СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация профориентационного минимума в образовательных организациях. Методические рекомендации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для обеспечения в Российской Федерации единых организационных и методических условий реализации профориентационного минимума. 

Просмотр содержимого документа
«Реализация профориентационного минимума в образовательных организациях. Методические рекомендации»

Реализация профориентационного минимума в образовательных организациях. Методические рекомендации

Котлярова А.П. педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ


Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации"

СЛАЙД 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПИСЬМО
от 20 марта 2023 г. N 05-848

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России направляет для учета и использования в работе доработанные методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации.

В.С.НЕУМЫВАКИН



Настоящие методические рекомендации содержат предложения по формированию системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов в общеобразовательных организациях всех субъектов Российской Федерации и предназначены для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития. Методические рекомендации включают в себя описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней. Реализация методических рекомендаций предполагает межведомственное взаимодействие. Методические рекомендации предназначены для обеспечения в Российской Федерации единых организационных и методических условий реализации профориентационного минимума. Они разработаны в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2020); Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ № Пр-328 п.1 от 23.02.2018, № Пр-2182 от 20.12.2020»; письмом Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 № 3/22); федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 в ред. от 08.11.2022) и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 в ред. от 12.08.2022); программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29.09.2022 № 7/22); примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Профориентация» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 5/22 от 25.08.2022). Методические рекомендации разработаны для всех категорий управленческих и педагогических работников, принимающих участие в реализации профориентационного минимума в субъектах РФ.

СЛАЙД 3

Оглавление Приложения Глоссарий – * ГПС * КИК «Конструктор будущего» * Педагог-навигатор

СЛАЙД 4 Цели и задачи Профориентационного минимума

Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

Задачи: • развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях; • разработка научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций; • разработка механизмов мониторинга, аналитики, верификации, валидации профориентационной деятельности, ведущейся в образовательных организациях • систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся; • подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях; • включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций ВО, компаний-работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества и пр.; • включение в профориентационную работу программы, предусматривающей поддержку обучающихся «группы риска» (с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства); • разработка механизмов мониторинга и анализа профориентационной работы, ведущейся в образовательных организациях.

СЛАЙД 5

Теоретическое обоснование и актуальность

Профориентационного минимума

Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека. При этом существующие на сегодняшний день методы и подходы к информированию обучающихся о спектре современных профессий, предпринимаемые школами и регионами меры по организации профессиональной ориентации, – недостаточны4. Как показали первые результаты проекта по профессиональной ориентации «Билет в будущее» (далее – Проекта) в 2018-2020 гг., при выборе профессии большинство обучающихся 6-11 классов российских школ демонстрируют неосознанную некомпетентность – т.е. проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального образования (СПО) или ВО при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор карьерной траектории как актуальную для себя жизненную задачу.

обучающиеся, проживающие в крупных городах и небольших населенных пунктах, имеют заведомо неодинаковые образовательные и профессиональные возможности. В крупных городах такие возможности представлены значительно шире, выше качество имеющихся услуг. На сегодняшний день это неравенство в немалой степени можно нивелировать благодаря широкому распространению образовательных и других услуг в сети Интернет. Однако для грамотной и эффективной навигации по таким ресурсам требуются специализированные умения и навыки, которые необходимо дополнительно формировать у молодежи (например, навык поиска достоверной информации). Говоря о неравных условиях для профессионального самоопределения и развития, важно упомянуть и об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью разной нозологии, вынужденных сталкиваться с еще бόльшим количеством сложностей и препятствий на пути выбора и освоения профессии. Решение всех описанных проблем может быть найдено при условии, если будет построена система профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся, в реализацию которой могут быть вовлечены не только школы, но и профессиональные образовательные организации, организации ВО, семья обучающегося, центры занятости населения, а также компании-работодатели, – т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников процесса профессиональной ориентации на каждом из этапов этого процесса. Подобная система должна включать подготовку специалистов (наставников, педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по воспитательной работе и др.), в задачу которых будет входить комплексная, целенаправленная поддержка и помощь обучающимся в профориентации, с опорой на научно подтвержденные и успешно зарекомендовавшие себя на практике подходы и инструменты профориентации. При построении профориентационной системы важно учитывать опыт внедрения региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся, не перечеркивая его и не противореча ему, а, напротив, способствуя обогащению и систематизации этих подходов. Кроме того, необходимо, чтобы построение образовательно-профессиональной траектории учитывало индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, возможности и способности, а также особенности его возраста и состояния здоровья, имеющиеся ограничения. При этом необходимо, чтобы доступ к информационным ресурсам по профессиональному самоопределению имели не только жители крупных городов России, но и обучающиеся из отдаленных и труднодоступных территорий, вне зависимости от их социального статуса и жизненного контекста. Вследствие этого обеспечение профориентационной помощи обучающимся 6-11 классов через внедрение Профориентационного минимума представляется остро актуальной задачей.


