культуры, и ближайших сопках расстреливали и хоронили людей. И в 1934 году, когда строили ДК, останки были перезахоронены.

Степь в крови. Советский район 

В 30-е годы район был ограничен рекой Селенгой. Переход на Левый берег осуществляла понтонная переправа. Только в 1936 году открылся Селенгинский мост. Четырнадцатый километр, так назывался в то время маленький поселок Сужа. Тогда здесь жила обслуга филиала тюрьмы. Лагерь просуществовал до 1953 года.

Именно с тех времен поползли по городу страшные рассказы о расстрелах и захоронениях в степи. Александр Ростовцев рассказывает о разговоре Николаем Черноусовым, который в свое время был шофером в СИЗО на Пристанской. Машину по ночам загружали стрелки, вспоминал Черноусов. Поначалу он не знал, какой груз возил, всегда оставался в кабине под прицелом пистолета. Начальник предупреждал: «Высунешься – не пеняй!..». Но за много рейсов Черноусов все же сумел выглянуть из кабины, и с ужасом увидел трупы. Уже после войны, он попытался найти места захоронений. Они находились между Малым Тологоем и нынешним Истоком.

Другой источник сообщал, что, скорее всего, захоронения есть и на склонах напротив Гурульбы и Тулунжи. 

Октябрьский район. Кладбище под кладбищем

Часть трупов хоронили на Вознесенском погосте. Сейчас это примерно район Свято-Вознесенского храма, территория частного сектора за Восточными воротами, в народе, называемая Коренухой. Потом стали закапывать выше по бугру, включая территорию нынешней гидрометеостанции, что на Богородском острове. Хоронили и на острове, но немного.

В конце 50-х годов, во время строительства телебашни, также находили останки с характерными признаками. Никто не знает, куда их перевезли и где перезахоронили.

По рассказам того же «Петровича», хоронить стали выше, примерно от нынешней заправки, по улице Бабушкина и левее, где находится кладбище.

«Закапывали по два, по три, по пять, редко – по десять покойников. А в одну яму зарывать нежелательно. Грунт оседает. Образуется воронка. Это демаскирует. Помногу-то хоронили потом, когда поток усилился. Дальше в лесу, во рвах». Приводит Александр Ростовцев и слова шофера Калинского: «Дошли до Заудинского кладбища. Кладбищенская администрация – свои люди. Чуть что, звонят: «Ваши могилки просели. Срочно примите меры». Я много раз отвозил туда стрелков с лопатами. Надо было постоянно следить за просадкой и соблюдать уровень. Эти места были как бы на задворках еврейской части кладбища. А позже их присоединили к кладбищу, когда расширили территорию до оврага…».

На территории нынешнего 102-го квартала ранее располагался скотомогильник. По тогдашним меркам, находился он далеко от города. Это еще одно место захоронений.

Осень 1995 года. Неподалеку от 113-го квартала, рассказывает Александр Михайлович, в лесу, на склоне нижней части Медведчиковой пади, подростки, копаясь в воронке, образовавшейся просадкой грунта, обнаружили человеческие останки. В могиле трехметровой глубины оказалось захоронение десяти человек. Трупы были уложены в два слоя, по пять человек. Черепа с пробоинами, руки связаны. Локти и колени одного их них стянуты офицерским ремнем и портупеей. Также были найдены кружки, чашки, ложки, зубные щетки и одно пенсне. 

Синяя и Малиновая горы

Синяя Саянтуйская гора находится на территории Тарбагатайского района, ее высота 1290 метров. В 90-хгодах там велись раскопки. Но ничего не нашли, хотя, по свидетельствам могильщиков, именно здесь захоронена значительная часть казненных. Спустя некоторое время Синяя Саянтуйская гора стала символом смерти.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!