СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность 1 класс " С Азбукой по родному краю". Занятие на тему "Реки Брянской области".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочной деятельности для 1 класса "Реки брянской области"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность 1 класс " С Азбукой по родному краю". Занятие на тему "Реки Брянской области".»

Внеурочная деятельность «С Азбукой по родному краю» 1 класс

Тема урока: Реки Брянской области

Цели:

  1. сформировать представление учащихся об особенностях рек Брянской области;

  1. познакомить с разнообразием животных и растений рек родного края;

  1. закрепить знания учащихся о реках, показать необходимость и способы их охраны;

  1. способствовать формированию стремления к процессу познания.





Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрация цапли и водоплавающих птиц, схема бассейна реки Десна , иллюстрации рыб, растений.



Ход занятия:



1.Организационный момент.

2. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, к нам на занятие прилетела цапля с конвертом. Прочитайте содержимое конверта ( читает учащийся) СЛАЙД

«Дорогие ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие». Подпись Цапля.

-Вы любите путешествовать?( ответы детей)

- А куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются.
(Река) СЛАЙД


- С какой рекой познакомились на прошлом уроке? (Десна)

- Сформулируйте тему занятия. (Путешествие по реке Десна)

- Раскрасьте реку Десна и притоки голубым карандашом.

- Что вы можете рассказать о реке Десна? СЛАЙД

(Десна – самая крупная река в Брянской области. На реке Десна стоит город Брянск.Её протяжённость составляет более тысячи ста километров. Исток реки находится в Смоленской области. Десна вытекает из болота «Голубой мох». Устье реки находится в северной части города Киева. Десна впадает в реку Днепр. )


- На каком транспорте можно путешествовать по реке? (Перечисляют виды транспорта)

- А на каком отправимся мы, отгадайте загадку.

Без рук, без ног, 

На брюхе плывет, 

Спереди носок, 

Сзади рулек. (моторная лодка) СЛАЙД

- Откройте конвертик, достаньте содержимое. Прикрепите моторку к истоку реки Десна ( у каждого на столах схема бассейна реки Десна)



3. Организация процесса усвоения учащимися нового материала.

- Отправляемся в путешествие. СЛАЙД (звучит запись «Звуки воды»)

- Проплываем мимо притока Габья, подплывём к притоку Ветьма.

-Остановимся и внимательно посмотрим на речную гладь.

- Может ли река быть чьим – то домом? (ответы детей)

- Ребята, цапля приготовила для вас загадки.

В тихой заводи живёт,
Ходит задом наперёд,
И на дне среди коряг
Всё мечтает свистнуть … (рак)! СЛАЙД

(учитель прикрепляет на схему иллюстрацию рака)

- Какие у рака клешни, каждый знает: стоит зазеваться, и рак так схватит тебя за палец, то заревёшь от боли. Этим оружием он яростно отбивается от врагов. Летом раков часто можно найти в реке - под камнями у бе­рега. А где раки зимуют, тебе известно? На зиму они забираются глубоко в свои береговые норы или зарываются в ил. Едва ли най­дутся охотники ловить раков в ледяной воде. А вот в старину, при крепостном праве, помещики в виде наказания заставляли про­винившихся крестьян зимой доставать раков из-подо льда. Отсюда и пошла поговорка: «Я покажу тебе, где раки зимуют».


- Рак приглашает спустится на дно реки.

- Как это сделать? Ведь мы не можем дышать под водой, люди не приспособлены для жизни под водой, так как у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения - Что можно придумать, чтобы спуститься на дно реки? (Предположения детей.)

- Вот что для этого придумал человек? (Подводное снаряжение). СЛАЙД

И г р а - и м и т а ц и я «Надень маску, акваланг и спустись под воду».

- Кто живёт на дне реки, отгадайте загадки:

1.Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это (Щука) СЛАЙД

(учитель прикрепляет на схему иллюстрацию щуки)

2. На дне, где тихо и темно, 
Лежит усатое бревно. Сом . СЛАЙД

(учитель на схему прикрепляет изображение сома)

3. Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников (окунь) СЛАЙД

(учитель прикрепляет к схеме изображение окуня)

4. Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (Ерш)

(учитель прикрепляет к схеме изображение окуня)

- Поднимаемся со дна реки и отправляемся дальше. Проплываем мимо притоков Болва и Снежеть посмотрите внимательно, какие цветы растут на реке? СЛАЙД (кубышка жёлтая, кувшинка)

Рассказ учителя .

Кубышка жёлтая.

Кубышка жёлтая украшает многие реки. Только не путайте её с кувшинкой, у которой цветы белые. Хотя кубышка встречается чаще, она нуждается в охране.

Кувшинка.

Кувшинку называют водяной лилией. Распускаются в одно время с кубышками. И цветут так же долго – до конца лета. Но вот о чём я всё время думаю. Уж больно красива и нежна белая лилия! Уж больно таинственными, сказочными мне кажутся эти цветы!.. А останется ли такая сказка жить …

Другие растения.

По берегам растут ковыль, чабрец, шалфей, пастушья сумка.



(учитель прикрепляет к схеме изображения кубышек и кувшинок)

- Плывём дальше к притоку Ревна. Причалим к берегу и немного отдохнём.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой, это кроль.

Вышли на берег крутой.

Отряхнулись – домой!

- Продолжаем путешествие. Подплывём к притоку Навля. Посмотрите какие растения можно увидеть на берегах рек. СЛАЙД

-Кто знает названия этих растений? (Рогоз, тростник)

(учитель прикрепляет изображения на схему)

- Продолжаем путешествие. Подплывём к реке Нерусса и посмотрим на берег. СЛАЙД (песчаный пляж)

- Выйдем на берег и устроим привал. Кто знает, что означает слово привал? (ответы детей)

- Разожжём костёр, съедим бутерброды. Теперь оправляемся дальше.

- Ребята, почему наша цапля показывает красный цвет? Что мы забыли (Убрать за собой мусор)

(учитель прикрепляет на схему знак «Убери мусор»)

- Отчего загрязняется вода в реках?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

-Подплывая к реке Судость цапля предлагает познакомить со своими подружками. ( на доске иллюстрации птиц: водяная курочка, лебеди, дикие гуси, утки, дятел)

-Какие птицы могут быть подружками цапли?(учащие по очереди группируют птиц)

Как одним словом можем назвать этих птиц? (водоплавающие)

- Вот и закончилось наше путешествие. Цапля прощается с вами.

4. Рефлексия.

- Откройте конвертики под номером два. Что цапля приготовила для вас? (рыбы, растения)

- Украсьте каждый свою схему.

5. Подведение итогов.

- По какой реке путешествовали? (по Десне)

- Какие притоки проплывали? (ответы детей)

- Выразите соё настроение, используя смайлики: красный – ничего не понял на занятии, зелёный – работал, но не всё успел, жёлтый – всё успел, настроение отличное)

Ученик рассказывает стихотворение Е.Шварца

Наша Брянская область –

Удивительный край.

Здесь грибов да черники

Поезда нагружай.

А озёр и озёрец,

А речушек и рек

Сосчитать не сумеет

Ни один человек!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!