СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"»

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Рекомендации для родителей: закрепите обобщающее понятие "Транспорт". Побеседуйте о различных видах транспорта  (о  частях и деталях), поговорите о профессиях, связанных с различными видами транспорта: водитель, летчик, машинист и т.д. Поиграйте с детьми в речевые игры. Периодически возвращайтесь к тем играм, которые вызвали затруднения у детей. 

Примерный словарь

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, вертолёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палуба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — приземлиться, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять (якорь), отдать — убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.


Материал для рассказа может быть следующим.

Транспорт бывает: наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт — это грузовые и легковые машины, автобус, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички и др.

Легковые автомобили предназначены для перевозки людей, грузовые — для перевозки грузов. Основные части машины: кабина, кузов (салон), колёса, фары, мотор, руль, тормоза. Управляет автомобилем шофёр.

В общественном транспорте люди ездят на работу, в гости и по другим делам. В автобусах и троллейбусах в кабине за рулём сидит водитель, в трамвае — вагоновожатый. В каждой из этих машин есть салон с сиденьями и поручнями, за которые держатся пассажиры. Трамвай и троллейбус работают на электрическом токе; автобус — на топливе. У трамвая колёса железные, он ездит по рельсам; у троллейбуса и автобуса — колеса резиновые, ездят они по асфальту.

В общественном транспорте пассажиры платят за проезд, получая билет от кондуктора. В салонах во время поездки дети должны вести себя спокойно, не кричать, уступать место старшим.

В другие города можно поехать на поезде, электричке, предварительно взяв билет в кассе вокзала. Поезд состоит из нескольких вагонов, которые тянет за собой тепловоз или электровоз; ведёт состав машинист. Поезд на своём пути останавливается на железнодорожных станциях, где одни пассажиры выходят из вагонов, другие — входят (нельзя говорить: «залезают», «слезают»). Поезда и электрички ходят (не «ездят») по рельсам. В поезде в каждом вагоне есть проводник, который проверяет билеты, выдает постельное бельё пассажирам, подаёт чай и т. д.

Существует и специальный транспорт, например машины «Скорой помощи» и пожарной охраны.

Воздушный транспорт: самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер, сопло (у ракеты). Аэродром — огромное поле, где самолёты и вертолёты взлетают и садятся. Когда пассажиры поднимаются по трапу на борт самолёта, их встречает бортпроводница (стюардесса). Она помогает пассажирам найти своё место в салоне, пристегнуть ремни, приносит газеты и журналы... Управляет самолётом лётчик (пилот). Пассажиры перед полётом покупают билеты в кассах аэропорта.

Ракеты с космонавтами на борту стартуют с космодрома.

Водный транспорт: корабли, катера, яхты, лодки — подводные, моторные, парусные, вёсельные.

Части корабля: палуба, каюты, рубка и т. д. Управляет кораблём капитан, ему подчиняются матросы. Корабли причаливают к пристани, где бросают якорь. Когда же собираются отчалить, капитан даёт команду: «Поднять якорь!»

Подземный транспорт — метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. По ним ходят электропоезда, которыми управляют машинисты. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице — эскалатору. Метро — скоростной транспорт. Воспользовавшись им, пассажиры могут быстро добраться из одного конца города в другой.

Отвечаем на вопросы:

Зачем людям нужен транспорт?

1. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/

2. Какие легковые автомобили ты знаешь?

3. Какие грузовые автомобили ты знаешь?

4. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды.../

5. Чем отличается троллейбус от трамвая?

6. Ходят ли в нашем городе трамваи?

7. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/

8. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/

9. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/

10. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/

11. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/

12. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?

13.В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?

14. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

1. Игра "Назови":

А/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе.../ б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме.../ в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/

2. Как называют человека, который:

А/ водит машину, автобус, троллейбус - ... /водитель, шофёр/, б/управляет самолётом - ... /лётчик, пилот/, в/управляет кораблём - ... /капитан/, г/ водит трамвай - ... /вагоновожатый/, д/ водит поезда - ... /машинист/, е/ водит велосипед - ... /велосипедист/, ж/ водит мотоцикл - ... /мотоциклист/, з/ следит за порядком на дороге, регулирует движение -... /регулировщик/

2. Игра «Закончи предложение» - подбор слов с противоположным смыслом (антонимов) 

Дорога широкая, а тротуар - ... /узкий/ троллейбус идет медленно, а такси - ... /быстро/ шина - это часть колеса, а колесо - ... /часть машины/ колесо - часть машины, а машина - ... /транспорт/

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

О чём /о ком/ можно сказать "плывёт"?

