СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реакции ионного обмена

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выяснить, в каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца.

Просмотр содержимого документа
«Реакции ионного обмена»

Тема: Реакции ионного обмена в водных растворах.


Цель: Выяснить, в каких случаях реакции ионного обмена идут до конца.


Задачи: Показать учащимся взаимосвязь теории и практики, значение обратимых и необратимых реакций в жизни человека;

Развивать умения и навыки учащихся по написанию молекулярных и ионных уравнений реакций;

Развивать практические умения и навыки учащихся в проведении химического эксперимента. Выяснить на опытах условия протекания необратимых реакций.


Методы и методические приемы:

Наглядно-практические: демонстрация, , лабораторный опыт, составление уравнений реакций в молекулярном и ионном виде, работа с таблицей растворимости.

Эвристический: беседа, создание проблемной ситуации.

Работа в группах: решение проблемной ситуации.

Оборудование: штативы с пробирками, образцы различных растворов, применяемых в быту и медицине, образцы минеральных вод.

Наборы реактивов: хлорид железа (III), гидроксид натрия, гидроксид кальция; хлорид натрия и кальция, карбонат натрия, растворы соляной и серной кислот, сульфат меди, фенолфталеин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Вызов.

1. Мотивация.

Эпиграф.“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни ты сама жизнь” (А.С. Экзюпери)

-Почему мы начинаем наш урок с этих слов о воде, ведь в теме не упоминается об этом веществе?

Вода - самое распространенное богатство земного шара и величайший в мире химик. Без ее участия не обходится ни один природный процесс: будь то образование новой горной породы, нового минерала или сложнейшая биохимическая реакция, протекающая в организме растения или животного. Химикам в лаборатории нечего было бы делать без воды. Чтобы заставить многие вещества вступать в реакцию, их прежде всего надо перевести в раствор. Для приготовления растворов необходима вода, так как она растворяет многие органические и неорганические вещества. Растворы применяются в быту, медицине, промышленности, сельском хозяйстве.

Ключевые слова: (демонстрационный стол) Минеральная вода, физиологический раствор,уксус, аммиак.

-Что их объединяет? (Растворы электролитов)

Объявление темы. Постановка целей. ( Цели написаны на информационных листах. Чтение целей, их обсуждение, возможно, дополнение)

2.Актуализация изученного материала.

-Выполнение тестовых заданий по изученной теме: «Электролитическая диссоциация»

-Самопроверка. Анализ ошибок.

  1. Осмысление.

Работа в группах.

  1. Ознакомление с заданиями. Инструктаж по ПБ.

  2. Выполнение лабораторного опыта. Составление уравнений реакций.

  3. Отчет групп. Запись уравнений на доске. Взаимообучение.

  4. Вывод о возможности протекания реакций в растворах электролитов.

Физкультминутка “ Дождь”.

Ученикам предлагается игра. Разучиваются движения: для учащихся первого ряда - щелканье пальцами, для учащихся второго ряда - потирание ладонями, для учащихся третьего ряда похлопывание по коленкам и все вместе топанье ногами. Затем по команде учителя начинает выполнять движения сначала первый ряд, затем к ним присоединяется постепенно второй, а затем и третий ряд, потом все вместе топаем. Завершение выполнения движений происходит постепенно в обратном направлении: сначала прекращают топать, затем хлопать, затем потирать ладонями, затем щелкать пальцами. При этом создается звук, ассоциирующийся с шумом дождя.

  1. Закрепление.

1. Изучение состава минеральной воды.

Ассистент раздает бутылки газированной воды.

-Учитель дает задание каждой команде изучить этикетки и записать ионы, содержащиеся в данных минеральных водах. Составить формулы солей, содержащихся в растворе.

-Происходят ли реакции ионного обмена в живых организмах? (Реакции ионного обмена происходят в живых организмах, т. к. в организме присутствуют различные ионы.)

Делается вывод о том, что ионы, содержащиеся в минеральных водах присутствуют в крови человека.

2.Практическое определение ионного состава минеральных вод.

- На каждой бутылке приклеен стикер, на котором указан тот ион, наличие которого необходимо качественно определить в составе данного образца воды. ( Cl- SO42- Ca2+ Mg2+ )

- Проведите качественную реакцию на обнаружение данного иона и составте сокращенное ионное уравнение.

Делается вывод о том, что ионный состав минеральной воды можно исследовать с помощью качественных реакций даже в условиях школьной лаборатории.

3. Дегустация минеральных вод.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Вывод по уроку:

Реакции ионного обмена идут до конца:


--если в результате реакции выпадает осадок;


-- если в результате реакции образуется газообразное вещество;


-- если в результате реакции образуется малодиссоциируемое вещество, например, вода.

