Планирование своих профессиональных и жизненных перспектив – это дело каждого человека, проявление его стремлений и свободы выбора. В то же время человек является частью общества, и общество заинтересовано в том, чтобы каждый, видя возможности для себя, стремился к тому, чтобы участвовать в жизни общества и его развитии.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Реализация профориентационного минимума в образовательных организациях. Методические рекомендации"»
«Единое образовательное пространство как механизм развития системы образования Барабинского района»
Августовская конференция
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Тенденции и механизмы повышения результативности профессиональной деятельности педагогов-психологов в образовательных организациях»
Реализация профориентационного минимума в образовательных организациях.
Методические рекомендации
Педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ
Котлярова А.П.
2023
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- ПИСЬМО от 20 марта 2023 г. N 05-848
- О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
- Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России направляет для учета и использования в работе доработанные методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации .
- В.С.НЕУМЫВАКИН
-
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МИНИМУМА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Оглавление * Приложения
- Глоссарий * ГПС * КИК «Конструктор будущего» * Педагог-навигатор
- Готовность к профессиональному самоопределению (ГПС) – способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.
- Контентно-информационный комплекс (КИК) «Конструктор будущего» – цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе платформы «Билет в будущее» (далее – Платформы) по формированию профориентационных мероприятий в классе. Контент КИК содержит в себе материалы: • вводного (мотивационного) урока; • тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 класс; • виртуальной выставки (мультимедийной экспозиции «Лаборатория будущего» в онлайн-формате); • виртуальной профпробы (практического занятия с онлайн-пробой); • рефлексивного урока.
- Педагог-навигатор (ответственный за профессиональную ориентацию обучающихся) – специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательнопрофессиональных траекторий. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования (ДО).
Цели и задачи Профориентационного минимума
- Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
- Задачи:
- • развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях; • разработка научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций; • разработка механизмов мониторинга, аналитики, верификации, валидации профориентационной деятельности, ведущейся в образовательных организациях • систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся; • подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях; • включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций ВО, компаний-работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества и пр.; • включение в профориентационную работу программы, предусматривающей поддержку обучающихся «группы риска» (с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства); • разработка механизмов мониторинга и анализа профориентационной работы, ведущейся в образовательных организациях.
Теоретическое обоснование и актуальность Профориентационного минимума
- При этом существующие на сегодняшний день методы и подходы к информированию обучающихся о спектре современных профессий, предпринимаемые школами и регионами меры по организации профессиональной ориентации, – недостаточны (4).
- *4 (Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л. Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование и рынок труда. – 2022. – № 1. – С. 88-111. )
ВАЖНО ОТМЕТИТЬ
- Планирование своих профессиональных и жизненных перспектив – это дело каждого человека, проявление его стремлений и свободы выбора. В то же время человек является частью общества, и общество заинтересовано в том, чтобы каждый, видя возможности для себя, стремился к тому, чтобы участвовать в жизни общества и его развитии.
Рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных организациях
- В целях реализации комплексной профориентационной работы в образовательных организациях РФ необходимо руководствоваться настоящими методическими рекомендациями. Профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию ГПС обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.
- Целевая аудитория – обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; родители и педагоги; представители систем СПО и ВО; организации-работодатели региона. Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов – с 6-го по 11-й.
- Отдельная спецификация – для групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
- • базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
- • основной уровень (не менее 60 часов в год);
- • продвинутый уровень (не менее 80 часов в год).
- Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от приоритетов развития и возможностей для каждого из классов, участвующих в профориентационной работе. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен проектом «Билет в будущее» и может быть дополнен другими практиками в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
- Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
- 1. Урочная деятельность. 2. Внеурочная деятельность. 3. Воспитательная работа.
- 4. Дополнительное образование. 5. Профессиональное обучение. 6. Взаимодействие с родителями/законными представителями. 7. Профильные предпрофессиональные классы
ССЫЛКИ в методических рекомендациях
- См. раздел для обучающихся на платформе «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/catalog
См. раздел для зарегистрированных педагогов на платформе «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/auth
Подробнее см. https://fgosreestr.ru/uploads/files/c4a2e9751d11f1b441b6782d19d6fc6b.pdf Подробнее см. https://fgosreestr.ru/uploads/files/585ed674246c3bbee5011437bbe72f52.pdf Подробнее см. https://шоупрофессий.рф/
Подробнее см. https://fgosreestr.ru/uploads/files/22fe797a18bd6d7c0048d80e0a69cfe1.pdf
На платформе «Билет в будущее» в разделе «Для педагогов» выложены описания лучших практик
ЖЕЛАЮ Вам
Приятного изучения « Методических рекомендаций»
и успешной «Реализации профориентационного минимума в ваших образовательных организациях.»