СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по реализации технологической подготовки обучающихся

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён модели профессионального выбора и системе факторов успешного выбора профессии. В нём приводится графическое отображение формулы выбора профессии Е. А. Климова, а также рассматривается предложенный им восьмиугольник выбора профессии. В конце урока предлагается практическое задание, которое может помочь в выборе подходящей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по реализации технологической подготовки обучающихся»

Условия выбора профессии

Условия выбора профессии

« Причиной почти всех неурядиц в обществе становятся неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и следующие из этого неудовольствия и злобные страсти. » Сен-Симон. Французский мыслитель

«

Причиной почти всех неурядиц

в обществе становятся неудавшиеся

призвания, насилие над склонностями,

навязанные профессии и следующие

из этого неудовольствия и злобные

страсти.

»

Сен-Симон. Французский мыслитель

Очень важно выбирать работу «по любви».

Очень важно выбирать работу «по любви».

Вопросы занятия 1 2 Модель профессионального выбора. Пункт 2 Система факторов успешного выбора профессии.

Вопросы занятия

1

2

Модель профессионального выбора.

Пункт 2

Система факторов успешного выбора профессии.

Выбор профессии Профессиональное самоопределение выступает в качестве важнейшего этапа самореализации человека. Формула выбора профессии была разработана советским психологом Евгением Александровичем Климовым для помощи выпускникам в выборе профессии.

Выбор профессии

Профессиональное самоопределение выступает в качестве важнейшего этапа самореализации человека.

Формула выбора профессии была разработана советским психологом

Евгением Александровичем Климовым для помощи выпускникам в выборе профессии.

Факторы выбора профессии (по Е. А. Климову) Склонности Мнение родителей Информированность Мнение друзей, одноклассников, сверстников Уровень притязаний (престижность профессии) Востребованность профессии Способности Личный профессиональный план

Факторы выбора профессии (по Е. А. Климову)

Склонности

Мнение родителей

Информированность

Мнение друзей, одноклассников, сверстников

Уровень притязаний

(престижность профессии)

Востребованность профессии

Способности

Личный профессиональный план

Факторы успешного выбора профессии «Хочу» Интересы, предпочтения, пожелания и склонности человека в профессиональной сфере. «Могу» Собственные профессиональные возможности, способности, знания, умения и навыки. «Надо» Востребованные на рынке труда профессии, то есть вакансии работодателей.

Факторы успешного выбора профессии

«Хочу»

Интересы, предпочтения, пожелания и склонности человека в профессиональной сфере.

«Могу»

Собственные профессиональные возможности, способности, знания, умения и навыки.

«Надо»

Востребованные на рынке труда профессии,

то есть вакансии работодателей.

Формула выбора профессии «Могу» «Хочу» «Надо» Зона оптимального выбора профессии

Формула выбора профессии

«Могу»

«Хочу»

«Надо»

Зона оптимального выбора профессии

Комплексное согласование факторов «хочу», «могу», «надо» Создаст максимально комфортные условия уже на этапе освоения профессии. 1 Позволит предотвратить возможные проблемы при поиске места работы. 2 Позволит получать удовлетворение от занимаемой должности и достойную заработную плату. 3

Комплексное согласование факторов «хочу», «могу», «надо»

Создаст максимально комфортные условия уже на этапе

освоения профессии.

1

Позволит предотвратить возможные проблемы при поиске места работы.

2

Позволит получать удовлетворение от занимаемой должности и достойную заработную плату.

3

Факторы выбора профессии «Могу» «Хочу» Интересы, склонности к определённой деятельности, желания «Надо»

Факторы выбора профессии

«Могу»

«Хочу»

Интересы, склонности

к определённой деятельности, желания

«Надо»

Интерес – это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интерес –

это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека

к какому-либо объекту

или явлению.

Факторы выбора профессии Интересы Выражаются фразой «хочу знать». «Хочу». 13

Факторы выбора профессии

Интересы

Выражаются фразой «хочу знать».

«Хочу».

13

Устойчивые интересы часто перерастают в склонность. 13

Устойчивые интересы часто перерастают в склонность.

13

Склонность Это стремление заниматься определённой деятельностью, постепенно накапливать знания, совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности. 13

Склонность

Это стремление заниматься определённой деятельностью, постепенно накапливать знания, совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

13

Факторы выбора профессии Интересы Склонности Выражаются фразой «хочу знать». Выражаются фразой «хочу делать». «Хочу». 16

Факторы выбора профессии

Интересы

Склонности

Выражаются фразой «хочу знать».

Выражаются фразой

«хочу делать».

«Хочу».

