Рекомендации по созданию развивающей среды
для ребенка дома.
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Но семейное воспитание представляется для ребенка более естественным — ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок.
Задача родителей состоит в умении моделировать развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать язык искусств, экспериментировать, реализовывать познавательные и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Условия, созданные для развития ребенка в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания.
Так что же такое развивающая среда в контексте семейного воспитания? Это материальное окружение, организованное с целью предоставления большего пространства для познания окружающего мира.
Главный девиз в создании развивающей среды «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть родителям надо:
- создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения (специальные подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.);
- не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.
В семье игры и игрушки для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.) можно разместить по аналогии с ДОУ, в «зонах», содержащих разнообразные материалы для игр и занятий.
Содержание «зон» нужно периодически (раз в месяц) менять. Это касается игрушек, материалов для продуктивной деятельности (лепки, конструирования, аппликации и т.д.).
Существуют гендерные игрушки: для девочек — это куклы, коляски, для мальчиков — машины, пистолеты, но могут быть и общие, важные в воспитании и девочек и мальчиков. Это конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино с картинками), спортивные и музыкальные игрушки.
В перечень игрушек для детей 5-6 лет включаем:
- наборы мелких фигурок (5–7 см): домашние и дикие животные, динозавры, сказочные персонажи, солдатики (рыцари, богатыри), семья;
- наборы посуды (крупных, средних и маленьких размеров);
- наборы масок;
- телефон, часы;
- различные виды сборно-разборного транспорта (наземного, воздушного, водного, космического);
- набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная);
- замок, крепость, город, ширмы;
- ящик с мелкими предметами-заместителями;
- емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры;
- настольно-печатные игры (пазлы, игры-ходилки, на составление целого и частей);
- подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.;
- подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка);
- разнообразные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски гуашевые и акварельные, мелки восковые и пастельные, пластилин, бумага разного формата, фактуры и цвета), трафареты, раскраски;
- энциклопедии, книги;
- наборы букв и цифр.
Важно понимать, что взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка.