СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рельеф земной поверхности 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит технологическую карту, приложение, маршрутный лист для учащихся, тест, презентация.

Просмотр содержимого документа
«1.Технологическая карта 5 класс Рельеф земной поверхности»

Технологическая карта урока.

Предмет

География

Класс

5 класс

Автор УМК

А.А. Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. Издательство – Вентана Граф. 2015.

Тип урока

Урок изучения нового

Тема урока

Рельеф земной поверхности

Технология урока

Блочно-модульная

Интегрирующая цель

Сформировать у обучающихся общее представление о рельефе и формах рельефа.

Планируемые результаты

Предметные

Распозновать и объяснять существенные признаки понятий: рельеф, выпуклые и вогнутые формы рельефа, горы, равнины, холм, вершина, склон, подошва, относительная высота, геодезия, нивелир. Приводить примеры форм рельефа суши, делить на категории, классифицировать по характерным признакам, отбирать источники географической информации по теме. Отрабатывать умения и навыки работы с контурной и физической картами.

Метапредметные

- познавательные:

находить сведения в источниках географической информации (смысловое чтение), ориентироваться в содержании текста, определять понятия, выделять из общего ряда других явлений, составлять схемы, анализировать и сравнивать понятия; обобщать тематическую информацию; формировать выводы.

- регулятивные:

организовывать рабочее место; определять учебную цель, выбирать способы деятельности, планировать и организовывать работу, анализировать деятельность в процессе взаимопроверки, оценивать;

- коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, излагать свое мнение и вести диалог.

Личностные

Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; применять навыки, полученные на уроке в различных жизненных ситуациях.

Образовательные ресурсы

Учебник, атлас, контурная карта, дневник географа – следопыта, презентация, видеофрагмент.

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор



ХОД УРОКА:

этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Целеполагание

Определить тему и цель урока

Демонстрация 2 слайда презентации:

1.Что изображено?

2.Что вам известно из курса «Окружающий мир»?

3.Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

Рассматривают изображения на слайде и отвечают на вопросы.

Учащиеся предполагают, что урок будет посвящен изучению форм земной поверхности и формируют цель.

  1. Создание мотивационной установки

Включить обучающихся в активную интеллектуальную деятельность

Показывает фрагмент фильма «Академия занимательных наук с профессором Иноземцевым» 2.26 -2.47

  1. Как бы вы ответили на вопрос Василия, зачем он нужен этот рельеф?

  2. Демонстрирует слайд № 3 с вопросами.

  3. Почему земная поверхность никогда не бывает ровной?

  4. В чем причины разнообразия форм земной поверхности?

  5. Какие формы рельефа преобладают на Земле и с чем это связано?

  6. Кто занимается изучением форм рельефа и их измерением?

  7. Что бы вы хотели узнать о формах земной поверхности?

  8. Формулирует задачи урока после высказываний детей.


Высказывают свою точку зрения и аргументируют, что для ответов на эти вопросы необходимы знания, которыми они еще не обладают















Задачи урока:

определить, что называют рельефом земной поверхности;

изучить основные формы рельефа;

уметь находить основные формы рельефа на карте.






  1. Усвоение новых знаний


Сформировать у обучающихся общее представление о рельефе и формах рельефа.

Цель:

дать определение понятия «рельеф»




Цель:

выявить разнообразные формы рельефа, делить на категории





Цель

дать определение понятию «гора», классифицировать виды гор по высоте.







Цель:

дать определение понятию равнина, классифицировать виды равнин.








Цель:

дать определение понятий: относительная высота, нивелир, геодезия


Координирует деятельность обучающихся по новой теме.

УЭ-2

Указание

1. Работайте в парах.

2.Найдите в тексте учебника определение понятия «рельеф» (стр. 54).

3.Выпишите определение понятия «рельеф» в тетрадь

УЭ-3

 Указание

1.Прочитайте пункт параграфа «Рельеф и его формы» (стр.54)

2. Составьте в тетрадь схему

Формы рельефа

3. Приведи примеры.

4. Проверь себя по ключу.

УЭ-4

Указание

1.Прочитать текст приложения №1

2.Ответьте на вопросы:

Что такое горы?

Какие бывают горы по высоте?

3.Нанести на контурную карту горы, обозначенные в тексте.

4. Проверь себя по ключу.

УЭ-5

Указание

1.Внимательно прочитайте текст приложения №2

2.Ответьте на вопросы:

Что такое равнины?

Какие бывают равнины по высоте?

3.Нанесите на контурную карту равнины, обозначенные в тексте.

4. Проверь себя по ключу.

УЭ-6

Указание

1.Прочитайте пункт параграфа «Относительная высота» (стр.54-55)

2.Выполните задание №2 (стр. 28) в «Дневнике географа-следопыта».

3. Проверь себя по ключу.

4. Внимательно рассмотри, как выглядит современный нивелир.



Работа в парах по маршрутному листу

  1. Закрепление и первичная проверка

Проверить уровень усвоения материала в ходе теста


Цель:

определить уровень знаний


Координирует деятельность обучающихся по выполнению теста.

УЭ- 7

Указание

1.Выполни тест .

