СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - практикум по теме: "Реакции ионного обмена и условия их протекания", 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на изучение условий протекания реакций ионного обмена и правил составления реакций ионного обмена в молекулярном и ионных видах

Просмотр содержимого документа
«МОЙ Конспект урока по РИО»

Подробный конспект образовательного мероприятия


Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Минакова Алла Петровна

Должность

Учитель химии

Образовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №44»

Город/поселение

Г. Курск

Предмет

химия

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа

9 А класс, общеобразовательный

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия


«Реакции ионного обмена и условия их протекания»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы

исследование с использованием элементов проблемной ситуации

Формы организации работы обучающихся

Работа в парах, индивидуальная

Цели урока/ занятия/ мероприятия


Углубить изучение реакции обмена, заложенные в курсе 8 класса; сформировать понятие необратимых реакций ионного обмена. Выяснить условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов до конца.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия


Образовательные:

  1. повторить типы химических реакций, признаки их протекания;

  2. формировать знания о реакциях ионного обмена, протекающих с образованием конечного продукта;

  3. формировать умения составления полного и сокращенного ионного уравнений на основе молекулярного;

Воспитательные:

  1. воспитание активной личности: умения проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, быть коммуникативным;

  2. активизация познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации;

  3. способствование формирования коммуникативных способностей учащихся;

  4. создание ситуации успеха.

  5. воспитывать толерантные отношения в группе, классе.

Развивающие:

  1. развитие мышления, речи, творческих способностей, познавательного интереса к предмету;

  2. развитие навыков работы с химическими реактивами; соблюдая правила безопасной работы с ними;

  3. развитие умения выдвигать гипотезы, анализировать полученные результаты, делать выводы.

  4. развивать умение логично излагать свою точку зрения;

  5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку;

  6. развивать умение получать информацию, в том числе и с помощью информационных технологий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия


Учащиеся должны знать:

·  Обратимые и необратимые реакции обмена.

·  Правила составления ионных уравнений реакций .

·  Правила Бертолле. 

·  Признаки химических реакций обмена.   

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять ионные уравнения реакции на основе молекулярных.

  • Пользоваться таблицей растворимости кислот, солей и оснований.

  • Проводить лабораторный опыт.

Должно появиться в тетрадях ученика(цы):

· Уравнения реакций ионного обмена.

· Правила составления ионных уравнений реакций

· Наблюдения по демонстрационным опытам.


Основные понятия и термины урока:

Ионы, катионы, анионы, электролит, ионное уравнение реакции, правило Бертолле.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Молекулярное уравнение реакции обмена, полное ионное уравнение реакции обмена, сокращенное уравнение реакции обмена, правило составление ионных уравнений, признаки реакций обмена.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Мультимедийный проектор, учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия 9», М.:Просвещение, 2010-13 г. г., таблица растворимости кислот, солей оснований, инструктивная карта урока, рабочая тетрадь.

Реактивы: карбонат натрия, хлорид бария, хлорид калия, нитрат натрия, сульфат меди (II), соляная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин.

Оборудование: пробирки, лабораторный штатив.



Технологическая карта урока


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

УУД, которые формируются на данном этапе

Ключевые компетентности, которые формируются на данном этапе урока

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Настраиваются на урок



2. Актуализация знаний












Конспект урока.

I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний.

-Скажите, ребята, какую тему мы начали изучать с вами на прошлых уроках? (Теория электролитической диссоциации)

-А кто из ученых внес наибольший вклад в создание ТЭД? (Шведский ученый С. Аррениус)

-Сегодняшний урок мы с вами начнем с письма этого великого ученого к вам, потомкам 21 века

«Дорогие ученики ! Приветствую вас на любимом мною уроке химии. Я жил и сделал свое открытие о диссоциации веществ в конце 19 века, за этот труд получил Нобелевскую премию. Признаюсь вам, что это было нелегко. Мне очень интересно, как потомки в 21 веке понимают процессы диссоциации. Поэтому предлагаю разрешить следующие противоречия:

1) Почему между сухими солями ВаСl2 и Na2SO4 нет реакции, а между их растворами реакция идет?

2) Почему нет реакции между растворами NaOH и КNО3?

Буду рад всем вашим мыслям и идеям! Успехов в изучении науки!»

-Прежде чем мы попытаемся найти ответы на вопросы С. Аррениуса, давайте выясним, какого типа реакции предлагает рассмотреть нам ученый? (Реакции обмена)

-Как и любые другие реакции, реакции обмена характеризуются определенными признаками, давайте их вспомним.

(Выпадение осадка, выделение газа, образование воды).

- До изучения ТЭД реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. Теперь вам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует логический вывод. Реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.