СЛАЙД 6 Важно отметить, что планирование своих профессиональных и жизненных перспектив – это дело каждого человека, проявление его стремлений и свободы выбора. В то же время человек является частью общества, и общество заинтересовано в том, чтобы каждый, видя возможности для себя, стремился к тому, чтобы участвовать в жизни общества и его развитии.


СЛАЙД 7 Рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных организациях

В целях реализации комплексной профориентационной работы в образовательных организациях РФ необходимо руководствоваться настоящими методическими рекомендациями. Профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию ГПС обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.

Целевая аудитория – обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; родители и педагоги; представители систем СПО и ВО; организации-работодатели региона. Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов – с 6-го по 11-й

Отдельная спецификация – для групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с разными нозологиями по возрастам. (с.18)


СЛАЙД 8 Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе: • базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год); • основной уровень (не менее 60 часов в год); • продвинутый уровень (не менее 80 часов в год). Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от приоритетов развития и возможностей для каждого из классов, участвующих в профориентационной работе. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен проектом «Билет в будущее» и может быть дополнен другими практиками в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:

1. Урочная деятельность. Она включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Урочная деятельность предполагает проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в т.ч. на базе учебно-производственных комплексов). Материалы: рекомендуются для использования разработки в рамках КИК «Конструктор будущего»11 или другие программы.

2. Внеурочная деятельность. Она включает: профориентационную онлайндиагностику (диагностику склонностей, диагностику ГПС); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. с демонстрацией выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»); беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры; консультации педагога и психолога; моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др. Материалы: - примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом Гуманитарных Проектов12; - примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная Институтом стратегии развития образования Российской академии образования13; - онлайн-уроки «Шоу профессий»14.

3. Воспитательная работа. Она включает: экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др. Также она включает конкурсы профориентационной направленности (в т.ч. в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проектов «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.). Воспитательная работа может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации. Материалы: рекомендуется для использования примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования15.

4. Дополнительное образование. Оно включает выбор и посещение занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся.

5. Профессиональное обучение. Оно включает выбор и обучение по программам профессионального обучения. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в т.ч. для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельность, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

6. Взаимодействие с родителями/законными представителями. В рамках такого взаимодействия проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в т.ч. о процессе профессионального самоопределения ребенка, тематические курсы (в т.ч. в формате онлайн) а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.

7. Профильные предпрофессиональные классы16. Это комплекс мероприятий из шести форм, который включает все вышеописанные форматы работы. Он предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями ВО, компаниями-работодателями. Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.

Пример почасового распределения профориентационных мероприятий, в разрезе различных форматов и с учетом уровня реализации Профориентационного минимума, приведен в Приложении 2.

СЛАЙД 9 ССЫЛКИ

СЛАЙД 10 ЖЕЛАЮ Вам

Приятного изучения «Методических рекомендаций»

и успешной «Реализации профориентационного минимума в ваших образовательных организациях.»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!