СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реки Брянской области

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о реках Брянской области.

Просмотр содержимого документа
«Реки Брянской области»

Урок географии в 6-м классе по теме:

"Реки Брянской области"

Бодряго Ирина Николаевна

учитель географии

Цели урока:

  • Развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;

  • Формирование представлений об особенностях рек родного края .

  • Воспитывать у учащихся чувство восхищения красотой родной природы посредством ознакомления с произведени­ями литературы, музыки, живописи.

  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.

Задачи урока:

Продолжить работу по закреплению навыков работы с картой.

Повторить основные географические термины по теме «Реки».

Воспитывать самостоятельность в работе.

Создать комфортную обстановку на уроке.

Оборудование:

Карта Брянской области, контурная карта Брянской области; видеопроектор, доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка ранее изученного материала.

Вспомним, что мы узнали на предыдущем уроке

  1. Что такое погода? (Погодой – называется состояние тропосферы в  данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени.)

  2. Что является причиной изменения погоды?( Постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем)

  3. Что такое воздушные массы? (Это большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами.)

  4. Как называется наука, изучающая состояние атмосферы? ( Метеорология.)

  5. Назовите климат Брянской области. (Умеренно – континентальный)

  1. Подготовка к основному этапу

А сейчас мы будем отгадывать загадки!

Я рождаюсь из снегов,

Ручейков и родников.

То быстра я и игрива,

То теку неторопливо.

Мелкою бываю в русле,

Или же глубокою

 Я вверху бываю узкой,

А внизу – широкою. 

(Река).

Лес на берегах стоит,

Под мостом она бежит,

И течёт вода куда-то,

Догадались вы,ребята?

Умолчу ответ пока,

Под мостом течёт...

(река)

Тема пишется на доске и в тетради : «Реки Брянского края».

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Что такое река? ( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом).

Вспомним части реки.

исток

устье

правый берег

левый берег

притоки


Работа с картой Брянской области.

Посмотрите на карту. Что скажите о реках Брянской области? ( ответы детей).

Слово учителя. Климатические условия и рельеф Брянщины благоприятствовали образованию довольно густой речной сети. В области 125 рек. Общая протяженность их 9 тысяч километров.
Отличительной особенностью речной сети является ее значительная разветвленность и неравномерное размещение по поверхности. Больше всего рек на востоке и в центре области. Питаются реки, главным образом, талыми снеговыми водами и лишь на 15—20%—дождевыми и грунтовыми. Замерзают в середине декабря. Вскрываются реки, как правило, в первой половине апреля. Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются. Летом наступает время межени: воды становится мало, Уровень рек понижается, появляются мели.

Какие реки протекают по территории Брянской области?

Десна.

- Главной рекой области является Десна, берущая свое начало из болота около деревни Налеты, что в 9 км. северо-восточнее г.Ельни Смоленской области. и впадает в р. Днепр около г. Киева. Протяженность Десны 1138 км.


Десна прекрасна во все времена. Весной она в черемухе. Летом утопает в зелени деревьев, кустарника и трав. Но, кажется, лучше всего она — зимой. Сковавший ее лед, как драгоценные камни, сверкает на солнце. Точно пеленою покрыты луга. Блестит под снежной бахромой прибрежный лес. С древних времен Десна была важной транспортной магистралью, по которой шли торговые пути . По Десне славянские купцы продвигались в глубину северных лесов и обменивали свои товары на медвежьи шкуры, бобровые и беличьи меха, на душистый мед. В связи с потеплением климата и вырубкой водоохранных лесов уровень воды в реке в середине – конце 20 столетия снизился. Транспортное значение Десны заметно упало.

Ипуть... Ипуть — река!
 Пусть проходят века,
Но как мудрость народа
Ты сильна, глубока.
Синь, бездонность небес
Отражает вода,
Ипуть, Ипуть — река,
Ты прекрасна всегда!..
- Вторая по величине река области. Русло реки извилистое, шириной 12-50м., берега крутые и обрывистые.

А что вы знаете о нашей реке? (ответы детей)

Физкультминутка.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

А теперь плывем в реке
И резвимся на песке.
Веселее загребай
И рыбешек догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: птички важно 
Ходят по речному пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок.

Анализ таблицы «Реки Брянской области»

Наименование рек

Длина реки (в км.)

общая

в пределах области

Десна

1138

413

Ипуть

437

290

Беседь

261

54

Снов

464

125

Болва

213

92

Судость

208

195

-Сравните общую длину рек и в пределах области. Какой вывод можете сделать?

Работа с контурной картой.

Найдите на карте Брянской области реки, о которых говорится в стихотворении и надпишите их названия на контурной карте. (На фоне легкой музыки ).

Я люблю наши реки. Устин Шереметьев

Я люблю наши реки.

Не сама ли Россия

Им дарила навеки

Имена дорогие.

Говорил я с Ветьмою:

-Где ты имя достала?

- Я – веть мою –

Ветви ив краснотала…

У меня есть сестренки –

Ни печали, ни злости.

Угость шустрой девчонкой

Пробирается в гости.

Вдоль ее россияне

Проходили без страха

В стольный Вщиж осиянный:

«Там оружье и брага».

А за лесью сквозною

Катит мятную свежесть

Неподвластная зною

Родниковая Снежеть.

В чащах Навли сиянье.

-Почему стала Навлею?

-Много пало дубов в нее,-

Навля славится навалью.

Реки милые, русские!

Каждой имя счастливое:

То Нерусса, не русая,

То Ревна – знать ревнивая.

Льются радостью звонкой,

Ивняки огибая,

Да скорей в ту сторонку,

Где Десна голубая.

Ой, Десна! Ты чудесна.

«Чу» в пути потерялось,

Остальное, как песня,

Нам навеки досталось.

Нам такое досталось,

Что веками слагалось.

Нам такое досталось,

Что другим лишь мечталось!

1.Куда впадают эти реки?

2.Какие города и районные центры расположены на Десне, Ипути, Беседи, Нерусси, Судости? Подписать на контурной карте.

3.Какие реки протекают в нашей местности и как они используются?

Работа в группах.

В настоящее время реки нашей области подвержены ряду экологических проблем – они мелеют, загрязняются, в них гибнет всё живое.

– А ведь реки – это хранилище воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это единственный дом.

Каким образом надо охранять реки? Вы сейчас сами постараетесь ответить на этот вопрос как экологи.

Предложить пути решения экологических проблем реки…

Экологическая проблема

Пути решения

1. Загрязнение воды


2. Обмеление


3. Гибель растений и животных


5. Домашнее задание.

– Итак, мы с вами сегодня узнали особенности рек родного края. Ваше домашнее задание –изучить § 8 учебника. Найти пословицы, поговорки, народные приметы о реках и озёрах.

6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Выставление оценок.

Урок заканчивается. У каждого из вас есть лист со смайликами. Отметьте , пожалуйста, как вам сегодня было на уроке.

Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!