Рекомендации воспитателям по формированию и развитию нравственных качеств, по профилактике и коррекции поведенческих расстройств у воспитанников младшего подросткового возраста
Уважаемые воспитатели, известно, что в пубертатном периоде развития продолжается становление личности.
Ребенка воспитывает всё, что его окружает. Очень важно организовать свободное время воспитанников так, чтобы у них формировались, продолжали своё развитие нравственные качества: умение сочувствовать, терпимое отношение к другим людям, ответственность, чувство собственного достоинства, гордость за свою Родину, трудолюбие и другие.
1.Эффективно использовать в работе с детьми лучшие художественные произведения. Большим нравственным потенциалом обладают многие произведения художественной литературы, написанные для детей и подростков, например: рассказы «На катке», «Волшебное слово», «Отомстила» В. Осеевой, рассказы «Разрешите пройти!», «Козёл-баран» В. Голявкина, рассказы М. Пришвина, С. Баруздина, Л. Кассиля, Л. Толстого и многие другие произведения. Содержание произведения должно соответствовать возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы поможет в решении задач нравственного воспитания, развития познавательных интересов, коррекции поведенческих расстройств. Список литературы для внеклассного чтения целесообразно согласовать с учителем русского языка и литературы.
2.Собственный опыт работы показывает, что эффективно в плане нравственного воспитания использовать и художественную литературу, и некоторые телепередачи, фильмы. Представляют интерес короткометражные фильмы из серии «Ералаш». Многие фильмы из этой серии остросюжетны, поучительны, понятны и интересны для детей и подростков. Согласно методике работы с учащимися, имеющими нарушения слуха, после просмотра фильма, словарной работы и беседы на выявление первичного восприятия необходима беседа на выявление содержания, идеи. При выборе фильма и построении беседы по фильму необходимы связь с жизнью, опора на жизненный опыт детей.
3.Необходимо контролировать, что смотрят воспитанники, в какие игры играют. Учёные доказали, что регулярный просмотр фильмов агрессивного содержания, подобные компьютерные игры формируют в детях и подростках негативные черты характера, в том числе агрессивное поведение. Поэтому необходимо отказаться от данного вида времяпровождения. Кроме того, нужно объяснять и детям, и их родителям, в чём вред увлечения компьютерными играми агрессивного содержания.
4.Для формирования нравственных качеств можно и нужно использовать стенды в нашем образовательном учреждении: «Духовное наследие» о достопримечательностях города и района, «Никто не забыт, ничто не забыто» о ветеранах педагогического труда, участниках Великой Отечественной войны Анне Ивановне Горбатенко, Владимире Ефимовиче Жбанкове и других людях, достойных быть примером для подрастающего поколения. Стенд «Мы гордимся выпускниками» можно использовать для беседы с целью формирования мотивации на здоровый образ жизни, развития уверенности в себе, в своих силах, позитивного восприятия себя и окружающего мира.
Будет интересным и впечатляющим занятие: внеклассное чтение по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, если провести его по стендам, посвящённым этому произведению. Имеются в виду эстетически оформленные, мастерски выполненные изделия ручной работы - выжигание по дереву – стенды, которые создали учащиеся под руководством учителя технологии Виктора Васильевича Малюка.
5.Не один цикл бесед патриотической, нравственной тематики можно провести в музее нашего учреждения.
6.Целесообразно использовать многие другие формы и методы работы, способствующие становлению личности школьника, формированию конструктивных навыков взаимодействия, наиболее полной социально-психологической адаптации. Например: совместное чтение произведений детских писателей, работа с копилкой «Добрые поступки», беседы, интерактивные игры, коллективный труд, коллективные творческие дела, методы из области арт-терапии, экскурсии в школьный музей, на выставки, в Ишимский театр, в Центральную детскую библиотеку на мероприятия различной тематики и т. д.
Многолетний собственный опыт работы показал эффективность перечисленных форм и методов в работе по развитию эмоционально-личностной сферы, профилактике негативного поведения, коррекции поведенческих расстройств у учащихся с нарушениями слуха и речи.
Рекомендации разработаны педагогом-психологом Константиновой В. А. на основе собственного опыта работы.