СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Земная поверхность на плане и  карте" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока «Земная поверхность на плане и  карте

Предмет

                География

 

Класс

                  5

 

УМК

                 География 5-6 класс .под редакцией А.И.Алексеева , Ю.Н.Гладкого . Предметная линия учебников по  географии  «Полярная звезда» .

 

Тип урока

                 комбинированный

 

Тема урока

                Земная поверхность на плане и  

 

Цель урока

          1. Содержательная.   Выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности;

               раскрыть понятия «абсолютная высота»,«относительная высота».

          2.Деятельностная.  Определять относительную и абсолютную высоту.

 

Задачи урока

(планируемые результаты)

                Определять относительные и абсолютные высоты по плану;

                 определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности .

 

Методы обучения

 

 

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

          Индивидуальная ,коллективная , работа в парах .

 

Средства обучения

          Учебник ,атлас ,тетрадь ,нивелир ,топографический план , икт.

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

1. Организационный момент.

 

Приветствует обучающихся,

проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм урока. Просьба ответить на следующие вопросы.

С каким настроением пришли на этот урок? Каким  бы вы хотели видеть наш урок? А какими  вы должны быть, чтобы случилось все так, как вы хотите?

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают предположения по ходу урока. Предлагают свои ответы.

Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимание цели урока. Организация своей учебной деятельности. Соблюдение норм и правил на уроке.

 

2. Актуализация знаний

 

Выявить уровень полученных знаний прошлого урока по вопросам.

1. Что такое план местности и для чего нужен человеку.

2. Дайте определение масштабу и перечислите его виды (работа проводится на доске тремя учениками, которые друг у друга проверяют работу).

3. Изобразите условные знаки на листочках, лежащих на столе, те, которые хорошо запомнили.

4. Проводится топографический диктант в форме связанного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности мыслительной операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть новыми терминами по теме.

Выполнение заданий, тренирующие способности к учебной деятельности.

 

3. Постановка цели и задач урока

 

Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Земная поверхность на плане и карте».   Попробуйте нанести на карту (чистый лист) участок занятый холмом.(ответы учеников).

Затрудняетесь, что-то не получается? (ответы учеников). Почему не можем занести эти объекты? Каких знаний не хватает? Постарайтесь сформулировать, что нам нужно ещё знать и чему нужно научиться на этом уроке.

Учащиеся выполняют задания. Пытаются ответить на поставленные вопросы. Ставят цели. Анализируют ситуацию. Вступают в спор. Решают проблемный вопрос как изображают на плане и карте неровности земной поверхности – овраги, холмы, горы.

Ребята пытаются излагать своё мнение, выражать свои мысли, выделять существенные признаки.

Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою дальнейшую деятельность и работу в соответствии с поставленной задачей.

 

4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель знакомит с прибором невелир.

  Эту высоту называют относительной. Учитель знакомит ещё с одним понятием – абсолютная высота.

Учитель предлагает  поработать с физической картой и найти точки абсолютных высот крупных форм рельефа (гор).

 С помощью рисунка 25 вводятся новые понятия – горизонталь, бергштрих.

Учитель отвечает на интересующий вопрос и даёт расшифровку понятию бергшрихи.

Знакомятся с прибором – определение высоты склона – невелиром. Записывают определение в тетрадь.

Учащиеся обращаются к рисунку 24 и находят в учебнике определение относительной высоты.

 

 

 

 

Учащиеся так же работают с рисунком 24 и находят в учебнике определение абсолютной высоты. Делают вывод. Абсолютная высота измеряется от уровня моря. В нашей стране- это Балтийское море. Находят его на карте.

 

 

 

 

 

Используя рисунок 25, учащиеся выясняют,  как изображают холм на плоскости. Находят определение понятия горизонтали и записывают в тетрадь.

Обращают внимание на короткие черточки у горизонталей. Задают вопросы учителю.

Умение работать в паре. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своей цели. Умение выражать свои мысли. Анализировать ситуацию. Сравнивать и делать выводы.

Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.

 

5. Первичная проверка понимания

Учитель просит рассмотреть предложенные рисунки холмов и оврагов и ответить на вопросы. С помощью чего измеряют высоту неровностей поверхности? Какую высоту можем измерить мы, находясь на экскурсии?

Какую высоту называют абсолютной?

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Называют понятия – невелир, относительная высота, абсолютная, бергштрих.

Умение работать в парах. Точно и полно выражать свои мысли. Правильно задавать вопросы.

Слушать и понимать речь других.

Работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.

 

6. Первичное закрепление

Учитель просит открыть топографические планы в атласах и найти горизонтали, показывающие изображение холмов и обрывов, а так же определить их относительную высоту, крутизну склонов.

Ребята рассматривают топографические планы. Находят горизонтали.

Отмечают, что они изображаются коричневым цветом.

Находят холмы и обрывы, используя понятие бергштрих.

Схематично зарисовывают на доске холм и обрыв. Объясняют их отличие (если черточки бергштриха наружу – это холм; если вовнутрь – это яма).

Учатся читать карты по горизонталям, бергштрихам.

Излагать своё мнение, доказывать свою правоту. Работать в соответствии с поставленной задачей.

 

 

7. Домашнее задание

Изучить параграф 10. Выполнить задание 3,4.

 

 

 

 

8. Итог урока

Что нового вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? Где бы вы смогли применить в своей жизни?

Высказываются ответы с применением новых понятий.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, излагать своё мнение.