2. Проведи взаимопроверку по ключу.

3. Оцени напарника.

Критерии взаимопроверки:

«5» - ошибок нет

«4» - допущены 1-3 ошибки

«3» - допущены более 4 ошибок

Выполняют тест и осуществляют взаимопроверку с помощью критериев

  1. Рефлексия


Проанализировать свою деятельность на уроке и оценить свое эмоциональное состояние

Цель:

Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям

1.Показывает слайды 16,17

2.Показывает ответ профессора Иноземцева Васе. 2.47- 4.14

УЭ- 8

Указание

Посчитай количество заработанных баллов, оценить свой труд :

14-15 баллов – «5» – ТАК ДЕРЖАТЬ

10-13 баллов – «4» – ЕЩЕ ЧУТЬ-ЧУТЬ И БУДЕТ «5»

12 баллов и менее - «3» – НУЖНО ЕЩЕ ПОТРУДИТЬСЯ

Оценивают свою деятельность в баллах и анализируют эмоциональное состояние приемом «Пять пальцев»

  1. Домашнее задание

Объяснить домашнее задание



Показывает слайд 18

  1. Прочитайте параграф 10 и ответьте на вопросы, где был неправильный ответ.

  2. Изготовьте самодельный нивелир, используя рекомендации по созданию нивелира на стр. 56 учебника и стр. 29 дневника исследователя-следопыта.

  3. .Дополнительное задание (по желанию) Составьте фотоколлаж «Горы мира», используя Интернет-ресурсы

Записывают домашнее задание







Просмотр содержимого документа
«2.Приложение 1,2»

Приложение №1

Горой считается такое образование рельефа, которое поднимается ввысь более чем на двести метров. У нее имеются четко выраженные крутые склоны. Как правило, горами называют не отдельную вершину, а обширный участок местности. Таким образом, гора – это резкое возвышение поверхности с выраженными склонами и подножием среди ровной местности. Ее рельеф должен быть сильно изрезан и подниматься на значительную высоту. Ее определяют относительно уровня моря.

Природные возвышенности, в зависимости от размеров, называют холмами и горами. Последние в высоту значительно больше. Кроме одиночных вершин, есть целые горные гряды. Горы резко поднимаются ввысь, их вершины теряются в облаках. Различают высокие, средние и низкие горы. Те из них, которые не отличаются высотой (высота от 500 до 1000 м.), имеют округлые вершины. Их склоны пологие, поросшие лесом. У их подножия растут цветы. Пики наиболее высоких гор (высота более 2000 м.) имеют остроконечную форму, их покрывают ледники. Их склоны обрывистые, крутые. Здесь не встретишь растительности. Если вы взглянете на карту, то увидите, что горы на ней обозначены коричневым цветом. Причем чем больше их высота, тем они темнее отображаются на схеме.

Познакомившись с характеристиками гор, опишем самые знаменитые из них. Самые высокие горы в мире – Гималаи с наивысшей точкой г. Джомолунгмой (Эверест). Ее высота над уровнем моря равна 8848 метров. Кроме этого в Евразии расположены Альпы, Тянь-Шань, Памир. Самые знаменитые горы мира можно обнаружить не только в Европе, но и в Африке. На жарком континенте известны горы Атлас. В Южной Америке – Анды, а в Северной – Кордильеры. В России наиболее известны Кавказ, Урал, Алтай и Саяны.

















Приложение №2

Равниной называется участок земли на суше или на дне моря (океана), который имеет небольшие неровности. Колебания неровностей могут доходить до 500 м, а также допускаются уклоны местности не больше чем на 5 градусов. Если рассматривать равнины мира, то они занимают 64% всей суши. Самая большая из них – это Амазонская низменность, ее площадь достигает 5 млн. кв. км. Кстати, большая часть равнин возникла вследствие разрушения гор, ведь та земля, которую мы знаем сейчас, была создана много миллионов лет назад.

Равнины условно разделяются на категории в зависимости от того, насколько они возвышены над уровнем моря. Если равнина располагается на 200 метров над уровнем моря, то она имеет название низменной равнины (низменность). Если ее возвышение достигает высоты до 500 метров, то она называется возвышенной равниной (возвышенность). Если более 500 метров, то это нагорная или высокая равнина (плоскогорье). На физической карте мира равнины обозначены тремя цветами: зеленым - низменности, желтым -возвышенности и светло-коричневым – плоскогорья.

Равнины распространены на всех материках, за исключением Антарктиды, но самыми крупными являются Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье в Евразии. Амазонская низменность и Бразильское плоскогорье в Южной Америке. В России самой большой возвышенностью является Среднерусская, а самой низкой является Прикаспийская низменность.







Просмотр содержимого документа
«3.Маршрутный лист»

Маршрутный лист

учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Баллы

Руководство по освоению учебного материала

УЭ -0

Цель:

определить тему и цель урока.

Слайд презентации №2


1.Что изображено?

2.Что вам известно из курса «Окружающий мир»?

3.Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

УЭ-1

Цель:
включиться в активную интеллектуальную деятельность

1-2.Фрагмент фильма «Академия занимательных наук с профессором Иноземцевым».