-Как можно объяснить с позиции ТЭД отсутствие реакции между сухими солями? (В сухом состоянии электролиты не образуют ионы)

-Но почему же тогда не происходит реакция между растворами гидроксида натрия и нитрата калия? Ведь оба эти вещества являются сильными электролитами, значит в растворе они практически полностью распадаются на ионы. На этот вопрос и некоторые другие нам и предстоит ответить на сегодняшнем уроке. Но так мы выяснили, что реакции обмена идут между ионами, то такие реакции называют ионными, а уравнения их описывающие – ионными уравнениями.


Обучающиеся записывают определение ионных уравнений.

Реакции  между ионами называют  ионными   реакциями, а уравнения таких  реакций  –  ионными  уравнениями.


III. Целеполагание.

-Давайте с вами попробуем сформулировать цель нашего урока. (Научиться проводить и записывать реакции ионного обмена)


IV. Изучение нового материала.


СТАДИЯ «ВЫЗОВА»


-В изучении реакций ионного обмена особый след оставил другой великий французский ученый – Клод Луи Бертолле.

-Скажите, кому-нибудь из вас знакомо это имя? (-В честь этого ученого названа бертолетова соль, которую он впервые получил)

-Верно. Из всех хлоратов бертолетова соль находит самое широкое применение. Она используется в производстве красителей, спичек (делают горючее вещество спичечной головки, сырьем является увлажненный хлорат калия по ТУ 6-18-24-84), фейерверков, дезинфицирующих средств, диоксида хлора. Из-за высокой опасности составов с хлоратом калия они практически не применяются в производстве взрывчатых веществ для промышленных и военных целей. Очень редко хлорат калия применяется в качестве инициирующего взрывчатого вещества. Иногда используется в пиротехнике, в результате получают цветнопламенные составы. Раньше соль применяли в медицине: слабые растворы этого вещества (KClO3) некоторое время применялись как антисептик для наружного полоскания горла. Соль в начале 20 века использовали для получения кислорода в лабораторных условиях, но из-за опасности экспериментов они были прекращены.


-Бертолле изучал условия протекания реакций ионного обмена и вывел три правила при которых эти реакции идут до конца.

Реакции ионного обмена идут до конца при условии:

  1. Выпадения осадка в ходе реакции

  2. Выделении газа.

  3. Образовании малодиссоциирующего вещества, например, воды.

-Теперь вы можете приступить к выполнению экспериментальной части нашего урока.

         СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

-Перед началом работы внимательно прочтите все рекомендации по выполнению эксперимента и правила ТБ

Экспериментальная часть.

Эксперимент №1.

В пустую пробирку налить около 1 мл раствора карбоната натрия и прилить к нему такое же количество соляной кислоты.

-Что наблюдали? -Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №2.

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте к раствору 1 каплю фенолфталеина и около 1 мл раствора соляной кислоты.

-Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №3.

  1. -В пробирку налейте 1 мл хлорида бария и добавьте к нему такое же количество сульфата натрия. Запишите свои наблюдения в таблицу.

  2. -В пробирку налейте 1 мл сульфата меди и добавьте к нему несколько капель NaOH. Запишите свои наблюдения в таблицу.

  3. --В пробирку налейте 1 мл хлорида железа (III) добавьте к нему несколько капель NaOH. Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №4.

-Четвертый эксперимент мы проведем с реактивами, предложенными С. Аррениусом.

- В пробирку налейте 1 мл нитрата калия и добавьте к нему несколько капель NaOH. Запишите свои наблюдения в таблицу.


-Почему в последнем опыте вы не увидели никаких изменений, давайте разберемся, составив уравнения проведенных реакций ионного обмена.


Учитель знакомит обучающихся с алгоритмом составления реакций ионного обмена

Правила: 

  1. Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

  2. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

  3. Если малорастворимое вещество образуется в результате  реакции , то при записи  ионного  уравнения его считают нерастворимым.

  4. Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.



Алгоритм составления  ионного  уравнения  реакции 

Пример

 

1. Записать молекулярное уравнение реакции.

2. С помощью таблицы растворимости определить

    растворимость каждого вещества.

 

3. Составить полное  ионное 

    уравнение.

 

4. Составить сокращенное ионное  уравнение

    (найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа)

Оставшиеся ионы выписать в сокращенное ионное уравнение.

    

 

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl+H2O+CO2

    Р              Р               Р                 

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl+H2O+CO2

Оксиды не электролиты и на ионы не расписываются  

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl-+ H2O+CO2

 

 

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl-+ H2O+CO2



CO32- + 2H+= H2O+CO2


Пользуясь алгоритмом обучающиеся записывают ионные уравнения проделанных реакций, делают выводы.


