СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент. Фрагменты уроков русского языка в 3 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование любви к своей малой родине помогает использование материалов регионального компонента на уроках русского языка. Использование исторических фактов, природоведческого, литературного материала, повышает интерес не только к предмету, нои расширяет представление о родном крае.

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент. Фрагменты уроков русского языка в 3 классе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22 с. Обильного










Региональный компонент Фрагменты уроков

русского языка в 3 классе









Остапенко Вера Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22, с. Обильное

Георгиевский район,

Ставропольский край






2019 учебный



Введение.



Одной из важнейших проблеем духовно-нравственного развития в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций.

Целевая установка современного образования должна быть направлена не только на умственное развитие школьников, развитие их творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять знания, но и на развитие образа мышления, отношений, взглядов, убеждений, чувств.


Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности начального образования. Основой в воспитании у младших школьников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни  в своем Отечестве.

В задачи изучения регионального компонента входит формирование у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры приобщение к народному искусству.

Формирование любви к своей малой родине помогает использование материалов регионального компонента на уроках русского языка. Использование исторических фактов, природоведческого, литературного материала материала, повышает интерес не только к предмету, но и расширяет представления о родном крае, учащиеся знакомятся с природными особенностями местности. Всё это способствует воспитанию экологического сознания, воспитанию бережного отношения к историческому наследию, привитию любви к родному краю, а также развитию познавательной активности детей.



Основная часть.


На уроках русского языка с использованием регионального компонента очень важна работа с текстом. Так как на таких уроках происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение к речевой культуре.


Введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, оно решает следующие задачи:

  • знакомство обучающихся со структурными и функциональными особенностями языка ;

  • обогащение словарного запаса за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;

  • на основе погружения в язык расширение знаний учащихся об особенностях природы Ставропольского края, культуре, традициях и обычаях народов Северного Кавказа;

  • получение исторических сведений.

Продуманное включение краеведческих сведений в структуру уроков русского языка, использование краеведения в процессе работы на уроках позволяет учителю формировать интерес школьников к языку, воспитывать у них потребность изучать живое русское слово.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Язык, сохраняющий в себе духовное богатство, свежесть мышления, изобретательность не где-то далеко, а в речи рядом живущих соотечественников, не чьих-то, а наших собственных предков, - есть одна из реальных сил, возрождающих нашу Родину.

При изучении темы «Предложение» дети знакомятся с природой родного края, учатся отличать текст от предложения, формируются умения определять тему текста, знания о признаках текста, учатся определять тип текста, находить в тексте предложения, выделять грамматическую основу.

При изучении темы «Звуки и буквы» дети знакомятся с растениями и животными степей Ставропольского края. Помимо сведений природоведческого характера учащиеся повторяют слова с непроверяемой безударной гласной, производить звуко-буквенный разбор слов.

Богатый языковой материал можно использовать при изучении темы «Словообразование»., означающих название людей по профессии, по месту жительства и т.д.

Использование пословиц, поговорок, стихов ставропольских поэтов (А.Е. Екимцев,) из учебника для начальной школы «Литература Ставрополья» для различных видов работ, в том числе для синтаксического разбора предложения, составления текста-описания помогает представить, какой богатый Ставропольский край, какие замечательные люди трудятся на земле, как красива земля ставропольская.

Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить великое множество. Например, «Село моё Обильное», «Моя улица», «Мой край – Ставрополье», «За что я люблю свой край », «Береги родную природу».

Такие темы стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы, улицы, города.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.






Урок №1

Тема: «Предложение». Знакомьтесь: Ставрополье!»

  1. Вступительное слово о Ставрополье.

- Как называется край, в котором вы родились?

Удивителен и неповторим наш край. Для всех нас – это целая планета, которая подарила нам жизнь, во всём её многообразии. Да, наш Ставропольский край не похож ни на один регион страны. Равнинно – полевой и горный, хлебный и залежнорудный край славится золотой пшеницей, замечательными здравницами Кавказских Минеральных Вод.

Здесь протекают Кубань и Терек, а от них – магистральные водоводы и мощные оросительные системы Большого Ставропольского канала, дающие живительную плодородным, но засушливым землям.


  1. На листочках распечатан текст.

– Прочитайте предложения.

Ставрополье – колыбель многих племён и народов, населяющих ныне Северный Кавказ. История нашего богатейшего края выполняющего сложную роль российского пограничья, драматична и увлекательна. Не случайно о крае говорят: что ни камень, то легенда.