16

Склонность Склонность – это стремление заниматься определённой деятельностью, постепенно накапливать знания, совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности. Интересы приобретут характер склонности в том случае, если человек усиленно и постоянно будет заниматься определённым видом деятельности. 16

Склонность

Склонность – это стремление заниматься определённой деятельностью, постепенно накапливать знания, совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

Интересы приобретут характер склонности

в том случае, если человек усиленно

и постоянно будет заниматься определённым видом деятельности.

16

16

16

16

16

16

16

Фактор «хочу» Занятия и действия, которые человек выполняет с интересом, с желанием, по собственной инициативе. 1 Если выбранное дело нравится, то человек будет работать с удовольствием, стремиться к повышению своей квалификации. 2 Если выбранное дело нравится, то человек будет пользоваться авторитетом и больше зарабатывать. 3 16

Фактор «хочу»

Занятия и действия, которые человек выполняет с интересом, с желанием, по собственной инициативе.

1

Если выбранное дело нравится, то человек будет работать с удовольствием, стремиться к повышению своей квалификации.

2

Если выбранное дело нравится, то человек будет пользоваться авторитетом и больше зарабатывать.

3

16

Если выбранное дело не нравится, то достичь высот в карьере вряд ли удастся, или это будет стоить несопоставимых с зарплатой физических и эмоциональных затрат. 16

Если выбранное дело не нравится,

то достичь высот в карьере вряд

ли удастся, или это будет стоить несопоставимых с зарплатой физических и эмоциональных затрат.

16

Правильная мотивация и интерес – это основа всей профессиональной деятельности. 16

Правильная мотивация и интерес – это основа всей профессиональной деятельности.

16

Необходимо проанализировать свои физические возможности и психологические особенности. 16

Необходимо проанализировать

свои физические возможности

и психологические особенности.

16

Правильный выбор профессии Любая специальность имеет свой специфический набор профессионально важных качеств. Необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Необходимо ответить на вопрос «Что я могу?». 16

Правильный выбор профессии

Любая специальность имеет свой специфический набор профессионально важных качеств.

Необходимо знать свои сильные и слабые стороны.

Необходимо ответить на вопрос «Что я могу?».

16

Факторы выбора профессии «Могу» «Хочу» Способности, возможности здоровья и профессиональной квалификации человека «Надо» 16

Факторы выбора профессии

«Могу»

«Хочу»

Способности, возможности здоровья и профессиональной квалификации человека

«Надо»

16

Фактор «могу» Это уровень знаний и умений человека. Незнание своих способностей, состояния здоровья, психологических и физических особенностей, а также неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к ошибочному выбору. 16

Фактор «могу»

Это уровень знаний и умений человека.

Незнание своих способностей, состояния здоровья, психологических и физических особенностей, а также неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к ошибочному выбору.

16

Состояние здоровья Для одних профессий не имеет особого значения, для других же оно играет решающую роль. 16

Состояние здоровья

Для одних профессий не имеет особого значения, для других же

оно играет решающую роль.

16

16

16

16

16

Фактор «могу». Состояние здоровья Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, необходимо соотносить свои физические особенности с процессом будущей работы. 16

Фактор «могу».

Состояние здоровья

Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, необходимо соотносить свои физические особенности с процессом будущей работы.

16

Фактор «могу». Личностные качества и психологические особенности. Сюда можно отнести темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым. 32

Фактор «могу».

Личностные качества

и психологические особенности.

Сюда можно отнести темперамент, особенности характера и прочие личностные качества,

как положительные, так

и отрицательные.

Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы

к друзьям и знакомым.

32

Замкнутым людям не стоит выбирать специальности, связанные с общением с другими людьми. 32

Замкнутым людям не стоит выбирать специальности, связанные с общением

с другими людьми.

32

Активные творческие личности вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной работе. 32

Активные творческие личности вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной работе.

32

Фактор «могу». Профессиональные предрасположенности и способности Способности – это индивидуальные возможности человека в той или иной сфере деятельности. Подразумевается, что у человека есть как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению и новым способам усвоения информации. 32

Фактор «могу».

Профессиональные предрасположенности

и способности

Способности – это индивидуальные возможности человека в той или иной сфере деятельности.

Подразумевается, что у человека

есть как отдельные знания, умения

и навыки, так и готовность к обучению и новым способам усвоения информации.

