СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка демонстрирует один из способов применения группового проекта на занятии по предмету "Родной язык и литература". Цели занятия: 

сформировать представление о речевом этикете,

закрепить знания о правилах  ведения диалога,

научить добывать информацию и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»

Урок родного языка

«Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»


Цели.

Сформировать представление о речевом этикете.

Закрепить знания о правилах ведения диалога.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные умения

Метапредметные умения

-формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,

-составлять текст на заданную тему


- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.



  1. Работа с пословицами

Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.

Чему учат нас мудрые пословицы?

О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.

  1. Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.
Я рада приветствовать вас, доброе утро.
  1. Определение темы урока

Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно: о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.

Запишите тему урока «Особенности русского этикета»

Наша цель:

1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;

2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка


  1. Начнем с главного СЛАЙД

Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.


  1. Работа с информацией в учебнике

А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.

1 ряд – Из истории русского этикета.

2 ряд- Ценности русского речевого этикета.

3 ряд – Речевой этикет у разных народов.

На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.



1 ряд – Из истории русского этикета.


В «Поучении Владимира Мономаха» есть такие наставления:




2 ряд - Ценности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.   

  Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
     Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
     Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
     Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.


  1. ряд – Речевой этикет у разных народов.



  1. Выступления учащихся


  1. Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства.

Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.

Речевая ситуация приветствия:

Кто-ученик

Кому учителю

где в классе

когда на уроке

  1. Творческое задание: составьте правила русского этикета

ЗАДАНИЕ 1. “Умеем ли мы здороваться?”



Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер)

Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми.

- Запишем первое правило:

1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой ситуации



2. Можно ли эти слова назвать этикетными? Почему?

“Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Привет, детка! Как дела!” (Смена определенного интонационного оформления изменила значение этикетных слов)

-Запишем второе правило:

2. При разговоре учитывай интонацию, темп и тембр голоса.



3. На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:

- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!

Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.

- Что девочка сделала неправильно?

- Почему все её осудили?

- Запишем третье правило:

3. Будь корректен.



4. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.



Какой вариант отказа ты выберешь?

  • Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.

  • О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

  • Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.

(Ответ: 1 – царь рассердится на тебя и бросит в темницу;

2 – почему все-таки ты не можешь остаться? (нет причины отказа);

3 – правильный ответ.)

- Запишем четвертое правило:

4. При отказе будь особенно вежлив и убедителен.

5. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.



1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.

Твоя пословица:



2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.

- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.

Твоя пословица:



3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.

Запишем пятое правило:

5. Не скупись на добрые слова.



6. Я всегда вам говорила, что народ весь свой жизненный опыт поместил в жанрах устного народного творчества. Наша задача в данных ниже пословицах найти правила речевого поведения:

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен.

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.


  1. Рефлексия

Вот что у нас получилось:


Правила речевого поведения:

1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой ситуации

2. При разговоре учитывай интонацию, темп и тембр голоса.

3. Будь корректен.

4. При отказе будь особенно вежлив и убедителен.

5. Не скупись на добрые слова.

6. Будь искренен.

7. Не обижай собеседника.

8. Сначала подумай – потом говори.

9. Относись к слову с уважением.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

- Современный речевой этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Хочется верить, что выведенные сегодня правила речевого поведения, останутся в ваших сердцах на всю жизнь, помогут вам в трудную минуту, сделают вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей светлее, добрее, радостнее.

«Общаясь, люди создают друг друга», - писал Д. С. Лихачев


Домашнее задание: провести исследовательскую работу «Языковой портрет студента моей группы», результаты отразить в реферате с приложениями исследований в форме диаграмм.










































































ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.



ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.



ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.



ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.



ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.



ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.



ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.



ПОСЛОВИЦЫ ИЛИ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!