МОУ «СОШ №48 г. Борзи»
Рекомендации
по работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья мы будем называть физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Статистические данные по данному вопросу таковы:
- около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии;
- каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %;
- на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000 на численность населения 146 800 000 человек (около 8%);
- на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа инвалидов);
- процент детей инвалидов растет, не смотря на демографический спад.
К детям с ОВЗ относятся дети:
- С нарушением слуха
- С нарушениями зрения
- С тяжелым нарушением речи
- С нарушением опорно-двигательного аппарата
- С задержкой психического развития (ЗПР)
- С нарушениями интеллекта
- С нарушением эмоционально-волевой сферы.
- С множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)
Психолого-педагогическая характеристика
детей с ОВЗ
- отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
- темп выполнения заданий очень низкий;
- они нуждаются в постоянной помощи взрослого;
- обладают низким уровнем развития речи и мышления;
- инфантильны;
- у них нарушена координация движений;
- низка самооценка;
- повышена тревожность;
- плохо развита мелкая и крупная моторика;
- быстро устают;
- излишне возбудимы, беспокойны, раздражительны, упрямы.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению;
- Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию;
- Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида;
- Развитие различных видов мышления
- Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений
- Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
В процессе обучения учителю следует:
- использовать четкие указания;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
-демонстрировать уже выполненное задание
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
- чередовать занятий и физкультурные паузы;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания;
- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
- обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
- проводить оценку переделанных работ;
- использовать систему оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса необходимо:
- использовать вербальные поощрения;
-свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ОВЗ.
Антуан де Сент-Экзюпери:
«Если я в чем-то на тебя не похож, я
этим вовсе не оскорбляю тебя, а
напротив, одаряю».