А/ корабль, б/ облако, в/ человек, рыба, лебедь, бревно…

3. Игра «Назови транспорт» - образование относительных прилагательных

Как можно назвать транспорт, который:

- перевозит грузы /какой?/ - ... /грузовой/, - перевозит пассажиров /какой?/ - ... /пассажирский/, - передвигается только по воде /какой?/ - ... /водный/, - передвигается только по воздуху /какой?/ - ... /воздушный/, - передвигается только по железной дороге - ... /железнодорожный/, - передвигается только под землёй /какой?/ - ... /подземный/.

Как называется остановка:

А/ автобуса /какая?/ - ... /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ - ... в/ трамвая /какая?/ - ...

4. Игра «Один -много» - образование существительных во множественном числе 

Поезд - поезда, /много чего?/ - поездов, трамвай - трамваи, /много чего?/ - ... , велосипед - ..... /много чего?/ - ..., троллейбус - .... /много чего?/ - ..., автобус - ..., /много чего?/ - ..., такси - такси, /много чего?/ - такси

5. Игра «Вставь подходящее слово»:

Машина стояла в гараже. А теперь она из гаража /что сделала?/ ... /выехала/. Гараж кругом /что сделала?/ ... /объехала/ и по дороге /что сделала?/ ... /поехала/. К перекрёстку машина /что сделала?/ ... /подъехала/ перекрёсток /что сделала?/ ... /переехала/, за дом машина /что сделала?/ ... /заехала/ и в гараж / что сделала?/ ... /въехала, заехала/.

6. Игра «Вставь «маленькое слово» (предлог), которое «потерялось»

Мы спустились ... (в) метро. Мама садится ... (в) трамвай. Митя бежит ... (по) дороге. Автобус едет ... (по) улице. Поезда идут ... (по) рельсам. Дети поедут ... (на) трамвае.

Никита любит ездить ... (на) машине. Миша пришел ... (на) остановку.

7. Игра «Слово на ладошке» - образование сложных слов

Самолет - сам летает.

Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ...

Самосвал - ... Самокат - ... Мусоровоз - …

Пешеход - … Ледокол - … Луноход - …

Автогонщик - … Электровоз - … Молоковоз - …

Цементовоз - … Бензовоз - …

8. Игра « 4-й лишний»

А/ ракета, автобус, олень, метро. б/ бабочка, самолёт, жук, птица. 2. Выбери правильное предложение: а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин. б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина.

9. Игра «Вопросы на засыпку?» 

Ответь на вопросы: а/ Перед тем как сесть в поезд, я купил билет. Что я сделал сначала?

Б/ После того, как загорелся зелёный сигнал светофора, пешеход перешел улицу. Что пешеход сделал сначала? - Может ли трамвай объехать машину? Почему? /нет, он идёт по рельсам/

- Найди лишнее слово: машина, машет, машинист

10. Игра «Сосчитай до пяти» - согласование числительных с существительными 

Со  словами: автобус, грузовик, самолет, велосипед, машина, лодка

11. Игра «Назови детали» - расширение словарного запаса

Назовите детали самолета: нос, корпус, хвост, иллюминаторы, шасси, крылья…

Детали корабля: нос, палуба, корма, штурвал …

Детали автомобиля…

Детали велосипеда…

12. Игра "Подбери действие к предмету" - расширение глагольного словаря

Поезд ( что делает?) - ... едет, идет, мчится, гудит, везет, перевозит, останавливается …

Самолет (что делает?) - ... взлетает, летит, перевозит, приземляется…

13. Игра "Какой? Какая? Какие?" - расширение словария прилагательных

Подобрать слово - признак

Машина (какая?) - ...

Автобус (какой?) - ...

Самолет (какой?) - ...

14. Упражнение на развитие речевого слуха

Налили бензину.

Завели…(машину).

Сели мы в машины,

Зашуршали…(шины).

Опустела мостовая,

И уехали …(трамваи).

Хочешь ехать – не зевай!

Отправляется…(трамвай).

Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

Подготовлен самолет

Он отправиться в …(полет).

15. Упражнение "Подбери предмет к признаку"

Старый - ... Новый - ...

Маленький - ... Мощный - ...

Грузовой - ... Трехколесный - ...

Быстроходный - ...

16. Упражнение "Из чего - какой?"  - на образование относительных прилагательных

Кабина из металла (какая?) - металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) - ...

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...

Шины из резины (какие?) - ... и т. п.

Задания на развитие фонематического  слуха

Определить первый и последний звуки в названиях различного транспорта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!