Реализация программы индивидуальной работы по музыкальному воспитанию с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
Пояснительная записка
Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни. Большое внимание в своей работе уделяем художественно-эстетическому развитию детей, используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности, и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети. На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год: сентябрь-октябрь и апрель-май. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень - 3, средний - 2, низкий уровень - 1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка, отследить динамику индивидуального развития. Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Для проведения диагностики по развитию музыкальных способностей детей используются методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Карта индивидуального образовательного маршрута ребёнка
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».
Фамилия, имя ребенка, возраст: Арылхан, 6 лет
Группа: старшая
Проблема: Слабый интерес к слушанию музыкальных произведений; затрудняется в определении характера и образа музыкального произведения; испытывает трудности при пении и выполнении музыкально-ритмических движений.
Цель маршрута: Развитие музыкальности, формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка.
Ожидаемые результаты:
• Ребёнок проявляет интерес к музыке
• Владеет навыками слушания музыки
• Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками
• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности
Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком
Сентябрь
«Смелый наездник» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Б. Кабалевского.
Цель: Развивать музыкальную отзывчивость. Воспитывать интерес к музыке Р.Шумана, Д.Б.Кабалевского, П.И.Чайковского.
Распевание по методике А.Евтодьевой. «Лиса и воробей»
Цель: Учить петь не напрягаясь, естественным голосом; подводить к акцентам.
«Танец с листьями», муз. А. Филиппенко, сл. А. Макшанцевой.
Цель: Учить передавать в движении характер музыки, владеть предметами.
Октябрь
«Пьеска» Р. Шумана, «Новая кукла» П. И. Чайковского.
Цель: Развивать музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера.
Упражнение «Хорошо поем»; Попевка «Жук»; Песня-марш «Барабан» Е. Тиличеевой.
Цель: Упражняться в восстановлении дыхания; развивать слуховой самоконтроль, точно передавать голосом долгие и короткие звуки.
«Прилашение», русская народная мелодия.
Цель: Учить исполнять танцы в характере музыки; чувствовать двухчастную форму.
Ноябрь
«Во поле береза стояла», русская народная песня; «Солдатский марш» Р. Шумана; «Марш» П. И. Чайковского; «Полька» С. Майкапара.
Цель: закреплять жанры музыки (марш, песня, танец), учить определять их самостоятельно.
«Элементы танцев», «Элементы хоровода», русская народная мелодия.
Цель: Учить передавать в движениях характер музыки, выдерживать темп; выполнять упражнения на мягких ногах, без напряжения.
Русская народная мелодия в обработке М. Раухвергера.
Цель: Учить запоминать последовательность танцевальных движений, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки
Декабрь
Пьеса С. Майкапара «Сказочка», музыка Т. Ломовой.
Цель: Развивать быстроту реакции на изменение характера музыки и умение передавать его в движении.
Пьеса «Январь» из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Цель: развивать умение чувствовать настроение музыкального, художественного и литературного произведений.
«Танец гусар».
Цель: Учить самостоятельно начинать и заканчивать танец с началом и окончанием музыки
Январь
Фрагмент оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – «Белка».
Цель: различать эмоциональное содержание, характер музыкальных произведений.
Украинская народная мелодия в обработке Н. Метлова.
Цель: закреплять плясовые движения.
Песня «Прибаутка» сл. Н. Френкель, муз. В. Карасевой.
Цель: Развивать голосовой аппарат, увеличивать диапазон голоса.
Февраль
«Кукушка» М. Карасева; «Кукушка» А. Аренского.
Цель: Обогащать музыкальные впечатления. Учить воспринимать пьесы контрастные и близкие по настроению; образному восприятию музыки; выделять 2-3 части, высказываться о характере.
«Элементы танцев» В. Жубинской, А. Рыбникова.
Цель: Учить двигаться под музыку в соответствии с характером, жанром; изменять характер шага с изменением громкости звучания. Учить запоминать последовательность танцевальных движений
Март
«Весною» С. Майкапара; «Весной» Э. Грига; «Утро» Э. Грига.
Цель: Учить различать настроение, чувства в музыке, средства музыкальной выразительности; различать в музыке звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка); сопоставлять образы природы, выраженные разными видами искусства.
«Пришла весна», сл. Л. Некрасовой, муз. З. Левиной.
Цель: Учить петь напевно, нежно; петь без выкриков, слитно; начало и окончание петь тише.
«Весенний хоровод», украинская народная мелодия; «Вальс», муз. Ю. Слонова.
Цель: Учить танцевать эмоционально, легко водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать вальс.
Апрель
«Танец лебедей», «Танец Феи Драже», «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Баба Яга» – пьесы С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского.
Цель: Учить различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления; узнавать знакомые музыкальные произведения по начальным тактам.
«Побегаем – отдохнем» Е. Тиличеевой; «Поскоки» Т. Ломовой.
Цель: легко скакать, как мячики; менять движения со сменой музыки.
Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку», попевка «У кота-воркота».
Цель: Учить определять на слух движение мелодии, различать долгие звуки, жанровую принадлежность песни
Май
«Песня, танец, марш» Л. Н. Комиссаровой.
Цель: Учить различать жанры музыки.
«Всадники» В. Витлина.
Цель: Выразительно передавать характерные особенности игрового образа.
Закрепление пройденного материала. Репертуар по выбору воспитанника.