Оценивать свою работу на уроке.

 

9. Рефлексия

 

 

Отвечают на вопросы:

Это я знаю.

Это я могу.

Использование новых знаний для достижения целей.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Земная поверхность на плане и  карте" 5 класс»


Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5

УМК

География 5-6 класс .под редакцией А.И.Алексеева , Ю.Н.Гладкого . Предметная линия учебников по географии «Полярная звезда» .

Тип урока

комбинированный

Тема урока

Земная поверхность на плане и карте

Цель урока

1. Содержательная. Выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности;

раскрыть понятия «абсолютная высота»,«относительная высота».

2.Деятельностная. Определять относительную и абсолютную высоту.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Определять относительные и абсолютные высоты по плану;

определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности .

Методы обучения


Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная ,коллективная , работа в парах .

Средства обучения

Учебник ,атлас ,тетрадь ,нивелир ,топографический план , икт.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


1. Организационный момент.


Приветствует обучающихся,

проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм урока. Просьба ответить на следующие вопросы.

С каким настроением пришли на этот урок? Каким бы вы хотели видеть наш урок? А какими вы должны быть, чтобы случилось все так, как вы хотите?

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают предположения по ходу урока. Предлагают свои ответы.

Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимание цели урока. Организация своей учебной деятельности. Соблюдение норм и правил на уроке.


2. Актуализация знаний


Выявить уровень полученных знаний прошлого урока по вопросам.

1. Что такое план местности и для чего нужен человеку.

2. Дайте определение масштабу и перечислите его виды (работа проводится на доске тремя учениками, которые друг у друга проверяют работу).

3. Изобразите условные знаки на листочках, лежащих на столе, те, которые хорошо запомнили.

4. Проводится топографический диктант в форме связанного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности мыслительной операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть новыми терминами по теме.

Выполнение заданий, тренирующие способности к учебной деятельности.


3. Постановка цели и задач урока


Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Земная поверхность на плане и карте». Попробуйте нанести на карту (чистый лист) участок занятый холмом.(ответы учеников).

Затрудняетесь, что-то не получается? (ответы учеников). Почему не можем занести эти объекты? Каких знаний не хватает? Постарайтесь сформулировать, что нам нужно ещё знать и чему нужно научиться на этом уроке.

Учащиеся выполняют задания. Пытаются ответить на поставленные вопросы. Ставят цели. Анализируют ситуацию. Вступают в спор. Решают проблемный вопрос как изображают на плане и карте неровности земной поверхности – овраги, холмы, горы.

Ребята пытаются излагать своё мнение, выражать свои мысли, выделять существенные признаки.

Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою дальнейшую деятельность и работу в соответствии с поставленной задачей.


4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель знакомит с прибором невелир.

Эту высоту называют относительной. Учитель знакомит ещё с одним понятием – абсолютная высота.

Учитель предлагает поработать с физической картой и найти точки абсолютных высот крупных форм рельефа (гор).

С помощью рисунка 25 вводятся новые понятия – горизонталь, бергштрих.

Учитель отвечает на интересующий вопрос и даёт расшифровку понятию бергшрихи.

Знакомятся с прибором – определение высоты склона – невелиром. Записывают определение в тетрадь.

Учащиеся обращаются к рисунку 24 и находят в учебнике определение относительной высоты.





Учащиеся так же работают с рисунком 24 и находят в учебнике определение абсолютной высоты. Делают вывод. Абсолютная высота измеряется от уровня моря. В нашей стране- это Балтийское море. Находят его на карте.






Используя рисунок 25, учащиеся выясняют, как изображают холм на плоскости. Находят определение понятия горизонтали и записывают в тетрадь.

Обращают внимание на короткие черточки у горизонталей. Задают вопросы учителю.

Умение работать в паре. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своей цели. Умение выражать свои мысли. Анализировать ситуацию. Сравнивать и делать выводы.

Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.


5. Первичная проверка понимания

Учитель просит рассмотреть предложенные рисунки холмов и оврагов и ответить на вопросы. С помощью чего измеряют высоту неровностей поверхности? Какую высоту можем измерить мы, находясь на экскурсии?

Какую высоту называют абсолютной?

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Называют понятия – невелир, относительная высота, абсолютная, бергштрих.

Умение работать в парах. Точно и полно выражать свои мысли. Правильно задавать вопросы.

Слушать и понимать речь других.

Работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.


6. Первичное закрепление

Учитель просит открыть топографические планы в атласах и найти горизонтали, показывающие изображение холмов и обрывов, а так же определить их относительную высоту, крутизну склонов.

Ребята рассматривают топографические планы. Находят горизонтали.

Отмечают, что они изображаются коричневым цветом.

Находят холмы и обрывы, используя понятие бергштрих.

Схематично зарисовывают на доске холм и обрыв. Объясняют их отличие (если черточки бергштриха наружу – это холм; если вовнутрь – это яма).

Учатся читать карты по горизонталям, бергштрихам.

Излагать своё мнение, доказывать свою правоту. Работать в соответствии с поставленной задачей.



7. Домашнее задание

Изучить параграф 10. Выполнить задание 3,4.





8. Итог урока

Что нового вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? Где бы вы смогли применить в своей жизни?

Высказываются ответы с применением новых понятий.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, излагать своё мнение.

Оценивать свою работу на уроке.


9. Рефлексия


Отвечают на вопросы:

Это я знаю.

Это я могу.

Использование новых знаний для достижения целей.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!