СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС НОО ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования вступил в силу с 01.09.2016 г. (далее ФГОС НОО). Он представляет собой совокупность обязательных требований к условиям реализации и результатам освоения адаптированных основных образовательных программ (далее - АООП НОО) для различных категорий и групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС НОО ОВЗ»


Реализация ФГОС НОО ОВЗ

обучающихся с нарушением зрения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования вступил в силу с 01.09.2016 г. (далее ФГОС НОО). Он представляет собой совокупность обязательных требований к условиям реализации и результатам освоения адаптированных основных образовательных программ (далее - АООП НОО) для различных категорий и групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для слепых обучающихся (4 варианта):

вариант 3.1- 4 года; вариант 3.2- 5 лет; вариант 3.3 – 5 лет; вариант 3.4 - 5 лет, в данном варианте для обучающихся организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Для слабовидящих обучающихся (3 варианта):

вариант 4.1.- 4 года; вариант 4.2 -5 лет; вариант 4.3 -5 лет.

Дети, обучающиеся по вариантам 3.1, 4.1, как правило, обучаются по инклюзии. Обучающиеся, которые попадают в наше образовательное учреждение, обучаются 5 лет, учитывая увеличенный срок начального образования, за счет введения первого или четвертого дополнительного класса.

Так как мы только начали освоение ФГОС НОО, было принято решение добавить четвертый дополнительный класс. В начале обучения дети идут достаточно ровно, а вот к 3 - 4 классам темы усложняются, более наглядными становятся пробелы в знаниях, поэтому мы считаем целесообразнее использовать 4–й дополнительный класс.

Так как мы только начали освоение ФГОС НОО, было принято решение добавить четвертый дополнительный класс. В начале обучения дети идут достаточно ровно, а вот к 3-4 классам темы усложняются, более наглядными становятся пробелы в знаниях, поэтому мы считаем целесообразным использовать 4-й дополнительный класс.

Главной целью ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

  • В ходе организации образования детей рассматриваемой категории, основополагающим становится учёт их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Реализуя требования стандарта и АООП НОО ОВЗ в практической деятельности, хочется отметить определенные положительные аспекты:

  1. Разработка и использование адаптированных образовательных программ (АОП) и специальных индивидуальных программ развития (СИПР).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС НОО.

Учащийся с нарушенным зрением и с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой или глубокой степени), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АОП (вариант 3.3, 4.3), либо он испытывает существенные трудности в её освоении получает возможность обучаться по СИПРу (вариант 3.4), где учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, тем самым обеспечивая комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, что позволяет создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе и профилактику возникновения вторичных нарушений развития.

  1. Увеличение сроков обучения.

Увеличение сроков обучения позволяет детям, не прошедшим организованного дошкольного обучения, а также детям с выраженным психическим недоразвитием создать необходимые условия, обеспечивающие достижение обучающимися планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

  1. Принцип инклюзивного образования.

Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

  1. Создание портфолио.

Целью портфолио для учащихся с нарушениями зрения и умственной отсталостью является сбор, систематизация и фиксация результатов развития ученика, его усилий, достижений в различных областях, демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способностей практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся с ОВЗ и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися с ОВЗ в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Определенными проблемами введения ФГОС НОО ОВЗ обучающихся с нарушениями зрения и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можем отнести:

1) Синхронизация всех действий образовательного процесса (варианты 3.3, 4.3, 3.4).

В классе обучаются дети, имеющие разную зрительную патологию (слепые и слабовидящие), а также с сопутствующими интеллектуальными нарушениями в связи с этим на уроках возникают сложности в преподавании двух (и даже трех) тем урока и разных методик одновременно.

Одновременная реализация адаптированной основной образовательной программы и специальной индивидуальной программы развития ребёнка на уроке представляет для педагога сложность, заключающуюся в том, что слепые и слабовидящие обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) требуют постоянного внимания со стороны взрослого, сопровождения их в ежедневных бытовых ситуациях. Дети полностью зависимы от педагога.

Дети с ОВЗ более других нуждаются во внимании, индивидуальном подходе, неоднократном повторении инструкции к выполнению задания, частого контроля со стороны учителя. В связи с этим приходится более внимательно подходить к построению структуры урока, чтобы уделить достаточно времени каждому учащемуся и использовать формы работы, направленные на развитие как навыков самостоятельной работы, так и коллективной деятельности.

2) Неправильное понимание родителями своих прав на участие в образовательном процессе:

Родители неадекватно воспринимают своего ребёнка в образовательном процессе (реальные возможности ребенка не соответствуют представлениям родителей о его способностях).

«Представляют» себя в роли учителя («навязывают» свои рекомендации по обучению, не имея, педагогического образования) и переносят свои родительские обязанности по воспитанию своего ребенка на учителя и образовательное учреждение в целом.

Кроме того, для выполнения определенных видов работ (например, проектная деятельность), участие родителей просто необходимо. Некоторые родители не уделяют достаточного внимания этим моментам, многие дети редко бывают дома (т.к. живут в интернате). Поэтому зачастую организовать работу над проектом бывает сложно.

3) Отсутствие единых диагностических методик обработки и оценки результатов обучения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Педагоги нашей школы постоянно черпают материал из опыта питерских и липецких коллег, но не всегда этого бывает достаточно.

Те диагностические материалы, которые используют учителя массовых школ, нами перерабатываются, подстраиваются под требования АООП, индивидуальные возможности каждого ребенка. Поэтому пока используемые нами диагностические материалы не упорядочены.

На сегодняшний день тема внедрения ФГОС НОО с ОВЗ остается актуальной и требует дальнейших исследований и доработок.

На наш взгляд, учитывая вышеперечисленные требования и условия к организации образовательного процесса обучения детей с глубоким нарушением зрения, в ближайшей перспективе организовать достойные условия обучения данной категории обучающихся в бывших массовых школах практически невозможно по ряду объективных причин: кадры, материально-технические средства. Финансы и т.д.

Вместе с тем открываются возможности более эффективной реализации у организаций, обеспеченных опытными и квалифицированными кадрами в тифлопедагогической области (например, специальные школы, в которых обучаются слепые и слабовидящие дети). Данные организации могли бы стать ресурсными центрами по оказанию методической и консультативной помощи в обучении детей с глубоким нарушением зрения, а также выполнять малотиражную печать рельефно-точечным шрифтом Брайля.

6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!