- Так почему же вы не увидели никаких изменений в последнем эксперименте? (Потому что эта реакция не протекает до конца, т.к. в ней не соблюдается ни одно из правил Бертолле)

V. Рефлексия.




1.На уроке я работал


активно / не очень/пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

интересным / не интересным

4.Материал урока мне был

понятен / не понятен

5. Полученные на уроке знания

Пригодятся/ не пригодятся в повседневной жизни

6.Мое настроение



















VI. Домашнее задание.


Творческие задачи.


  1. Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

  2. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая снежная крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.

  3. Для улучшения внешнего вида жемчужин их помещают в раствор кислоты. Верхний потускневший или поцарапанный слой растворяется, и открывается свежий, блестящий слой. Предложите кислоту для осуществления этого процесса. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, зная, что жемчуг на 86% состоит из карбоната кальция.















Материал для отработки темы

В молекулярном уравнение – расставьте коэффициенты. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакции. Укажите причину протекания каждой реакции

Вариант 1, 11, 21

1. KCl+AgNO3→KNO3+AgCl

2. NaOH+FeCl2→Fe(OH)2+NaCl

3. K2CO3+HNO3→KNO3+H2O+CO2

4. Ca(OH)2+H2SO4→CaSO4+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 2, 12, 22

1. NaOH+HNO3→NaNO3+H2O

2. KOH+Fe(NO3)2→Fe(OH)2+KNO3

3. Na2CO3+HCl→NaCl+H2O+CO2

4. Ba(OH)2+HNO3→Ba(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH+NaCl

Вариант 3, 13, 23

1. KCl+Pb(NO3)2→KNO3+PbCl2

2. NaOH+CuCl2→Cu(OH)2+NaCl

3. K2CO3+HCl→KCl+H2O+CO2

4. NaOH+H2SO4→Na2SO4+H2О

5. HCl+K2SO4→KCl+H2SO4

Вариант 4, 14, 24

1. KOH+H2SO4→K2SO4+H2O

2. KOH+Zn(NO3)2→Zn(OH)2+NaNO3

3. Na2SO3+HCl→NaCl+H2O+SO2

4. KOH+HNO3→KNO3+H2O

5. KOH+NaCl→NaOH+KCl

Вариант 5, 15, 25

1 Na2SO4+BaCl2→BaSO4+NaCl

2. NaOH+AlCl3→Al(OH)3+NaCl

3. K2SO3+HNO3→KNO3+H2O+SO2

4. Ca(OH)2+H2SO4→CaSO4+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 6, 16, 26

1. KOH+HNO3→NaNO3+H2O

2. KOH+Al(NO3)3→Al(OH)3+KNO3

3. K2CO3+HCl→NaCl+H2O+CO2

4. Ca(OH)2+HNO3→Ca(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH+NaCl

Вариант 7, 17

1. CuCl2+Pb(NO3)2→Cu(NO3)2+PbCl2

2. NaOH+ZnCl2→Zn(OH)2+NaCl

3. CaCO3+HCl→CaCl2+H2O+CO2

4. KOH+H2SO4→K2SO4+H2О

5. HCl+K2SO4→KCl+H2SO4

Вариант 8, 18

1. NaOH+H2SO4→Na2SO4+H2O

2. KOH+Cu(NO3)2→Cu(OH)2+NaNO3

3. K2SO3+HCl→KCl+H2O+SO2

4. NaOH+HNO3→KNO3+H2O

5. KOH+NaCl→NaOH+KCl

Вариант 9, 19

1. H2SO4+BaCl2→BaSO4+HCl

2. KOH+AlCl3→Al(OH)3+KCl

3. Na2SO3+HCl→NaCl+H2O+SO2

4. Ca(OH)2+HNO3→Ca(NO3)2+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 10, 20

1. KOH+H2SO4→K2SO4+H2O

2. KOH+Fe(NO3)3→Fe(OH)3+KNO3

3. K2CO3+HNO3→NaNO3+H2O+CO2

4. Ba(OH)2+HNO3→Ba(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH




Просмотр содержимого документа
«рабочий лист 1 группы»

Рабочий лист урока (I группа)


Ученика (цы) ___ класса ___________________________________________

(фамилия, имя)

Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания





Девиз урока: «Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать»

                                                                                                       И. В. Гете


Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель: познакомиться с условиями протекания реакций ионного обмена, научиться записывать уравнения этих реакций.

Правила техники безопасности: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой!

Реакции  между ионами называют  ______________________________, а уравнения таких  реакций  –  ____________________________________



Эксперимент №1.

В пустую пробирку налить около 1 мл раствора карбоната калия и прилить к нему такое же количество соляной кислоты.

-Что наблюдали? Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №3.

В пробирку налейте 1 мл хлорида бария и добавьте к нему такое же количество сульфата натрия. Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №2.