32

Уровни способностей Наивысший Репродуктивный Творческий Высокий Создание чего-то оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы Умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам Создание чего-то нового, оригинального, Создание чего-то принципиально нового и оригинального, нестандартное решение задач; способности на уровне таланта и прочее в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны 32

Уровни способностей

Наивысший

Репродуктивный

Творческий

Высокий

Создание чего-то оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы

Умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам

Создание чего-то нового, оригинального,

Создание чего-то принципиально нового и оригинального, нестандартное решение задач; способности на уровне таланта

и прочее

в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны

32

Уровни способностей Наивысший Высокий Репродуктивный Творческий Создание чего-то оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы Создание чего-то принципиально нового и оригинального, нестандартное решение задач; способности на уровне таланта Создание чего-то нового, оригинального, Умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам и прочее в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны 32

Уровни способностей

Наивысший

Высокий

Репродуктивный

Творческий

Создание чего-то оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы

Создание чего-то принципиально нового и оригинального, нестандартное решение задач; способности на уровне таланта

Создание чего-то нового, оригинального,

Умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам

и прочее

в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны

32

Уровни способностей Наивысший Высокий Репродуктивный Творческий Создание чего-то оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы Создание чего-то принципиально нового и оригинального, нестандартное решение задач; способности на уровне таланта Создание чего-то нового, оригинального, Умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам и прочее в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны 32

Уровни способностей

Наивысший

Высокий

Репродуктивный

Творческий

Создание чего-то оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы

Создание чего-то принципиально нового и оригинального, нестандартное решение задач; способности на уровне таланта

Создание чего-то нового, оригинального,

Умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам

и прочее

в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны

32

Уровни способностей Наивысший Высокий Репродуктивный Творческий Создание чего-то оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы Создание чего-то принципиально нового и оригинального, нестандартное решение задач; способности на уровне таланта Создание чего-то нового, оригинального, Умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам и прочее в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны 32

Уровни способностей

Наивысший

Высокий

Репродуктивный

Творческий

Создание чего-то оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы

Создание чего-то принципиально нового и оригинального, нестандартное решение задач; способности на уровне таланта

Создание чего-то нового, оригинального,

Умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам

и прочее

в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны

32

О людях с наивысшим уровнем развития способностей говорят, что они гениальны. 32

О людях с наивысшим уровнем развития способностей говорят, что они гениальны.

32

Формула выбора профессии Фактор «могу» включает в себя личные качества, которые должны обеспечить успешность профессионального обучения и его результативность. 32

Формула выбора профессии

Фактор «могу» включает в себя личные качества, которые должны обеспечить успешность профессионального обучения и его результативность.

32

Формула успешного выбора профессии. Фактор «могу» Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то: Значительно увеличивается вероятность не поступить в учебное заведение на выбранную специальность. Значительно увеличивается вероятность не устроиться на работу в хорошую компанию. 32

Формула успешного выбора профессии. Фактор «могу»

Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то:

Значительно увеличивается вероятность не поступить в учебное заведение на выбранную специальность.

Значительно увеличивается вероятность не устроиться на работу в хорошую компанию.

32

32

32

32

32

Факторы выбора профессии «Могу» «Хочу» «Надо» Востребованность профессии на рынке труда и возможность трудоустройства 32

Факторы выбора профессии

«Могу»

«Хочу»

«Надо»

Востребованность профессии на рынке труда и возможность трудоустройства

32

Фактор «надо». Условия правильного выбора профессии. Необходимо понимать, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Важно ориентироваться не только на спрос профессии сейчас, но  и учитывать прогноз  на ближайшие 5–7 лет. 46

Фактор «надо».

Условия правильного выбора профессии.

Необходимо понимать, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Важно ориентироваться не только на спрос профессии сейчас, но

и учитывать прогноз

на ближайшие

5–7 лет.

46

Фактор «надо» Чем больше специалистов одной профессии будет на рынке труда, тем меньшую зарплату им будут предлагать. 1 Труд человека с редкой профессией, скорее всего, будет оценён гораздо выше. 2 Нелогично выбирать профессию, которая не востребована на рынке труда или постепенно теряет свою значимость. 3 46

Фактор «надо»

Чем больше специалистов одной профессии будет

на рынке труда, тем меньшую зарплату им будут предлагать.

1

Труд человека с редкой профессией, скорее всего, будет оценён гораздо выше.

2

Нелогично выбирать профессию, которая не востребована на рынке труда или постепенно теряет свою значимость.

3

46

Востребованность профессии Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но возможно проследить общие тенденции. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение. 46

Востребованность профессии

Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но возможно проследить общие тенденции.

Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.

46

46

46

46

46

46

46

Даже после получения работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию. 46

Даже после получения работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию.

46

Исключение фактора «надо» при выборе профессии приведёт к тому, что поиск работы по специальности может оказаться затруднительным. 46

Исключение фактора «надо» при выборе профессии приведёт к тому, что поиск работы по специальности может оказаться затруднительным.

