СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системы оценивания ФГОС на уроках технологии.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация системы оценивания ФГОС на уроках технологии.

  1. Краткая аннотация работы:

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по-иному взглянуть на возможности реализации системы оценивания ФГОС на уроках технологии с учетом их индивидуальных потребностей.    Эта работа может быть полезна в преподавании технологии и других предметов, заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение предмета.

  1. Содержание.
  2. Введение.

2.1.Универсальные учебные действия «Технология», являются:

    1. . Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
    2. . Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя.

2.4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

2.5.Особенность методики

2.6.Процесс оценивания по этапам работы.

2.7.Заключение.

Реализация системы оценивания ФГОС на уроках технологии.

  1. Краткая аннотация работы:

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по-иному взглянуть на возможности реализации системы оценивания ФГОС на уроках технологии с учетом их индивидуальных потребностей.    Эта работа может быть полезна в преподавании технологии и других предметов, заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение предмета.

  1. Содержание.
  2. Введение.

2.1.Универсальные учебные действия «Технология», являются:

    1. . Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
    2. . Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя.

2.4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

2.5.Особенность методики

2.6.Процесс оценивания по этапам работы.

2.7.Заключение

Просмотр содержимого документа
«Реализация системы оценивания ФГОС на уроках технологии.»

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя технологии (по предмету) Реализация системы оценивания ФГОС на уроках технологии.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------

З

Кривошеина Галина Вадимовна учитель технологии, МКОУ «Кузнецовская СОШ», с. Кузнецовка, Иркутская область, Братский район.

Реализация системы оценивания ФГОС на уроках технологии.

  1. Краткая аннотация работы:

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по-иному взглянуть на возможности реализации системы оценивания ФГОС на уроках технологии с учетом их индивидуальных потребностей.    Эта работа может быть полезна в преподавании технологии и других предметов, заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение предмета.

  1. Содержание.

  2. Введение.

2.1.Универсальные учебные действия «Технология», являются:

    1. . Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

    2. . Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя.

2.4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

2.5.Особенность методики.

2.6.Процесс оценивания по этапам работы.

2.7.Заключение.






«Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в самом себе».

Галилео Галилей



2.1 Введение

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса и новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Прежде всего изменился инструментарий – формы и методы оценки. Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить мета предметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания» – решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать, как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться. Предметные и метапредметные результаты по технологии.

Составляя рабочую программу по технологии, каждый учитель должен учитывать, на какой результат направлена та или иная общеобразовательная технология.

2.2.Универсальные учебные действия

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление являются:

  1. В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах, и технологиях создания объектов труда;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

  • владение кодами и методами чтения, и способами графического представления технической и технологической информации;

  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

  1. В трудовой сфере:

    • планирование технологического процесса и процесса труда;

    • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

    • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

    • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

    • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

    • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

    • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

    • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

    • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

    • выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

    • подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

    • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов; **85

    • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

    • документирование результатов труда и проектной деятельности;

    • расчет себестоимости продукта труда;

    • экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

  1. В мотивационной сфере:

    • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

    • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

    • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

    • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

    • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

    • осознание ответственности за качество результатов труда;

Предметные и метапредметные результаты по технологии.


Обобщенные результаты обучения технологии

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение:

– трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

– умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

– навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.


    • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

    • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

  1. В эстетической сфере:

    • дизайнерское проектирование технического изделия;

    • моделирование художественного оформления объекта труда;

    • разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;

    • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

    • опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

    • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

    • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

    • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;

    • публичная презентация и защита проекта технического изделия;

    • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

    • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

    1. В психофизической сфере

    • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

    • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

    • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

    • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.





2.2 Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП:

- оценивание является постоянным процессом;

- в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;

- оценивание может быть только критериальным;

критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;

оценивать можно только то, чему учат;

- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);

- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

2.3 Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.).

ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания

Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями

Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, мета предметных и предметных образовательных результатов

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

2.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает:

включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

Использование критической системы оценивания

содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

Основная сложность

работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Предлагаем познакомиться со опытом работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии в 5-х классах, которая позволяет объективно оценить работу учащихся, а также:
- учит ребёнка самому оценивать себя;
- выявляет причины снижения качества успеваемости;
- показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- воспитывает дисциплинированность;
- улучшает психологический климат на уроке.


2.5Особенностьметодики.
Традиционный урок технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этапов все учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждый ученик суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал С

Например, 5+5+5+5=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.

2.6.Процессоценивания
Разберём подробнее процесс оценивания.

На этапе проверки готовности к уроку. выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4) -5) необходимые для урока специальные материалы.

Этап повторения знаний. Можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.

На этапе проверки домашнего задания. Формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей.

Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими:

1) наличие названия работы

2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу

3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция)

4) аккуратность работы

5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета).

По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.

При проверке практической работы на уроке. Критерии оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.

Кроме оценочных листов, которые раздаю на парты в начале урока и листы с критериями, критерии практической работы записываем на доске. Так ребенок может лучше проследить, что он делает не так.
При подведении итогов в конце урока становится ясно, кто на каком этапе не доработал, то есть не набрал полное количество баллов. Ребенок сам видит над чем ему еще надо поработать, чтобы улучшить свой результат.
Самым сложным оказалось научить детей по критериям объективно оценить себя, до сих пор еще не все хорошо могут это делать самостоятельно. Но мы продолжаем над этим работать.


Оценочный лист
-------------------------------ученицы(ка)---------------------класса
Дата Готовность к уроку Домашняя работа Повторение материала Практическая работа. Итоговая оценка

Творческие проекты учащихся являются неотъемлемой частью современного образования.

 На уроках технологии, также, как и на занятиях по внеурочной деятельности очень часто встает вопрос:

-Как оценить творческую работу ученика?

Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет.

Попробуем оценить творческие работы учеников 5-х классов по внеурочной деятельности, применяя компетентностно ориентированный подход.

Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат.  Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

2.7.Заключение.

Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки и самоопределению учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы:

Критерии оценивания предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!