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте к раствору 1 каплю фенолфталеина и около 1 мл раствора соляной кислоты.

-Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №4.

В пробирку налейте 1 мл нитрата калия и добавьте к нему несколько капель NaOH. Запишите свои наблюдения в таблицу.




Номер эксперимента

Наблюдения

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

Выводы































Алгоритм составления  ионного  уравнения  реакции 

Пример

 1. Записать молекулярное уравнение реакции.

2. С помощью таблицы растворимости определить

    растворимость каждого вещества.

3. Составить полное  ионное  уравнение 

 4. Найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа

5. Оставшиеся ионы выписать в сокращенное ионное уравнение.

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl+H2O+CO2

  Р              Р               Р                 

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl-+ H2O+CO2  

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl-+ H2O+CO2

CO32- + 2H+= H2O+CO2


Правила: 

  1. Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

  2. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

  3. Если малорастворимое вещество образуется в результате  реакции , то при записи  ионного  уравнения его считают нерастворимым.

  4. Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.

Домашнее задание. Творческие задачи. §


1. Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.


2. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая снежная крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.


3. Для улучшения внешнего вида жемчужин их помещают в раствор кислоты. Верхний потускневший или поцарапанный слой растворяется, и открывается свежий, блестящий слой. Предложите кислоту для осуществления этого процесса. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, зная, что жемчуг на 86% состоит из карбоната кальция.


2. В молекулярном уравнение –расставьте коэффициенты. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакции. Укажите причину протекания каждой реакции


Вариант 1, 11, 21

1. KCl+AgNO3→KNO3+AgCl

2. NaOH+FeCl2→Fe(OH)2+NaCl

3. K2CO3+HNO3→KNO3+H2O+CO2

4. Ca(OH)2+H2SO4→CaSO4+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 2, 12, 22

1. NaOH+HNO3→NaNO3+H2O

2. KOH+Fe(NO3)2→Fe(OH)2+KNO3

3. Na2CO3+HCl→NaCl+H2O+CO2

4. Ba(OH)2+HNO3→Ba(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH+NaCl

Вариант 9, 19

1. H2SO4+BaCl2→BaSO4+HCl

2. KOH+AlCl3→Al(OH)3+KCl

3. Na2SO3+HCl→NaCl+H2O+SO2

4. Ca(OH)2+HNO3→Ca(NO3)2+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 6, 16, 26

1. KOH+HNO3NaNO3+H2O

2. KOH+Al(NO3)3→Al(OH)3+KNO3

3. K2CO3+HCl→NaCl+H2O+CO2

4. Ca(OH)2+HNO3→Ca(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH+NaCl

Вариант 3, 13, 23

1. KCl+Pb(NO3)2KNO3+PbCl2

2. NaOH+CuCl2→Cu(OH)2+NaCl

3. K2CO3+HCl→KCl+H2O+CO2

4. NaOH+H2SO4→Na2SO4+H2О

5. HCl+K2SO4→KCl+H2SO4

Вариант 4, 14, 24

1. KOH+H2SO4→K2SO4+H2O

2. KOH+Zn(NO3)2→Zn(OH)2+NaNO3

3. Na2SO3+HCl→NaCl+H2O+SO2

4. KOH+HNO3→KNO3+H2O

5. KOH+NaCl→NaOH+KCl

Вариант 10, 20

1. KOH+H2SO4→K2SO4+H2O

2. KOH+Fe(NO3)3→Fe(OH)3+KNO3

3. K2CO3+HNO3→NaNO3+H2O+CO2

4. Ba(OH)2+HNO3→Ba(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH

Вариант 8, 18

1. NaOH+H2SO4→Na2SO4+H2O

2. KOH+Cu(NO3)2→Cu(OH)2+NaNO3

3. K2SO3+HCl→KCl+H2O+SO2

4. NaOH+HNO3→KNO3+H2O

5. KOH+NaCl→NaOH+KCl


Вариант 5, 15, 25

1. Na2SO4+BaCl2→BaSO4+NaCl

2. NaOH+AlCl3→Al(OH)3+NaCl

3. K2SO3+HNO3→KNO3+H2O+SO2

4. Ca(OH)2+H2SO4→CaSO4+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 7, 17

1. CuCl2+Pb(NO3)2→Cu(NO3)2+PbCl2

2. NaOH+ZnCl2→Zn(OH)2+NaCl

3. CaCO3+HCl→CaCl2+H2O+CO2

4. KOH+H2SO4→K2SO4+H2О

5. HCl+K2SO4→KCl+H2SO4



РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТА

Продолжите фразу….

  1. Цель, поставленная в начале урока, была мною достигнута/не совсем/ не достигнута

  2. На уроке мне было интересно, потому что….

