Урок родного языка
«Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
Цели. | Сформировать представление о речевом этикете. Закрепить знания о правилах ведения диалога. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Планируемый результат. |
Предметные умения | Личностные умения | Метапредметные умения |
-формулировать правила позитивного диалога, -строить диалог, используя вежливые слова. -составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета, -составлять текст на заданную тему | - возможность адекватно оценивать свою деятельность; -выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. -проявление интереса к изучению темы; — творческое отношение к составлению и оформлению высказывания | Познавательные умения: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета; — определять тему беседы и обосновывать своё мнение; — определять структуру диалога и обосновывать своё мнение; — отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога; Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — выполнять учебное действие в соответствии с правилами; - возможность формулировать цели урока; -принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные умения: — слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога; — учитывать мнение партнёра при работе в паре; - возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию; -сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач. |
Работа с пословицами
Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Без рассуждения не твори осуждения.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Умей сказать, умей и смолчать.
На добрый привет дай добрый совет.
Сначала подумай, потом скажи.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.
Чему учат нас мудрые пословицы?
О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.
Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.
Я рада приветствовать вас, доброе утро.
Определение темы урока
Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Правильно: о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.
Запишите тему урока «Особенности русского этикета»
Наша цель:
1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;
2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
Начнем с главного СЛАЙД
Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.
Работа с информацией в учебнике
А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.
1 ряд – Из истории русского этикета.
2 ряд- Ценности русского речевого этикета.
3 ряд – Речевой этикет у разных народов.
На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.
1 ряд – Из истории русского этикета.
В «Поучении Владимира Мономаха» есть такие наставления:
2 ряд - Ценности русского речевого этикета.
В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
ряд – Речевой этикет у разных народов.
Выступления учащихся
Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства.
Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.
Речевая ситуация приветствия:
Кто-ученик
Кому учителю
где в классе
когда на уроке
Творческое задание: составьте правила русского этикета
ЗАДАНИЕ 1. “Умеем ли мы здороваться?”
Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер)
Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми.
- Запишем первое правило:
1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой ситуации
2. Можно ли эти слова назвать этикетными? Почему?
“Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Привет, детка! Как дела!” (Смена определенного интонационного оформления изменила значение этикетных слов)
-Запишем второе правило:
2. При разговоре учитывай интонацию, темп и тембр голоса.
3. На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:
- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!
Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.
- Что девочка сделала неправильно?
- Почему все её осудили?
- Запишем третье правило:
3. Будь корректен.
4. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.
Какой вариант отказа ты выберешь?
Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.
О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.
(Ответ: 1 – царь рассердится на тебя и бросит в темницу;
2 – почему все-таки ты не можешь остаться? (нет причины отказа);
3 – правильный ответ.)
- Запишем четвертое правило:
4. При отказе будь особенно вежлив и убедителен.
5. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.
1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?
- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.
Твоя пословица:
2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.
- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.
Твоя пословица:
3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.
- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.
Запишем пятое правило:
5. Не скупись на добрые слова.
6. Я всегда вам говорила, что народ весь свой жизненный опыт поместил в жанрах устного народного творчества. Наша задача в данных ниже пословицах найти правила речевого поведения:
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен.
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
Рефлексия
Вот что у нас получилось:
Правила речевого поведения:
1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой ситуации
2. При разговоре учитывай интонацию, темп и тембр голоса.
3. Будь корректен.
4. При отказе будь особенно вежлив и убедителен.
5. Не скупись на добрые слова.
6. Будь искренен.
7. Не обижай собеседника.
8. Сначала подумай – потом говори.
9. Относись к слову с уважением.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- Современный речевой этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.
Хочется верить, что выведенные сегодня правила речевого поведения, останутся в ваших сердцах на всю жизнь, помогут вам в трудную минуту, сделают вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей светлее, добрее, радостнее.
«Общаясь, люди создают друг друга», - писал Д. С. Лихачев
Домашнее задание: провести исследовательскую работу «Языковой портрет студента моей группы», результаты отразить в реферате с приложениями исследований в форме диаграмм.
ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.