Земля ставропольская славится трудовой и боевой героикой, замечательными народными традициями, характерными для многонационального края.

- Можно ли назвать этот рассказ текстом? Почему? Докажите.

- Сколько предложений в тексте? Какие предложения по цели высказывания вы прочитали? (Повествовательные).

- Подберите заглавие к тексту.

Как на письме выделяем предложения?

- Выпишите последнее предложение, подчеркните главные члены предложения. Поставьте ударение в каждом слове этого предложения, слова разделите на слоги.

- Найдите в тексте имена собственные.

- Из третьего предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.


Урок 13.

Тема: Простое и сложное предложение. Животные степей Ставропольского края.


  1. Вступительное слово учителя.. Презентация.

- В недалёком прошлом большая часть равнин нашего края представляла собой разнотравно-злаковую степь. Современная степь разнообразна. В течение лета степь приобретает то ярко-зелёную, то жёлтую, то красную окраску, так как разные растения цветут в разное время. Основные растения степей- злаки: ковыль и типчак.

1.

2. Работа с текстом.

(На партах у детей листы с текстом).

- Прочитайте текст. Назовите тему текста.

- Как можно озаглавить текст? Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. Найдите в тексте сложное предложение, спишите, подчеркните грамматическую основу предложения, укажите части речи.

- Найдите предложение с однородными подлежащими, спишите, подчеркните грамматическую основу.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.


- Чем отличается простое предложение от сложного?


  1. Микроитог.

- О каких животных и растениях ставропольских степей вы узнали?





Урок № 24

Тема: Имя существительное. Города – районные центры Ставропольского края.


  1. Вступительное слово учителя.

- Назовите районный центр Георгиевского района.

- Георгиевск- районный центр Георгиевского района. Город основан как крепость в 1777 году. Назван в честь святого Георгия, считавшегося покровителем военного сословия. До 1822 года Георгиевск был центром обширной Кавказской области. Город расположен на равнине при впадении реки Подкумок в Куму. В прошлом известен своими богатыми ярмарками. В настоящее время Георгиевск – промышленный и культурный центр края. В городе работают предприятия пищевой, лёгкой промышленности. В настоящее время в связи с кризисом продолжает работать Арматурный завод. Действует ОАО «Мясокомбинат «Георгиевский», функционируют предприятия: «Моё море»

(Рассказ сопровождается показом презентации.)


  1. Упражнение в написании имён собственных.

- Прочитайте, что объединяет все слова? Почему слова написаны с заглавной буквы?

Записать слова в алфавитном порядке. Города Ставропольского края: Ставрополь, Георгиевск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Минеральные Воды.)

- Какие имена существительные называются собственными?

- Найдите на карте районный центр Георгиевского района, столицу края.


- Назовите города-курорты Ставропольского края.

- Самый маленький из городов-курортов – Железноводск. Самым чистым воздухом славится город-курорт Кисловодск, в котором нет значительных промышленных предприятий . Самый старый курорт Кавказских Минеральных вод – Пятигорск. Он основан в 1780 году. У его источников лечились А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.И. Шаляпин, А.П. Чехов, В.М. Васнецов и др.


Урок № 29


Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы. Загадки о растениях и животных.


  1. Беседа.


- Большинство загадок придумал народ, а вот эти загадки создал известный ставропольский писатель Александр Ефимович Екимцев и поместил их в своей книге «Хоровод загадок, хоровод вопросов».

- Отгадайте загадки.

1) Хоть неплохо я одета,

Но, друзья мои, всегда,

И весной, и жарким летом,

Я дрожу как в холода.

( осина)

2) Сыт бываю только летом,

В дни, когда малину рву,

А полгода без обедов

И без завтраков живу.

(медведь)

  1. От охотников спасаясь,

Так я мчусь в знакомый лог

Ноги задние бросаю

Впереди передних ног.

( заяц)

  1. Всех весной в лесу высоком,

На опушках и в глуши,

Я превкусным сладким соком

Угощаю от души.

( берёза)


- Что объединяет отгадки? ( Словарные слова.)

- Разделите отгадки на две группы. ( Растения и животные)

- Запишите слова-отгадки в два столбика. (Растения и животные).

- В первом столбике в словах подчеркните гласные, во втором согласные.

- В каком слове звуков меньше, чем букв?

- Назовите слово-отгадку, в котом звуков больше, чем букв. ( Заяц).


2. Звуко-буквенный анализ слова медведь.


