СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформы 1860 - 1870 - х гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реформы 1860 - 1870 - х гг.»

Тема урока «Реформы 1860-1870-х годов: социальная и правовая модернизация» История России. 9 класс.

Тема урока «Реформы 1860-1870-х годов: социальная и правовая модернизация»

История России. 9 класс.

Основные причины реформирования России Александр II пришел к власти в 1855 году , и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра  II : 1. Поражение России в Крымской войне. 2. Нарастающее недовольство народа. 3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам. 4. Прогрессивное окружение императора

Основные причины реформирования России

Александр II пришел к власти в 1855 году , и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства.

Основные причины реформ эпохи Александра II :

1. Поражение России в Крымской войне.

2. Нарастающее недовольство народа.

3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.

4. Прогрессивное окружение императора

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Манифест

«О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»

«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Таблица «Либеральные реформы Александра II »

Название реформы

Крестьянская реформа

Дата

Правовой документ

1861 г

Цель

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»

«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Мероприятия

Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Развитие капиталистических отношений в деревне.

1. Крестьяне получили личную свободу.

2. Помещики, сохраняя собственность на землю, были обязаны выделить крестьянам надел.

3. Крестьяне были освобождены с землей за выкуп.

4. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог.

6. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина (от 3 до 12 десятин).

7. Отрезки.

8. До выкупа земли крестьяне считались временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности — барщину или оброк

9. Вводилось выборное крестьянское самоуправление.

Итоги

Значение

1. Крестьяне получили свободу, но не получили землю.

2. Крестьяне уравнялись в правах со всеми сословиями

3.Ухудшение положения крестьян.

4. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний.

Недостатки

1. Были созданы условия для широкого развития рыночных отношений.

2. Реформа открыла путь либеральным реформам в России.

1. Сохранились крепостнические пережитки.

2. Крестьяне не получили землю в полную собственность.

3. Крестьяне потеряли часть земли.

Медали в честь отмены крепостного права Медаль «За труды по освобождению крестьян» 1861 год. Медаль в честь 50-летия освобождения крестьян, 1911 год.

Медали в честь отмены крепостного права

Медаль

«За труды по освобождению крестьян» 1861 год.

Медаль в честь 50-летия освобождения крестьян, 1911 год.

Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене.  В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы , поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене.

В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы , поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

В.А. Татаринов, государственный контролер России.   «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений»

В.А. Татаринов, государственный контролер России.  

«Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений»

Таблица «Либеральные реформы Александра II »

Название реформы

Дата

Финансовая реформа

Правовой документ

1860 – 1864 гг .

Цель

«Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений» 

Мероприятия

1.Централизация финансов.

2. Упорядочение бюджета.

3. Финансовое обеспечение реформ. 

Итоги

1. Создание Государственного банка и коммерческих банков.

2. Отмена системы откупов

3. Бюджет передан Министерству финансов

4. Отмена подушной подати для мещан ( налог на недвижимость).

5. Создание счетных палат.

6. Введение акцизной системы

1.Вёлся строгий учёт всех государственных средств.

2. Усилилась ответственность чиновников за каждый потраченный рубль.

3. Государственный банк выдавал кредиты для развития промышленности и сельского хозяйства .

Значение

Недостатки

Реформа частично централизовала систему управления финансами и сумела найти дополнительные средства для проведения последующих реформ.

Контроль за деятельностью финансовых органов был недостаточно организован.

В России по-прежнему сохранялась налоговая система, заложенная еще Петром I

Министра финансов М. Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы) запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт . В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным , поскольку  золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы М. Х. Рейтерн

Министра финансов М. Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы) запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт . В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным , поскольку  золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы

М. Х. Рейтерн

  Н. А. Милютин   П. А. Валуев «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

  Н. А. Милютин

  П. А. Валуев

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Таблица «Либеральные реформы Александра II »

Название реформы

Дата

Земская реформа

Правовой документ

1864 г

Цель

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Мероприятия

1. Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.

2. Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.

2. Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Итоги

1. Создание в уездах и губерниях органов местного самоуправления – земств.

2. Земства ведали местными вопросами,.

3. Земства были лишены законодательной инициативы, были распорядительным органом.

4. Депутаты земских собраний – гласные - избирались на 3 года по трём куриям ( категориям): землевладельцы, городские собственники, сельские общества крестьян

5. Вводился ценз(то есть ограничение) при выборах: имущественный ценз для 1 и 2 курий.

6. Создание системы самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. 

1. Введены земские уездные учреждения собрания и органы управления.

2. Медицинское обслуживание крестьян.

3. Выросла грамотность сельского населения

Значение

Недостатки

1.Способствовала росту гражданского сознания

2.Способствовала решению некоторых местных социально-экономических проблем

1.Сословность выборов (значительное преимущество в численности был у дворян)

2. Ограничен круг вопросов. Решаемых земствами.

3. Скудное финансирование, которое осуществлялось лишь за счёт местных налогов.

4. Земства вводились не на всей территории Российской Империи

Земское самоуправление Волостное (местное) самоуправление К.А. Трутовский. Земское собрание в провинции. 1868 Утятская волость. Волостной сход. 

Земское самоуправление

Волостное (местное) самоуправление

К.А. Трутовский.

Земское собрание в провинции. 1868

Утятская волость. Волостной сход. 

  П. А. Валуев «Городовое положение» Заседание Городской думы

  П. А. Валуев

«Городовое положение»

Заседание Городской думы

Таблица «Либеральные реформы Александра II »

Название реформы

Дата

Городская реформа

Правовой документ

1870 г

Цель

«Городовое положение»

Мероприятия

Совершенствование городского самоуправления

благоустройство городов

привлечение к решению городских проблем предпринимателей

Итоги

1. Создание городских Дум - всесословных органов самоуправления, распорядительный орган.