3.Презентация слайд №5


1.Внимательно посмотрите фрагмент фильма «Академия занимательных наук с профессором Иноземцевым».

2.Как бы вы ответили на вопрос Василия?

3. Прочитайте вопросы.

4.Попробуйте дать на них ответ.


УЭ -2

Цель:

дать определение понятия «рельеф».


Текст учебника (стр. 54).


1 балл

1. Работайте в парах.

2.Найдите в тексте учебника определение понятия «рельеф».

3.Выпишите определение понятия «рельеф» в тетрадь.

УЭ -3


Цель:

выявить разнообразные формы рельефа, разделить делить на категории.

Текст учебника (стр. 54).


2 балла

1.Прочитайте пункт параграфа «Рельеф и его формы»

2. Составьте в тетрадь схему

Формы рельефа


3. Приведи примеры.

4. Проверь себя по ключу.

УЭ -4

Цель

дать определение понятию «гора», классифицировать виды гор по высоте.


Прочитать текст приложения №1



4 балла

1.Прочитайте текст приложения №1

2.Ответьте на вопросы:

  • Что такое горы?

  • Какие бывают горы по высоте?

3.Нанести на контурную карту горы, обозначенные в тексте.

4. Проверь себя по ключу.

УЭ – 5


Цель:

дать определение понятию равнина, классифицировать виды равнин.

Текст приложения № 2.


4 балла

1.Внимательно прочитайте текст приложения №2

2.Ответьте на вопросы:

  • Что такое равнины?

  • Какие бывают равнины по высоте?

3.Нанесите на контурную карту равнины, обозначенные в тексте.

4. Проверь себя по ключу.)

УЭ -6

Цель:

дать определение понятий: относительная высота, нивелир, геодезия.

Текст учебника «Относительная высота» (стр.54-55)

Задание №2 (стр. 28) в «Дневнике географа-следопыта».

Ключ

Слайд презентации №12


4 балла

1.Что такое относительная высота?

2.Выполните задание №2 в «Дневнике географа-следопыта».

3. Проверь себя по ключу.

4. Внимательно рассмотри, как выглядит современный нивелир.

УЭ - 7

Цель:

определить уровень знаний

Тест

Критерии взаимопроверки:

«5» - ошибок нет

«4» - допущены 1-3 ошибки

«3» - допущены более 4 ошибок

1.Выполни тест .

2. Проведи взаимопроверку по ключу.

3. Оцени напарника.



Закончить фразу: «При характеристике форм рельефа мы работали с … и установили, что … .


  1. Закончи фразу.

  2. Проведи самопроверку по ключу.

УЭ - 8

Цель:

Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям


Посчитать количество заработанных баллов, оценить свой труд :

14-15 баллов - 5 – ТАК ДЕРЖАТЬ

10-13 баллов – 4 – ЕЩЕ ЧУТЬ-ЧУТЬ И БУДЕТ «5»

12 баллов и менее - 3 – НУЖНО ЕЩЕ ПОТРУДИТЬСЯ

УЭ - 9

Проанализировать свое эмоциональное состояние


Выполнить прием «Пять пальцев»

УЭ-10

Фрагмент фильма «Академия занимательных наук с профессором Иноземцевым».


1.Послушайте, что ответил профессор Иноземцева Васе.

2.Зачем нам нужно знать о рельефе?


Домашнее задание


Прочитайте параграф 10 и ответьте на вопросы, где был неправильный ответ.

Изготовьте самодельный нивелир, используя рекомендации по созданию нивелира на стр. 56 учебника и стр. 29 дневника исследователя-следопыта.

3.Дополнительное задание (по желанию) Составьте фотоколлаж «Горы мира», используя Интернет-ресурсы



Просмотр содержимого документа
«4.Тест»

Тест

Выбери правильный ответ

  1. Равнина лежащая на высоте от 200 до 500 метров:

А) возвышенность

Б) плоскогорье

В) нагорье

Г) низменность

  1. Самые низкие горы из перечисленных:

А) Урал

Б) Саяны

В) Гималаи

Г) Альпы

  1. Самая большая по площади равнина в мире:

А) Бразильское плоскогорье

Б) Восточно-Европейская равнина

В) Амазонская низменность

Г) среднесибирское плоскогорье

  1. Самые высокие горы в мире:

А) Анды

Б) Алтай

В) Гималаи

Г) Кордильеры

  1. Самая низкая равнина в России:

А) Восточноевропейская

Б) Прикаспийская

В) Западно-Сибирская

Г) Среднерусская

Найди ошибку

1.К выпуклым формам рельефа относятся гора, горный хребет, овраг, промоина.

2. К вогнутым формам рельефа относятся долина, котловина, холм.

3.Относительная высота определяется от уровня Балтийского моря.

4. Древнегреческий философ Эратосфен придумал хитроумный способ определения высоты пирамиды Хеопса

5. Различными измерениями на местности ведает наука геология.


Критерии взаимопроверки:

«5» - ошибок нет

«4» - допущены 1-3 ошибки

«3» - допущены более 4 ошибок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!