Урок географии в 6-м классе по теме:
"Реки Брянской области"
Бодряго Ирина Николаевна
учитель географии
Цели урока:
Развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
Формирование представлений об особенностях рек родного края .
Воспитывать у учащихся чувство восхищения красотой родной природы посредством ознакомления с произведениями литературы, музыки, живописи.
Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.
Задачи урока:
Продолжить работу по закреплению навыков работы с картой.
Повторить основные географические термины по теме «Реки».
Воспитывать самостоятельность в работе.
Создать комфортную обстановку на уроке.
Оборудование:
Карта Брянской области, контурная карта Брянской области; видеопроектор, доска.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка ранее изученного материала.
Вспомним, что мы узнали на предыдущем уроке
Что такое погода? (Погодой – называется состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени.)
Что является причиной изменения погоды?( Постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем)
Что такое воздушные массы? (Это большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами.)
Как называется наука, изучающая состояние атмосферы? ( Метеорология.)
Назовите климат Брянской области. (Умеренно – континентальный)
Подготовка к основному этапу
А сейчас мы будем отгадывать загадки!
Я рождаюсь из снегов,
Ручейков и родников.
То быстра я и игрива,
То теку неторопливо.
Мелкою бываю в русле,
Или же глубокою
Я вверху бываю узкой,
А внизу – широкою.
(Река).
Лес на берегах стоит,
Под мостом она бежит,
И течёт вода куда-то,
Догадались вы,ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течёт...
(река)
Тема пишется на доске и в тетради : «Реки Брянского края».
Усвоение новых знаний и способов действий
Что такое река? ( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом).
Вспомним части реки.
| исток устье правый берег левый берег притоки |
Работа с картой Брянской области.
Посмотрите на карту. Что скажите о реках Брянской области? ( ответы детей).
Слово учителя. Климатические условия и рельеф Брянщины благоприятствовали образованию довольно густой речной сети. В области 125 рек. Общая протяженность их 9 тысяч километров.
Отличительной особенностью речной сети является ее значительная разветвленность и неравномерное размещение по поверхности. Больше всего рек на востоке и в центре области. Питаются реки, главным образом, талыми снеговыми водами и лишь на 15—20%—дождевыми и грунтовыми. Замерзают в середине декабря. Вскрываются реки, как правило, в первой половине апреля. Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются. Летом наступает время межени: воды становится мало, Уровень рек понижается, появляются мели.
Какие реки протекают по территории Брянской области?
Десна.
- Главной рекой области является Десна, берущая свое начало из болота около деревни Налеты, что в 9 км. северо-восточнее г.Ельни Смоленской области. и впадает в р. Днепр около г. Киева. Протяженность Десны 1138 км.
Десна прекрасна во все времена. Весной она в черемухе. Летом утопает в зелени деревьев, кустарника и трав. Но, кажется, лучше всего она — зимой. Сковавший ее лед, как драгоценные камни, сверкает на солнце. Точно пеленою покрыты луга. Блестит под снежной бахромой прибрежный лес. С древних времен Десна была важной транспортной магистралью, по которой шли торговые пути . По Десне славянские купцы продвигались в глубину северных лесов и обменивали свои товары на медвежьи шкуры, бобровые и беличьи меха, на душистый мед. В связи с потеплением климата и вырубкой водоохранных лесов уровень воды в реке в середине – конце 20 столетия снизился. Транспортное значение Десны заметно упало.
Ипуть... Ипуть — река!
Пусть проходят века,
Но как мудрость народа
Ты сильна, глубока.
Синь, бездонность небес
Отражает вода,
Ипуть, Ипуть — река,
Ты прекрасна всегда!..
- Вторая по величине река области. Русло реки извилистое, шириной 12-50м., берега крутые и обрывистые.
А что вы знаете о нашей реке? (ответы детей)
Физкультминутка.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
А теперь плывем в реке
И резвимся на песке.
Веселее загребай
И рыбешек догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: птички важно
Ходят по речному пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Анализ таблицы «Реки Брянской области»
Наименование рек | Длина реки (в км.) |
общая | в пределах области |
Десна | 1138 | 413 |
Ипуть | 437 | 290 |
Беседь | 261 | 54 |
Снов | 464 | 125 |
Болва | 213 | 92 |
Судость | 208 | 195 |
-Сравните общую длину рек и в пределах области. Какой вывод можете сделать?
Работа с контурной картой.
Найдите на карте Брянской области реки, о которых говорится в стихотворении и надпишите их названия на контурной карте. (На фоне легкой музыки ).
Я люблю наши реки. Устин Шереметьев
Я люблю наши реки.
Не сама ли Россия
Им дарила навеки
Имена дорогие.
Говорил я с Ветьмою:
-Где ты имя достала?
- Я – веть мою –
Ветви ив краснотала…
У меня есть сестренки –
Ни печали, ни злости.
Угость шустрой девчонкой
Пробирается в гости.
Вдоль ее россияне
Проходили без страха
В стольный Вщиж осиянный:
«Там оружье и брага».
А за лесью сквозною
Катит мятную свежесть
Неподвластная зною
Родниковая Снежеть.
В чащах Навли сиянье.
-Почему стала Навлею?
-Много пало дубов в нее,-
Навля славится навалью.
Реки милые, русские!
Каждой имя счастливое:
То Нерусса, не русая,
То Ревна – знать ревнивая.
Льются радостью звонкой,
Ивняки огибая,
Да скорей в ту сторонку,
Где Десна голубая.
Ой, Десна! Ты чудесна.
«Чу» в пути потерялось,
Остальное, как песня,
Нам навеки досталось.
Нам такое досталось,
Что веками слагалось.
Нам такое досталось,
Что другим лишь мечталось!
1.Куда впадают эти реки?
2.Какие города и районные центры расположены на Десне, Ипути, Беседи, Нерусси, Судости? Подписать на контурной карте.
3.Какие реки протекают в нашей местности и как они используются?
Работа в группах.
В настоящее время реки нашей области подвержены ряду экологических проблем – они мелеют, загрязняются, в них гибнет всё живое.
– А ведь реки – это хранилище воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это единственный дом.
Каким образом надо охранять реки? Вы сейчас сами постараетесь ответить на этот вопрос как экологи.
Предложить пути решения экологических проблем реки…
Экологическая проблема | Пути решения |
1. Загрязнение воды | |
2. Обмеление | |
3. Гибель растений и животных | |
5. Домашнее задание.
– Итак, мы с вами сегодня узнали особенности рек родного края. Ваше домашнее задание –изучить § 8 учебника. Найти пословицы, поговорки, народные приметы о реках и озёрах.
6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Выставление оценок.
Урок заканчивается. У каждого из вас есть лист со смайликами. Отметьте , пожалуйста, как вам сегодня было на уроке.
Спасибо за урок.