  3. На уроке мне больше всего запомнилось... 

  4. Меня удивило то, что...

  5. На уроке я не очень разобрался…

  6. Хотелось бы уточнить у учителя….

  7. Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...




Просмотр содержимого документа
«рабочий лист 3 группы»

Рабочий лист урока (III группа)


Ученика (цы) ___ класса ___________________________________________

(фамилия, имя)

Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания





Девиз урока: «Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать»

                                                                                                       И. В. Гете


Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель: познакомиться с условиями протекания реакций ионного обмена, научиться записывать уравнения этих реакций.

Правила техники безопасности: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой!

Реакции  между ионами называют  ______________________________, а уравнения таких  реакций  –  ____________________________________



Эксперимент №1.

В пустую пробирку налить около 1 мл раствора карбоната калия и прилить к нему такое же количество соляной кислоты.

-Что наблюдали? Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №3.

В пробирку налейте 1 мл хлорида железа (III) добавьте к нему несколько капель NaOH. Запишите свои наблюдения в таблицу

Эксперимент №2.

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте к раствору 1 каплю фенолфталеина и около 1 мл раствора соляной кислоты.

-Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №4.

В пробирку налейте 1 мл нитрата калия и добавьте к нему несколько капель NaOH. Запишите свои наблюдения в таблицу.




Номер эксперимента

Наблюдения

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

Выводы































Алгоритм составления  ионного  уравнения  реакции 

Пример

 1. Записать молекулярное уравнение реакции.

2. С помощью таблицы растворимости определить

    растворимость каждого вещества.

3. Составить полное  ионное  уравнение 

 4. Найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа

5. Оставшиеся ионы выписать в сокращенное ионное уравнение.

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl+H2O+CO2

  Р              Р               Р                 

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl-+ H2O+CO2  

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl-+ H2O+CO2

CO32- + 2H+= H2O+CO2


Правила: 

  1. Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

  2. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

  3. Если малорастворимое вещество образуется в результате  реакции , то при записи  ионного  уравнения его считают нерастворимым.

  4. Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.

Домашнее задание. Творческие задачи. §


1. Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.


2. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая снежная крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.


3. Для улучшения внешнего вида жемчужин их помещают в раствор кислоты. Верхний потускневший или поцарапанный слой растворяется, и открывается свежий, блестящий слой. Предложите кислоту для осуществления этого процесса. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, зная, что жемчуг на 86% состоит из карбоната кальция.


В молекулярном уравнение –расставьте коэффициенты. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакции. Укажите причину протекания каждой реакции