Рефлексия:

На доске закрепляются трафареты яблок трех цветов –оранжевое – зрелое, в корзине, желтое, почти дозревшее и зеленое – незрелое. На столе у учеников в стаканчике полоски такого же цвета.

- Выберите и опустите в чистую пробирку полоску такого цвета, которая отражает уровень зрелости ваших знаний по изученной теме.



Приложение 1

Тема урока: Реакции ионного обмена в водных растворах.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь” (А.С. Экзюпери)

Цель урока: Исследование возможности протекания реакций ионного обмена.

Задачи: Развивать практические умения и навыки в проведении химического эксперимента.

В ходе эксперимента выяснить, в каких случаях реакции ионного обмена идут до конца.

Совершенствовать умения и навыки по написанию молекулярных и ионных уравнений реакций.

Рассмотреть взаимосвязь теории и практики, значение обратимых и необратимых реакций в жизни человека.

Учиться сотрудничать в группах и самостоятельно работать с тестами.


Оборудование и реактивы: растворы соляной серной кислоты, гидроксидов натрия и кальция, хлорида кальция, карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата меди, индикаторы, химическая посуда, этикетки минеральных вод.

План работы:

  1. Выполнение теста. Самопроверка.

  2. Работа в группах. Отчет о проделанной работе.

  3. Закрепление:

1. Задание для соседей. 2. Ионный состав минеральных вод.

  1. Итоги урока.

Соблюдайте правила безопасности!


Задания.


Группа№1

  1. Рассмотрите возможность протекания реакций между растворами гидроксида кальция и соляной кислотой. Что надо использовать для визуального наблюдения протекания реакции?

Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном (полном и сокращенном) виде.

Группа№2

  1. Рассмотрите возможность протекания реакций между растворами хлорида кальция и карбоната натрия.

Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном (полном и сокращенном) виде.



Группа№3

  1. Рассмотрите возможность протекания реакций между растворами карбоната натрия и серной кислотой.

Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном (полном и сокращенном) виде.



Группа№4

  1. Рассмотрите возможность протекания реакций между растворами сульфата меди и хлорида натрия.

Почему так происходит? Объясните наблюдение.

С каким их веществ среди предложенных будет реагировать сульфат меди (II)?

Проведите и оставьте уравнение реакции в молекулярном и ионном (полном и сокращенном) виде.


Приложение2

Тест

Вариант 1

  1. Выберите катионы:

а) OH-, б)Mg2+, в)Н+, г)Сl-.

  1. Атомы Na отличаются от ионов Na+:

а) массой; б)электронным строением; в) зарядом ядра; г)свойствами

  1. Выберите вещества, имеющие ковалентную полярную связь:

а) HCl б)NaCl в) Ca(OH)2 г) H2O

  1. Выберите сильные электролиты:

а) H2S б) H2SO3 в) H2SO4 г) Н2О

  1. Какие вещества при диссоциации образуют катионы металла?

а) Кислоты; б) оксиды; в) соли; г) основания

  1. Формула вещества, образующего при диссоциации сульфид-ионы:

а) Na2S; б) SO3; в) Na2SO3; г) BaSO4

  1. Сколько моль ионов образуется при диссоциации 1 моль CaCl2?

а) 1 б)2 в)3 г)4

  1. Какие факторы повышают степень диссоциации угольной кислоты:

а)нагревание б) разбавление в) добавление CO2 г)охлаждение


Тест

Вариант 1

  1. Выберите анионы:

а) Н+, б)S2-, в)Fe2+, г)OH-.

  1. Атомы Cl отличаются от ионов Cl- :

а) массой; б) зарядом ядра; в)строением внешнего электронного слоя;

г) химическими свойствами.

  1. Выберите вещества, имеющие ионную связь:

а) Na2SO4 б)HNO3 в)KOH г) H2O

  1. Выберите слабые электролиты:

а) NaOH б) H2О в)NaCl г) H2CO3

  1. Какие вещества при диссоциации образуют катионы водорода?

а) Кислоты; б) основания; в) соли; г) оксиды;

  1. Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы:

а) Na2S; б) SO2; в) Na2SO3; г) СuSO4

  1. Сколько моль ионов образуется при диссоциации 1 моль Na3PO4?

а) 5 б) 4 в) 3 г) 2

  1. Как сместить равновесие диссоциации уксусной кислоты вправо

CH3COOH ↔CH3COO- + H+

а) добавить уксусной кислоты б) добавить воды в) добавить соляной кислоты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!