Уроки психологии ВНИМАНИЕ
Педагог-психолог ОГКОУ д/д Планета
Булаев С.В.
Познавательные процессы – это психологические процессы, обеспечивающие познание окружающего мира, функции приема, хранения и переработки информации. К этим процессам относятся память, внимание, ощущения, воображение, мышление, восприятие.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, выделение его из общего числа объектов.
Понятие «фигуры» и «фона».
Виды внимания:
Непроизвольное - является самым древним видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Причина непроизвольного внимания всегда лежит в окружающей среде: сильный раздражитель (хлопок), внутреннее состояние (голод), общая направленность личности (автолюбитель).
Произвольное - управляется сознательной целью, сознательными устремлениями. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Иногда этот вид внимания называют еще волевым, активным или преднамеренным.
Послепроизвольное - сначала было произвольным, вызванным волевым усилием, а потом - в силу эмоциональной значимости деятельности - перестало быть произвольным и не требует уже волевых усилий, то есть стало как бы непроизвольным.
Свойства внимания:
Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.
Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
Объём внимания может быть расширен путём тщательного изучения объектов в той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объём внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации.
- Устойчивость — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.
- Переключаемость – сознательное изменение направления сознания с одного предмета на другой. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершённое и незавершённое) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.
Тестовое задание
Попробуйте одновременно чертить треугольники вершинами вверх и вниз и прибавлять к получившемуся числу 139.
Еще одно задание.
Будьте внимательны у вас всего
3 секунды!!!
Вспомните какая цифра в какой геометрической фигуре находилась.
Расстройства внимания:
Апрозексия или рассеянность - рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным ; при первом варианте наблюдается у дошкольников, астенических больных; рассеянность за счет высокой интенсивности и трудной переключаемости активного внимания характерна некоторым ученым, больным эпилепсией, паранойей; рассеянность, связанная с низким уровнем интенсивности и трудной переключаемостью активного внимания типична для стариков, для больных церебральным атеросклерозом.
Патологическая истощаемость активного внимания характеризуется быстрой сменой активного внимания пассивным и преобладанием последнего, а также доминированием внешнего внимания, уменьшением интенсивности и устойчивости активного внимания. Она часто сочетается с неустойчивостью и снижением работоспособности, с переживанием чувства усталости, слабости, сонливости, с падением продуктивности и снижением темпа работы, с нарастанием количества ошибок в процессе выполнения даже простых заданий. Наблюдается патологическая истощаемость активного внимания при утомлении, неврозах, астенических синдромах различной этиологии последствия черепно-мозговой травмы.
- Патологическое сужение внимания выражается в невозможности одновременного удержания и продуктивного оперирования комплексом раздражителей в уме. Сужение внимания выражается в забывчивости, рассеянности, неучете всего комплекса обстоятельств. При отвлечении в разговоре больные сразу же теряют и не могут восстановить нить беседы. Наблюдается в старости, при астеническом синдроме, при церебральном атеросклерозе, травматической церебрастении, инфекционных психозах, при деменции.
- Патологическая устойчивость (тугоподвижность, прилипаемость) внимания сочетается обычно с сужением его объема. Проявляется она чрезмерной застреваемостью больных в беседе на тех или иных образах, представлениях, ощущениях с затруднением в переключении на новые раздражители, новую тему беседы, деятельности. Наблюдается при эпилепсии, энцефалитах, мозговом атеросклерозе, отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы, при депрессивном и ипохондрическом синдромах. При адинамической форме эпидемического энцефалита наблюдается скованность внимания (активного и пассивного) с невозможностью его переключения на другие объекты как одно из проявлений паркинсонической общей психической и моторной брадифрении.
Патологическая отвлекаемость –частая смена его направленности, необоснованное ни ситуацией, ни мотивом сменяется объект и внимания и вид деятельности связанный с этим объектом.
Где в нашей жизни важно хорошо развитое внимание?
Везде где отвлекаемость может привести к трагедии: профессия летчика, космонавта, машиниста поезда, хирурга (особенно нейрохирурга).
В науке где важна наблюдательность: физика, астрономия и тд.
В психологии и психотерапии – например при лечении депрессии (одна из сторон которой – это патологическая сосредоточенность на негативных сторонах жизни).
Методы развития внимания:
- - привычка наблюдать;
- - развитие своей воли;
- - специальные упражнения (графический диктант, игра индейцев);
- - вычисления и другие действия в уме.