Вариант 1, 11, 21

1. KCl+AgNO3→KNO3+AgCl

2. NaOH+FeCl2→Fe(OH)2+NaCl

3. K2CO3+HNO3→KNO3+H2O+CO2

4. Ca(OH)2+H2SO4→CaSO4+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 2, 12, 22

1. NaOH+HNO3→NaNO3+H2O

2. KOH+Fe(NO3)2→Fe(OH)2+KNO3

3. Na2CO3+HCl→NaCl+H2O+CO2

4. Ba(OH)2+HNO3→Ba(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH+NaCl

Вариант 9, 19

1. H2SO4+BaCl2→BaSO4+HCl

2. KOH+AlCl3→Al(OH)3+KCl

3. Na2SO3+HCl→NaCl+H2O+SO2

4. Ca(OH)2+HNO3→Ca(NO3)2+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 6, 16, 26

1. KOH+HNO3NaNO3+H2O

2. KOH+Al(NO3)3→Al(OH)3+KNO3

3. K2CO3+HCl→NaCl+H2O+CO2

4. Ca(OH)2+HNO3→Ca(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH+NaCl

Вариант 3, 13, 23

1. KCl+Pb(NO3)2KNO3+PbCl2

2. NaOH+CuCl2→Cu(OH)2+NaCl

3. K2CO3+HCl→KCl+H2O+CO2

4. NaOH+H2SO4→Na2SO4+H2О

5. HCl+K2SO4→KCl+H2SO4

Вариант 4, 14, 24

1. KOH+H2SO4→K2SO4+H2O

2. KOH+Zn(NO3)2→Zn(OH)2+NaNO3

3. Na2SO3+HCl→NaCl+H2O+SO2

4. KOH+HNO3→KNO3+H2O

5. KOH+NaCl→NaOH+KCl

Вариант 10, 20

1. KOH+H2SO4→K2SO4+H2O

2. KOH+Fe(NO3)3→Fe(OH)3+KNO3

3. K2CO3+HNO3→NaNO3+H2O+CO2

4. Ba(OH)2+HNO3→Ba(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH

Вариант 8, 18

1. NaOH+H2SO4→Na2SO4+H2O

2. KOH+Cu(NO3)2→Cu(OH)2+NaNO3

3. K2SO3+HCl→KCl+H2O+SO2

4. NaOH+HNO3→KNO3+H2O

5. KOH+NaCl→NaOH+KCl


Вариант 5, 15, 25

1. Na2SO4+BaCl2→BaSO4+NaCl

2. NaOH+AlCl3→Al(OH)3+NaCl

3. K2SO3+HNO3→KNO3+H2O+SO2

4. Ca(OH)2+H2SO4→CaSO4+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 7, 17

1. CuCl2+Pb(NO3)2→Cu(NO3)2+PbCl2

2. NaOH+ZnCl2→Zn(OH)2+NaCl

3. CaCO3+HCl→CaCl2+H2O+CO2

4. KOH+H2SO4→K2SO4+H2О

5. HCl+K2SO4→KCl+H2SO4



РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТА

Продолжите фразу….

  1. Цель, поставленная в начале урока, была мною достигнута/не совсем/ не достигнута

  2. На уроке мне было интересно, потому что….

  3. На уроке мне больше всего запомнилось... 

  4. Меня удивило то, что...

  5. На уроке я не очень разобрался…

  6. Хотелось бы уточнить у учителя….

  7. Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...




Просмотр содержимого документа
«рабочий лист2 группы -»

Рабочий лист урока (II группа)


Ученика (цы) ___ класса ___________________________________________

(фамилия, имя)

Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания





Девиз урока: «Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать»

                                                                                                       И. В. Гете


Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель: познакомиться с условиями протекания реакций ионного обмена, научиться записывать уравнения этих реакций.

Правила техники безопасности: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой!

Реакции  между ионами называют  ______________________________, а уравнения таких  реакций  –  ____________________________________



Эксперимент №1.

В пустую пробирку налить около 1 мл раствора карбоната калия и прилить к нему такое же количество соляной кислоты.

-Что наблюдали? Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №3.

В пробирку налейте 1 мл сульфата меди и добавьте к нему несколько капель NaOH. Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №2.

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте к раствору 1 каплю фенолфталеина и около 1 мл раствора соляной кислоты.

-Запишите свои наблюдения в таблицу.

Эксперимент №4.

В пробирку налейте 1 мл нитрата калия и добавьте к нему несколько капель NaOH. Запишите свои наблюдения в таблицу.




Номер эксперимента

Наблюдения

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

Выводы































Алгоритм составления  ионного  уравнения  реакции 

Пример

 1. Записать молекулярное уравнение реакции.

2. С помощью таблицы растворимости определить

    растворимость каждого вещества.

3. Составить полное  ионное  уравнение 

 4. Найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа

5. Оставшиеся ионы выписать в сокращенное ионное уравнение.

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl+H2O+CO2

  Р              Р               Р                 

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl-+ H2O+CO2  

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl-+ H2O+CO2

CO32- + 2H+= H2O+CO2


Правила: 

  1. Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

  2. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

  3. Если малорастворимое вещество образуется в результате  реакции , то при записи  ионного  уравнения его считают нерастворимым.

  4. Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.

Домашнее задание. Творческие задачи. §


1. Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.


2. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая снежная крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.


3. Для улучшения внешнего вида жемчужин их помещают в раствор кислоты. Верхний потускневший или поцарапанный слой растворяется, и открывается свежий, блестящий слой. Предложите кислоту для осуществления этого процесса. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, зная, что жемчуг на 86% состоит из карбоната кальция.


В молекулярном уравнение –расставьте коэффициенты. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакции. Укажите причину протекания каждой реакции


