СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроках истории и обществознания»

Вещева Елена Ивановна   ,

учителя истории и обществознания

МАОУ «Посольская СОШ»


«Рефлексия на уроках истории и обществознания»


Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии

Что такое рефлексия?

Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.

Этап рефлексии на уроке является одним из главных условий создания развивающей среды. Как отмечают психологи, становление и развитие духовной жизни связано с рефлексией  Рефлексия многообразна. При выборе вида рефлексии нужно учитывать разные аспекты: цель урока, учебный материал, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учеников. Рефлексия может осуществляться на любом его этапе урока.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока:
1. Рефлексия по содержанию: символическая, устная и письменная.
2. Рефлексия по форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
3. Рефлексия по цели:
3.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
3.2. Рефлексия деятельности.
3.3.Рефлексия содержания учебного материала.
3.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Данная рефлексия устанавливает эмоциональный контакт с группой в начале или в конце деятельности.

Используемые методики

1.«Лесенка успеха»

Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось, средняя ступенька - у меня были проблемы, верхняя ступенька - мне всё удалось.

2. «Огонёк общения». Дети передают друг другу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко должен рассказать, что его порадовало или огорчило.
4. «Дерево успеха». Зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.

5. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке анонимно, все листочки кладутся в корзину, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.
5. «Для меня сегодняшний урок…» Ученики в индивидуальной карточке подчеркивают фразы, характеризующие работу ученика на уроке..
6. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…

7. Фигуры

Рефлексия интеллектуальная, учащиеся выбирают фигуру в соответствии с её значением и ставят в ячейку таблицы, соответсвующую месту за партой в классе

8. Лестница. Рефлексия понимания и осознания изученной темы. Учащиеся подписывают имя или двигают своё фото на соответственные ступени лестницы, затем ластиком стирают область под лесницей, появляется оценка

9. Шесть шляп. Рефлексия понимания, осознания изученной темы, реализованного проекта. Учащиеся "надевают" указанную учителем или выбранную ими шляпу на ковбоя и высказывают мнения по приведенным рекомендациям согласно цвету шляпы

10. «Светофор»


Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»

Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»

1

Умею

1. «Лестница успеха»(1)

Понимаю



Знаю







Прием «Лестница успеха». На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу. Вариант I. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. Вариант II. Обучающимся раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх. - Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку. - Если средне — второго оставляет в середине лестницы. - Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

12. .« Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

13. Упражнение «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (проверка домашнего задания, работа с текстом, работа с картойт. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

14. Упражнение «Маятник настроения» — отображает настроение обучающегося. Обучающимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Обучающиеся выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

15. Упражнение «Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Учитель: «Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.»

16. Необычной формой проведения рефлексии является «СМСсообщение». Типичные вопросы для проведения рефлексии: 1. Что Вы поняли при изучений данной темы? 2. Какие вопросы у Вас остались, что осталось непонятным? 3. Что было наиболее эффективным в Вашей Деятельности? 4. Как бы Вы в следующий раз смогли бы улучшить свою деятельность? 5. Что Вы сделаете по-другому в следующий раз? 6. Что у Вас вызывает наибольшую гордость? 7. Что у Вас вызвало наибольшее разочарование? 8. Насколько трудно было для Вас выполнить задание, что вызвало затруднения и почему? 9. В чем Ваши сильные стороны и недостатки? 10.В какой степени Вы смогли бы улучшить Ваше творческое задание? 11.Как Ваши индивидуальные особенности повлияли на выполнение задания? 12.Какой отметки или балла Вы заслуживаете и почему? 13.Как то, что Вы изучили, связано с другим материалом? 14.Как то, что Вы изучили, изменило Ваше представление? 15.Как то, что Вы изучили, связано с настоящим и будущим? 16.В чем нуждается Ваша последующая работа?

16. Прием «Три М». Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

17. Прием «Ленточка». В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку. - От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня? - От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?

18. Прием «Фразеологизм или пословица». Необходимо подобрать выражение, соответствующее восприятию урока. Например: - «Слышал краем уха» - «Вложил душу» - «Бил баклуши» - «Работал за троих» - «Как белка в колесе» - «Старался изо всех сил» - «Хлопал ушами» - «Просиживал штаны» - «Валял дурака» - «Трудился в поте лица» - «Шевелил мозгами» - «Считал ворон»

19. Прием ТРКМ «Синквейн». Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию. В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где: - 1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова - 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие - 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие - 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего - 5-ая строка — синоним главного слова Пример: Тема «Правление Екатерины II» 1. Екатерина. 2. Властная, целеустремленная. 3. Управляет, контролирует, влияет. 4. Россию с колен поднимает. 5. Величие.

20. Графическая рефлексия. На доске таблица со знаками: В таблице цели урока (возможно указание этапов урока). В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой

21. Кубик Блума.

Придумай, назови, почему, объясни предложи, поделись.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!