- Георгиевский район в основном относится к лесостепной зоне Ставрополья.

- Растительный и животный мир богат и разнообразен.

- А какие породы деревьев встречаются в нашей местности.

(Дуб, клён, липа, ясень, сосна).

- Все эти деревья растут у нас в Ставропольском крае.

- А каких зверей можно встретить в лесах и лугах Ставропольского края? ( Ёж, заяц-русак, лиса, барсук, ласка, алтайская белка.)

- Животный мир представлен мышами-полёвками, , водятся хорьки, ежи, хомяки и др. Почти 60 лет назад в леса Северного Кавказа была выпущена алтайская белка. Она хорошо прижилась и стала обычной в парках Кавказских Минеральных Вод, в городе Ставрополе и его окрестностях. ( Презентация)

3. Микроитог.

- О чём были загадки? Кто их автор?

- Какие растения и животные можно встретить у нас в лесах и степях Ставрополья?


Урок 30.

Тема: Отличие гласного звука от согласного. Птицы Ставропольского края. Загадки А. Екимцева.


  1. Загадки.

- Отгадайте загадки.

Я упрямо, споря с ветром,

Гордо в воздухе держусь,

В небо на семь километров

Поднимаюся кружась. ( Орёл.)


Лишь апрель прогонит вьюгу,

В свой родимый край тайком

Полпути лечу я с юга,

Полпути иду пешком. (Коростель)


Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в густом лесу. Сойка.)

( По мере отгадывания идёт показ слайдов на экране.)


- Что объединяет все эти загадки? (Птицы.)

- Где можно встретить этих птиц? Каких птиц, обитающих в Ставропольском крае вы знаете? ( Ястребы, соколы, коршуны, камышовки, трясогузки, дикие гуси, утки-кряквы и др.)

- В крае много разных птиц – это обитатели леса, степей, водоёмов.

Отличаются они и по образу жизни – есть постоянно проживающие и перелётные. На крупнейшем водохранилище края – Чограйском – кроме чаек можно встретить таких экзотических перелётных птиц, как пеликан, лебедь-шипун, розовый фламинго. Здесь дикие гуси, утки разных видов столь многочисленны, что их скопления напоминают птичьи базары. Степные перепёлки, куропатки из отряда куриных – промысловые птицы края.

- Спишите слова отгадки, разделяя на слоги, обозначьте ударение.

Подчеркнуть буквы мягких согласных.

- Выполните транскрипцию этих слов.

2. Слого-звуковой анализ слова коростель.

- Загадки, которые вы разгадывали написал Ставропольский писатель Александр Ефимович Екимцев. Жил и работал в г. Ставрополе. Поэт умер в 1992 году. Весной 2002 году. Он написал для детей стихи и рассказы: Сборник стихов и рассказов «Белый ливень», «На ходулях» и др.


3. Микроитог..

- О каких птицах Ставропольского края вы узнали? Как нужно охранять птиц?


Урок № 37

Тема: Как найти корень в слове. Предприятия г. Георгиевска.

  1. Определение слова по его значению.

- О чём идёт речь?

Крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр. Что это такое? (Город.)

- Что вы можете сказать обэтом слове? (Словарное слово)

-Запишите, подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите однокоренные слова, выделите в них корень.

2. Рассказ учителя о промышленном развитии города.


- Нынешний Георгиевск- один из промышленных центров Ставрополья. Выгодное природно-географическое положение, наличие транспортных связей, трудовых ресурсов создали благоприятные условия для быстрого развития промышленности.

В городе работают предприятия пищевой промышленности. Георгиевский маслозавод перерабатывает семена подсолнечника с полей своего района и ряда смежных. Георгиевский хлебокомбинат снабжает хлебом не только жителей города, но и сельское население района.

Хлебокомбинат выпускает различные кондитерские изделия: батоны, кексы, рогалики, баранки, бублики, коврижки, торты, сухарики, рулеты и тд.

- Запишите названия кондитерских изделий, выделите в словах корень.

- Ежедневно из ворот молочного завода выходят автомобили, машины, гружённые разнообразной продукцией.

- Расшифруйте названия молочных продуктов.

Игра «Помоги собрать слова». (Слова записаны на доске).

- Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.


Мо, ко, ло нец, ре, ва ло, масс сыр

фир, ке рог, тво сме, на, та ки, сыр


- На какие группы можно разбить слова? ( С одним слогом, двумя слогами, тремя слогами.)

- Подберите к данным словам однокоренные слова, выделите корень.

- Приведите свои примеры молочной продукции.