2. Гласные ( депутаты) Дум избирали городскую управу и городского голову - исполнительный орган

3. Городское самоуправление решало местные дела: развитие торговли и промышленности, установление налогов, благоустройства городов, развитие здравоохранения и народного образования.

4. Избирательное право было основано на имущественном цензе. Наёмные рабочие, торговцы, ремесленники, прислуга, женщины и др. прав избирательных не имели.

1. В 509 городах России были введены думы

2. Быстрые темпы развития городов.

3. Развитие промышленности, торговли.

Значение

Недостатки

Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством

«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». « Учреждения судебных установлений»

«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

« Учреждения судебных установлений»

Таблица «Либеральные реформы Александра II »

Название реформы

Дата

Судебная реформа

Правовой документ

1864 г

Цель

«Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского делопроизводства» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

Мероприятия

Сформировать новую систему независимых судебных органов

Итоги

1. Была создана новая судебная система

2.Суды и судьи получали независимость и несменяемость.

3. Были создан институт адвокатуры нотариата.

4. Учрежден суд присяжных.

5. Судебные процессы стали гласными состязательными.

6. Осужденные получили право на кассационную жалобу.

7. Для крестьян были созданы волостные суды, сохранились телесные наказания.

1. Была сформирована новая система судов.

2. Судебная система вышла из-под контроля административной власти.

3. Провозглашено равенство всего население перед законом.

4. Уменьшился судебный произвол.

Значение

Недостатки

Благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды стали всесословными. Судебная реформа стала одним из лучших радикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Сохраняла ряд пережитков- особые суды: духовный суд (консистория) по делам духовенства и военные суды для военнослужащих

С. И. Зарудный

С. И. Зарудный

«Устав о воинской повинности» «Дисциплинарный устав»

«Устав о воинской повинности»

«Дисциплинарный устав»

Таблица «Либеральные реформы Александра II »

Название реформы

Военная

реформа

Дата

Правовой документ

1861-1874 гг.

Цель

«Положение о военных округах».

«Дисциплинарный устав»

«Устав внутренней службы»

«Устав о воинской повинности»

Мероприятия

Преодоление военно-технической отсталости русской армии, реорганизация русской армии

Итоги

1. Создание военных округов (15) для оперативного руководства войсками.

2. Создание Главного штаба – центрального органа управления армией

3. Введение всеобщей воинской повинности. Служить было обязано всё мужское население с 21 года. 

4. Срок службы на флоте- 7 лет, в сухопутных войсках- 6 лет. Сокращение срока для людей, имеющих образование.

5. Водились новые военные уставы

6. Перевооружение армии

7. Была создана система юнкерских училищ и военных академий.

Значение

1. Была создана совершенно новая армия, отвечающая мировым стандартам

2. Совершенствовалась система управления в армии, что сделало её более мобильной, оно стало менее централизованным.

Недостатки

1.Создание массовой армии современного типа.

2. Поднят авторитет воинской службы

Просчеты в система организации и вооружении войска

Перевооружение русской армии 1. Гладкоствольное оружие заменено нарезным Капсульной винтовкой 1856 г. выпуска В 1868 году принимается винтовка Бердана 2. В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия Дмитрий Алексеевич Милютин. И. П. Пожалостин. Гравюра 3. 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый» Пушка Барановского Картечница (пулемет) Гатлинга

Перевооружение русской армии

1. Гладкоствольное оружие заменено нарезным

Капсульной винтовкой 1856 г. выпуска

В 1868 году принимается винтовка Бердана

2. В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия

Дмитрий Алексеевич Милютин.

И. П. Пожалостин. Гравюра

3. 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый»

Пушка Барановского

Картечница (пулемет) Гатлинга

«Университетский устав» 1863 г

«Университетский устав» 1863 г

Таблица «Либеральные реформы Александра II »

Название реформы

Дата

Реформы в области образования

Правовой документ

1863-1864 гг.

Цель

«Университетский устав», «Положение о начальных народных училищах» . Новый устав гимназий.

Мероприятия

Совершенствовать систему образования всех уровней, пересмотреть программы в них, повысить качество обучения.

Сделать образование общедоступным, всесословным

Итоги

1. 1863- новый университетский устав, расширявший автономию: вузы сами избирали ректора, деканов, профессоров.

2. Обучение в университетах стало всесословным. Принимались юноши и девушки с 17 лет, выдержавшие экзамены.

3. Проведение свободной издательской деятельности в университетах.

4. Образовано два типа образовательных учреждений: классические гимназии и реальные училища.

5. 1864г.- новое положение о народных начальных училищах. Образованием народа должно заниматься государство, общество и церковь.

6. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения - Высшие женские курсы с университетскими программами

  1. Количество школ в России выросло почти в 20 раз.

2. Вузы получили большую самостоятельность во внутренних делах.

3. Устав гимназий обеспечивал получение среднего образования всем слоям населения.

4. Женщины получили возможность получать высшее образование на частных курсах.

Значение

Недостатки

1. Существенно повысился уровень грамотности простого народа.

2. Повысился культурный уровень населения.

3. Были созданы условия для развития науки

Недоступность среднего и высшего образования основной части населения, так как оно было платным.

Любавская женская гимназия Первое Реальное училище императора Александра II В 1865 году было открыто Тверское кавалерийское юнкерское училище Бестужевские курсы в Санкт- Петербурге

Любавская женская гимназия

Первое Реальное училище императора Александра II

В 1865 году было открыто Тверское кавалерийское юнкерское училище

Бестужевские курсы в Санкт- Петербурге

Подготовиться к проверочной работе по параграфам 16-17.

Подготовиться к проверочной работе по параграфам 16-17.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!