СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реакции ионного обмена

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реакции ионного обмена»

Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания

Тип урока: Урок новых знаний

Вид урока: Проблемно-исследовательский

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.


Задачи:

Образовательные: Актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений.

Развивающие: Продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.

 Воспитательные: Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.

 Метод обучения:  частично-поисковый.

Ход работы:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке! Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова:


Три пути ведут к знанию:

Путь размышления –самый благородный,

Путь подражания – самый легкий,

И путь опыта –это самый горький!


Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня мы должны, ребята, применять полученные знания по теме ТЭД


2.Фронтальная беседа:

1.Какие вещества относятся к электролитам? Приведите примеры

2. Какие вещества относятся к неэлектролитам? Приведите примеры.

3.Ребята перед вами задания (слайд . Из приведенного перечня веществ одной чертой подчеркните , пожалуйста, электролиты, двумя –неэлектролиты.


3.Изучение нового материала. (Объяснение учителя. 15 мин)

До сих пор мы рассматривали процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде, сегодня мы рассмотрим .когда в растворе присутствуют два электролита.

Мы с вами знакомы с реакциями обмена. До изучения ТЭД реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований, солей. Теперь известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы. Отсюда следует логический вывод.. Реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.

Как вы думаете , как будет звучать тема нашего урока?(слайд 3)

Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 4):

При сливании некоторых растворов электролитов реакция протекают, а некоторых случаях нет. По каким признакам можно судить о протекании реакций?

Открываем тетради и пишем сегодняшнюю дату и тему урока

Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

  • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)

  • если выделяется газ

  • если образуется вода

рассматриваем первое условие, когда образуется осадок:

Лабораторная работа№1

Выполняем лабораторную работу и заполняем таблицу.


Исходные вещества

Признаки реакций

Уравнения реакций

Выводы





1 группа: Взаимодействие растворов гидрокида натрия и сульфата меди (II) (образуется осадок гидроксида меди (II) (Слайд 5)

2 группа: Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты (Образуется газ) ) (Слайд 6)

3 группа: Взаимодействие растворов гидроксида натрия и азотная кислота (образуется вода) ) (Слайд 7)




4.Физкультминутка (2 мин)



(Слайд 8) Для реакций ионного обмена составляют  полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают :

  • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);

  • оксиды;

  • воду;

  • газы

Рассмотрим первое уравнение, когда образуется осадок.(Слайд 9)

CuSO4+2NaOH→Cu(OH)2+Na2SO4

5. Закрепление изученного материала (20 мин)

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.



Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2  HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Проверка задания 3 (слайд ):

H2SO4 + Ba(OH)2   BaSO  + 2H2O

Слайд №

Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

Проверка задания 4 (слайд 18):

Cu(OH)2 + H2SO4   CuSO4 + 2H2O

Слайд №

Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились... И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода... Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго... А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

Проверка задания 5 (слайд 20):

BаСО3 + 2HCl   BaCl2 + H2O + CO2 

Вывод урока.


Рефлексия

«я» - как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой.

«мы»- насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе.

«дело» - достиг ли я цели обучения , в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!