  1. Беседа. Микроитог.

(Показ презентации).

- Георгиевск – город с развитой пищевой и перерабатывающей промышленностью. Крупнейшие предприятия спиртовой завод, предприятие «Моё море». « Мое море» занимается: продажей морепродуктов и рыбы, рыбоперерабатывающее производство, широко известное своим натуральным холодным копчением, традиционным посолом рыбы и пресервами из рыбы и морепродуктов. Вся продукция рыбного производства Моё море стабильно высокого качества. По оценке независимых экспертов, аналогичных перерабатывающих предприятий подобного уровня и технической оснащенности на Юге России нет. В городе фунционирует ОАО «Мясоперерабатывающий комбинат «Георгиевский».


Микроитог.

- О каких предприятиях города Георгиевска вы узнали, расскажите.


Урок 83.

Тема: «Имя существительное».

  1. Актуализация знаний и постановка темы урока.

(На доске записано слово озеро )

- Что вы можете рассказать обэтом слове? ( имя существительное ср. р. нарицательное, 3 слога, 5 букв, 5 звуков, есть проверяемая безударная гласная).

- Объясните лексическое значение этого слова.

- Составьте предложение со словом озеро. Запишите.

-Найдите грамматическую основу предложения, подчеркните.

( На доске текст. Дети читают его. Одновременно идёт показ презентации)


В недрах горы Машук в Пятигорске на глубине 40 метров образовалось подземное оз…ро – Провал. В…да в нём имеет сине-з…ленный цвет и содержит сероводород. Учёные предполагают, что озеро возникло в результате образования трещины при землетрясении, а затем – размыва горных пород, просачивающейся водой.


- Назовите тему текста. Поставьте к нему вопросы.

Выпишите имена существительные, определите число, род.


2. Микроитог.


- О каком удивительном озере вы узнали? Где оно находится?

- А кто из вас бывал на провале7


Урок №91

Тема: Род имён существительных. Родные просторы Ставропольского края.


  1. Вступительное слово учителя.


- Найти Ставропольский край на географической карте и глобусе. Он размещён к северу от Кавказских гор, занимает пространство между Чёрным и Каспийским морями, не выходя к их берегам.

На юге край своей западной частью подходит к отрогам Кавказских гор.

( Показ на карте и глобусе место положения края.)

- Издавна наш край называют «Воротами Кавказа». Много славных имён связано с историей нашего края последних двух веков. И ярче других- Пушкин, Лермонтов, Толстой, которые научили романтической любви к Кавказу.


2. Выборочное письмо.

(У каждого ученика отпечатан текст. Чтение текста учителем, одновременно показ слайдов к тексту.)

Демонстрация слайдов.

  1. Сады.

  2. Снежные вершины гор.

  3. Горные реки, озёра.

  4. Лесные массивы.

  5. Ковыльные равнины.

  6. Альпийские луга.

  7. Города-курорты ( Кисловодск, Пятигорск.

- Прочитайте текст.

Ставропольский край.

Если проехать его с севера на юг, то можно за одно такое путешествие увидеть пустыни и утопающие в зелени садов долины. Снежные вершины гор и выжженные солнцем степи. Бурные горные реки и небесной голубизны озёра. Густые заросли лиственных, смешанных и хвойных лесных массивов и ковыльные травы. Альпийские луга и вечную мерзлоту. Снежные вершины Эльбруса и фруктовые сады. Густые заросли хвойной сосны, эдельвейсы. Безводные равнины и зелёные массивы курортов Кавказских Минеральных Вод. Искусственные водоёмы и неиссякаемые источники нарзана.. Удивительный это край.

- Как можно озаглавить текст?

- Определите тип текста.

Выпишите имена существительные в единственном числе, определите род.

- Выпишите слова с безударной гласной, устно подберите проверочные слова, подчеркните орфограммы.

3. Итог. Что вы узнали о Ставропольском крае? Что запомнили?





Заключение



Уроки русского языка с использованием регионального материала направлены на формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа с текстом предусматривает формирование речевых умений, умений распознавать орфограммы в разных частях слова и особенности проверки их написания, правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, правописание парных звонких и глухих согласных. Использование регионального компонента в процессе преподавания русского языка будет способствовать обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку, к родной земле, позволит научить видеть необычное в обычном. Такая работа будет способствовать сохранению традиций Ставропольского края и, следовательно, даст возможность решать не только образовательные задачи, но и воспитывать патриотов своей страны и своего края.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!