Вариант 1, 11, 21

1. KCl+AgNO3→KNO3+AgCl

2. NaOH+FeCl2→Fe(OH)2+NaCl

3. K2CO3+HNO3→KNO3+H2O+CO2

4. Ca(OH)2+H2SO4→CaSO4+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 2, 12, 22

1. NaOH+HNO3→NaNO3+H2O

2. KOH+Fe(NO3)2→Fe(OH)2+KNO3

3. Na2CO3+HCl→NaCl+H2O+CO2

4. Ba(OH)2+HNO3→Ba(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH+NaCl

Вариант 9, 19

1. H2SO4+BaCl2→BaSO4+HCl

2. KOH+AlCl3→Al(OH)3+KCl

3. Na2SO3+HCl→NaCl+H2O+SO2

4. Ca(OH)2+HNO3→Ca(NO3)2+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 6, 16, 26

1. KOH+HNO3NaNO3+H2O

2. KOH+Al(NO3)3→Al(OH)3+KNO3

3. K2CO3+HCl→NaCl+H2O+CO2

4. Ca(OH)2+HNO3→Ca(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH+NaCl

Вариант 3, 13, 23

1. KCl+Pb(NO3)2KNO3+PbCl2

2. NaOH+CuCl2→Cu(OH)2+NaCl

3. K2CO3+HCl→KCl+H2O+CO2

4. NaOH+H2SO4→Na2SO4+H2О

5. HCl+K2SO4→KCl+H2SO4

Вариант 4, 14, 24

1. KOH+H2SO4→K2SO4+H2O

2. KOH+Zn(NO3)2→Zn(OH)2+NaNO3

3. Na2SO3+HCl→NaCl+H2O+SO2

4. KOH+HNO3→KNO3+H2O

5. KOH+NaCl→NaOH+KCl

Вариант 10, 20

1. KOH+H2SO4→K2SO4+H2O

2. KOH+Fe(NO3)3→Fe(OH)3+KNO3

3. K2CO3+HNO3→NaNO3+H2O+CO2

4. Ba(OH)2+HNO3→Ba(NO3)2+H2O

5. NaOH+KCl→KOH

Вариант 8, 18

1. NaOH+H2SO4→Na2SO4+H2O

2. KOH+Cu(NO3)2→Cu(OH)2+NaNO3

3. K2SO3+HCl→KCl+H2O+SO2

4. NaOH+HNO3→KNO3+H2O

5. KOH+NaCl→NaOH+KCl


Вариант 5, 15, 25

1. Na2SO4+BaCl2→BaSO4+NaCl

2. NaOH+AlCl3→Al(OH)3+NaCl

3. K2SO3+HNO3→KNO3+H2O+SO2

4. Ca(OH)2+H2SO4→CaSO4+H2О

5. HCl+Na2SO4→NaCl+H2SO4

Вариант 7, 17

1. CuCl2+Pb(NO3)2→Cu(NO3)2+PbCl2

2. NaOH+ZnCl2→Zn(OH)2+NaCl

3. CaCO3+HCl→CaCl2+H2O+CO2

4. KOH+H2SO4→K2SO4+H2О

5. HCl+K2SO4→KCl+H2SO4



РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТА

Продолжите фразу….

  1. Цель, поставленная в начале урока, была мною достигнута/не совсем/ не достигнута

  2. На уроке мне было интересно, потому что….

  3. На уроке мне больше всего запомнилось... 

  4. Меня удивило то, что...

  5. На уроке я не очень разобрался…

  6. Хотелось бы уточнить у учителя….

  7. Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...




Просмотр содержимого презентации
«РИО к моему уроку»

Реакции ионного обмена и условия их протекания

Реакции ионного обмена и условия их протекания

За разработку теории электролитической диссоциации  Сванте Аррениусу была присуждена Нобелевская премия 1903 года.

За разработку теории электролитической диссоциации Сванте Аррениусу была присуждена Нобелевская премия 1903 года.

« Дорогие ученики ! Приветствую вас на любимом мною уроке химии. Я жил и сделал свое открытие о диссоциации веществ в конце 19 века, за этот труд получил Нобелевскую премию. Признаюсь вам, что это было нелегко. Мне очень интересно, как потомки в 21 веке понимают процессы диссоциации. Поэтому предлагаю разрешить следующие противоречия: 1) Почему между сухими солями ВаСl 2  и Na 2 SO 4 нет реакции, а между их растворами реакция идет? 2) Почему нет реакции между растворами NaOH и КNО 3 ? Буду рад всем вашим мыслям и идеям! Успехов в изучении науки!»

« Дорогие ученики !

Приветствую вас на любимом мною уроке химии. Я жил и сделал свое открытие о диссоциации веществ в конце 19 века, за этот труд получил Нобелевскую премию. Признаюсь вам, что это было нелегко. Мне очень интересно, как потомки в 21 веке понимают процессы диссоциации. Поэтому предлагаю разрешить следующие противоречия:

1) Почему между сухими солями ВаСl 2 и Na 2 SO 4 нет реакции, а между их растворами реакция идет?

2) Почему нет реакции между растворами NaOH и КNО 3 ?

Буду рад всем вашим мыслям и идеям! Успехов в изучении науки!»

     Французский химик Клод-Луи Бертолле  (1748-1822) был коллегой и соратником Лавуазье, доктором медицины и лейб-медиком при дворе герцога Орлеанского, членом Парижской академии наук, правительственным инспектором государственных красильных фабрик, смотрителем монетного двора и, наконец, научным консультантом Наполеона.   Клод Луи Бертолле

    Французский химик Клод-Луи Бертолле (1748-1822) был коллегой и соратником Лавуазье, доктором медицины и лейб-медиком при дворе герцога Орлеанского, членом Парижской академии наук, правительственным инспектором государственных красильных фабрик, смотрителем монетного двора и, наконец, научным консультантом Наполеона.