46

Формула выбора профессии В основе профессионального успеха лежит успешное совмещение всех трёх факторов формулы «хочу – могу – надо». В этом случае достичь профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. 46

Формула выбора профессии

В основе профессионального успеха лежит успешное совмещение всех трёх факторов формулы «хочу – могу – надо».

В этом случае достичь профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще.

46

Формула выбора профессии Сложности при трудоустройстве по специальности Профессия соответствует возможностям работника Профессия интересна для работника «Могу» «Хочу» Профессия пользуется спросом на рынке труда «Надо» Невозможность получения удовлетворения от работы 46

Формула выбора профессии

Сложности при трудоустройстве

по специальности

Профессия соответствует возможностям работника

Профессия интересна

для работника

«Могу»

«Хочу»

Профессия пользуется спросом на рынке труда

«Надо»

Невозможность получения удовлетворения от работы

46

Формула выбора профессии «Надо» «Надо» «Могу» «Хочу» «Надо» Список профессий, которые удовлетворяют и интересы соискателя, и требования работодателей «Могу» «Хочу» «Могу» «Хочу» Профессиональная деятельность Получение основного (работа) общего образования (школа) Получение профессионального образования (вуз) 46

Формула выбора профессии

«Надо»

«Надо»

«Могу»

«Хочу»

«Надо»

Список профессий, которые удовлетворяют и интересы соискателя, и требования работодателей

«Могу»

«Хочу»

«Могу»

«Хочу»

Профессиональная деятельность

Получение основного

(работа)

общего образования

(школа)

Получение профессионального

образования (вуз)

46

Формула выбора профессии Если пересечения между факторами «хочу», «могу», «надо» отсутствуют, то для удовлетворения требований рынка труда необходимо будет скорректировать личностные профессиональные устремления. « Могу » « Хочу » «Надо» 46

Формула выбора профессии

Если пересечения между факторами

«хочу», «могу», «надо» отсутствуют, то для удовлетворения требований рынка труда необходимо будет скорректировать личностные профессиональные устремления.

« Могу »

« Хочу »

«Надо»

46

Формула выбора профессии Не всегда удаётся найти дело, которое одновременно нравится, получается и востребовано. 1 1 В этом случае следует учитывать, что ни один из трёх компонентов не является ведущим и определяющим. 2 2 Всё зависит от того, что наиболее значимо и важно для самого человека. 3 3 Главное, чтобы в процессе выбора профессии были учтены все факторы и осознанно выделены приоритеты. 4 4 46

Формула выбора профессии

Не всегда удаётся найти дело, которое одновременно нравится, получается и востребовано.

1

1

В этом случае следует учитывать, что ни один из трёх компонентов не является ведущим и определяющим.

2

2

Всё зависит от того, что наиболее значимо и важно для самого человека.

3

3

Главное, чтобы в процессе выбора профессии были учтены все факторы и осознанно выделены приоритеты.

4

4

46

Рассмотрим один несложный способ, как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется чистый лист бумаги и ручка. 46

Рассмотрим один несложный способ, как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется чистый лист бумаги и ручка.

46

Люблю географию Собираю коллекцию камней Люблю физкультуру Люблю животных Люблю МХК Посещаю театральный кружок Экскурсовод Искусствовед Синоптик Спортсмен Тренер Учитель географии Я Люблю английский язык Люблю историю Переводчик Археолог Хостес Учитель истории Актёр Геодезист Режиссёр Геолог Дрессировщик Ветеринар 46

Люблю географию

Собираю коллекцию камней

Люблю физкультуру

Люблю животных

Люблю МХК

Посещаю театральный кружок

Экскурсовод

Искусствовед

Синоптик

Спортсмен

Тренер

Учитель географии

Я

Люблю

английский язык

Люблю историю

Переводчик

Археолог

Хостес

Учитель истории

Актёр

Геодезист

Режиссёр

Геолог

Дрессировщик

Ветеринар

46

Экскурсовод Учитель географии Тренер Узнайте как можно больше об этих профессиях: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств. Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родителей, учителей, друзей), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом. Переводчик Учитель истории Режиссёр Геолог Ветеринар 46

Экскурсовод

Учитель географии

Тренер

Узнайте как можно больше об этих профессиях:

  • необходимое образование,
  • средний уровень зарплаты,
  • требования компаний-работодателей.

Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.

Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родителей, учителей, друзей), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.

Переводчик

Учитель истории

Режиссёр

Геолог

Ветеринар

46

Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных – это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала. 46

Не забывайте, что решение вопросов

«Как выбрать профессию», «Кем стать?»

и подобных – это только первый шаг на пути

к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность

как профессионала.

46


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!