Клод Луи Бертолле

Большинство химических реакций протекает в растворах, растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами. Реакции между ионами называют ионными реакциями , а уравнения их описывающие – ионными уравнениями

Большинство химических реакций протекает в растворах, растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами.

Реакции между ионами называют ионными реакциями , а уравнения их описывающие – ионными уравнениями

Правила Бертолле Реакции ионного обмена протекают до конца, если в результате:  Выпадает осадок  2) Выделяется газ 3) Образуется малодиссоциирующее вещество

Правила Бертолле

Реакции ионного обмена протекают до конца, если в результате:

  • Выпадает осадок

2) Выделяется газ

3) Образуется малодиссоциирующее вещество

Правила:  

Правила:  

  • Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.
  • Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.
  • Если малорастворимое вещество образуется в результате  реакции , то при записи  ионного  уравнения его считают нерастворимым.
  • Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.
Алгоритм составления  ионного  уравнения  реакции     Пример  Записать молекулярное уравнение реакции .  Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl+H 2 O+CO 2 2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества .         Р              Р               Р                   3. Составить полное  ионное   Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl+H 2 O+CO 2     уравнение.     4. Составить сокращенное ионное  уравнение 2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - +H 2 O+CO 2   (найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа)   5. Оставшиеся ионы выписать в сокращенное ионное уравнение.   2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - + H 2 O+CO 2       CO 3 2- + 2H + = H 2 O+CO 2

Алгоритм составления  ионного  уравнения  реакции  

 

Пример

  • Записать молекулярное уравнение реакции .

Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl+H 2 O+CO 2

2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества .

 

 

   Р              Р               Р                  

3. Составить полное  ионное 

Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl+H 2 O+CO 2

    уравнение.

 

4. Составить сокращенное ионное  уравнение

2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - +H 2 O+CO 2

  (найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа)

 

5. Оставшиеся ионы выписать в сокращенное ионное уравнение.

 

2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - + H 2 O+CO 2

    

CO 3 2- + 2H + = H 2 O+CO 2

Почему же вы не увидели никаких изменений в последнем эксперименте? Na Na + OH - K + NO 3 -

Почему же вы не увидели никаких изменений в последнем эксперименте?

Na

Na +

OH -

K +

NO 3 -

Не является электролитом 1) хлорид натрия  2) глюкоза 3) уксусная кислота  4) соляная кислота Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе 1) хлорида калия 2) нитрата алюминия 3) серной кислоты 4) ортофосфорной кислоты Одновременно существовать в водном растворе не могут ионы 1) Сu 2+ и ОН -   3) Zn 2+ и NO 3 -  2) Ba 2+ и Cl-   4) Fe 2+ и SO 4 2–  Реакция соляной кислоты с нитратом серебра протекает до конца, потому что соляная кислота – сильный электролит 2) нитрат серебра является солью 3) в ходе реакции выделилось газообразное вещество 4) хлорид серебра - нерастворимое вещество Одновременно не могут находиться в растворе ионы группы
  • Не является электролитом

1) хлорид натрия 2) глюкоза

3) уксусная кислота 4) соляная кислота

  • Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе

1) хлорида калия 2) нитрата алюминия

3) серной кислоты 4) ортофосфорной кислоты

  • Одновременно существовать в водном растворе не могут ионы

1) Сu 2+ и ОН - 3) Zn 2+ и NO 3 -

2) Ba 2+ и Cl- 4) Fe 2+ и SO 4 2–

  • Реакция соляной кислоты с нитратом серебра протекает до конца, потому что
  • соляная кислота – сильный электролит

2) нитрат серебра является солью

3) в ходе реакции выделилось газообразное вещество

4) хлорид серебра - нерастворимое вещество

  • Одновременно не могут находиться в растворе ионы группы

1) К + , Н + , NO 3 - , SO 4 2- 3) Na + , Са 2+ , Cl - , NO 3 -

2) Ва 2+ , Ag + , ОН - , Cl - 4) Mg 2+ , K + , Вr-, С1-

Творческие задачи . Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде .  2. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая снежная крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей. 3. Для улучшения внешнего вида жемчужин их помещают в раствор кислоты. Верхний потускневший или поцарапанный слой растворяется, и открывается свежий, блестящий слой. Предложите кислоту для осуществления этого процесса. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, зная, что жемчуг на 86% состоит из карбоната кальция.

Творческие задачи .

  • Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде .

2. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая снежная крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.

3. Для улучшения внешнего вида жемчужин их помещают в раствор кислоты. Верхний потускневший или поцарапанный слой растворяется, и открывается свежий, блестящий слой. Предложите кислоту для осуществления этого процесса. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, зная, что жемчуг на 86% состоит из карбоната кальция.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!