СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Писхологические упражнения и игры на развитие внимания.

Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания»

Уроки психологии   ВНИМАНИЕ     Педагог-психолог ОГКОУ д/д Планета  Булаев С.В.

Уроки психологии ВНИМАНИЕ

Педагог-психолог ОГКОУ д/д Планета

Булаев С.В.

Познавательные процессы – это психологические процессы, обеспечивающие познание окружающего мира, функции приема, хранения и переработки информации. К этим процессам относятся память, внимание, ощущения, воображение, мышление, восприятие.

Познавательные процессы – это психологические процессы, обеспечивающие познание окружающего мира, функции приема, хранения и переработки информации. К этим процессам относятся память, внимание, ощущения, воображение, мышление, восприятие.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, выделение его из общего числа объектов. Понятие «фигуры» и «фона».

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, выделение его из общего числа объектов.

Понятие «фигуры» и «фона».

Что вы видите?
  • Что вы видите?
А сейчас?
  • А сейчас?
Виды внимания: Непроизвольное - является самым древним видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Причина непроизвольного внимания всегда лежит в окружающей среде: сильный раздражитель (хлопок), внутреннее состояние (голод), общая направленность личности (автолюбитель). Произвольное - управляется сознательной целью, сознательными устремлениями. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Иногда этот вид внимания называют еще волевым, активным или преднамеренным. Послепроизвольное - сначала было произвольным, вызванным волевым усилием, а потом - в силу эмоциональной значимости деятельности - перестало быть произвольным и не требует уже волевых усилий, то есть стало как бы непроизвольным.

Виды внимания:

Непроизвольное - является самым древним видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Причина непроизвольного внимания всегда лежит в окружающей среде: сильный раздражитель (хлопок), внутреннее состояние (голод), общая направленность личности (автолюбитель).

Произвольное - управляется сознательной целью, сознательными устремлениями. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Иногда этот вид внимания называют еще волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное - сначала было произвольным, вызванным волевым усилием, а потом - в силу эмоциональной значимости деятельности - перестало быть произвольным и не требует уже волевых усилий, то есть стало как бы непроизвольным.

Свойства внимания: Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Объём внимания может быть расширен путём тщательного изучения объектов в той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объём внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации.

Свойства внимания:

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.

Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Объём внимания может быть расширен путём тщательного изучения объектов в той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объём внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации.

Устойчивость — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них. Переключаемость – сознательное изменение направления сознания с одного предмета на другой. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершённое и незавершённое) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
  • Устойчивость — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.
  • Переключаемость – сознательное изменение направления сознания с одного предмета на другой. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершённое и незавершённое) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. Тестовое задание Попробуйте одновременно чертить треугольники вершинами вверх и вниз и прибавлять к получившемуся числу 139.

Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

Тестовое задание

Попробуйте одновременно чертить треугольники вершинами вверх и вниз и прибавлять к получившемуся числу 139.

Еще одно задание. Будьте внимательны у вас всего 3 секунды!!!

Еще одно задание.

Будьте внимательны у вас всего

3 секунды!!!

Вспомните какая цифра в какой геометрической фигуре находилась.

Вспомните какая цифра в какой геометрической фигуре находилась.

Расстройства внимания: Апрозексия или рассеянность - рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным ; при первом варианте наблюдается у дошкольников, астенических больных; рассеянность за счет высокой интенсивности и трудной переключаемости активного внимания характерна некоторым ученым, больным эпилепсией, паранойей; рассеянность, связанная с низким уровнем интенсивности и трудной переключаемостью активного внимания типична для стариков, для больных церебральным атеросклерозом.

Расстройства внимания:

Апрозексия или рассеянность - рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным ; при первом варианте наблюдается у дошкольников, астенических больных; рассеянность за счет высокой интенсивности и трудной переключаемости активного внимания характерна некоторым ученым, больным эпилепсией, паранойей; рассеянность, связанная с низким уровнем интенсивности и трудной переключаемостью активного внимания типична для стариков, для больных церебральным атеросклерозом.

Патологическая истощаемость активного внимания характеризуется быстрой сменой активного внимания пассивным и преобладанием последнего, а также доминированием внешнего внимания, уменьшением интенсивности и устойчивости активного внимания. Она часто сочетается с неустойчивостью и снижением работоспособности, с переживанием чувства усталости, слабости, сонливости, с падением продуктивности и снижением темпа работы, с нарастанием количества ошибок в процессе выполнения даже простых заданий. Наблюдается патологическая истощаемость активного внимания при утомлении, неврозах, астенических синдромах различной этиологии последствия черепно-мозговой травмы.

Патологическая истощаемость активного внимания характеризуется быстрой сменой активного внимания пассивным и преобладанием последнего, а также доминированием внешнего внимания, уменьшением интенсивности и устойчивости активного внимания. Она часто сочетается с неустойчивостью и снижением работоспособности, с переживанием чувства усталости, слабости, сонливости, с падением продуктивности и снижением темпа работы, с нарастанием количества ошибок в процессе выполнения даже простых заданий. Наблюдается патологическая истощаемость активного внимания при утомлении, неврозах, астенических синдромах различной этиологии последствия черепно-мозговой травмы.

Патологическое сужение внимания выражается в невозможности одновременного удержания и продуктивного оперирования комплексом раздражителей в уме. Сужение внимания выражается в забывчивости, рассеянности, неучете всего комплекса обстоятельств. При отвлечении в разговоре больные сразу же теряют и не могут восстановить нить беседы. Наблюдается в старости, при астеническом синдроме, при церебральном атеросклерозе, травматической церебрастении, инфекционных психозах, при деменции.
  • Патологическое сужение внимания выражается в невозможности одновременного удержания и продуктивного оперирования комплексом раздражителей в уме. Сужение внимания выражается в забывчивости, рассеянности, неучете всего комплекса обстоятельств. При отвлечении в разговоре больные сразу же теряют и не могут восстановить нить беседы. Наблюдается в старости, при астеническом синдроме, при церебральном атеросклерозе, травматической церебрастении, инфекционных психозах, при деменции.
Патологическая устойчивость (тугоподвижность, прилипаемость) внимания сочетается обычно с сужением его объема. Проявляется она чрезмерной застреваемостью больных в беседе на тех или иных образах, представлениях, ощущениях с затруднением в переключении на новые раздражители, новую тему беседы, деятельности. Наблюдается при эпилепсии, энцефалитах, мозговом атеросклерозе, отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы, при депрессивном и ипохондрическом синдромах. При адинамической форме эпидемического энцефалита наблюдается скованность внимания (активного и пассивного) с невозможностью его переключения на другие объекты как одно из проявлений паркинсонической общей психической и моторной брадифрении.
  • Патологическая устойчивость (тугоподвижность, прилипаемость) внимания сочетается обычно с сужением его объема. Проявляется она чрезмерной застреваемостью больных в беседе на тех или иных образах, представлениях, ощущениях с затруднением в переключении на новые раздражители, новую тему беседы, деятельности. Наблюдается при эпилепсии, энцефалитах, мозговом атеросклерозе, отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы, при депрессивном и ипохондрическом синдромах. При адинамической форме эпидемического энцефалита наблюдается скованность внимания (активного и пассивного) с невозможностью его переключения на другие объекты как одно из проявлений паркинсонической общей психической и моторной брадифрении.
Патологическая отвлекаемость –частая смена его направленности, необоснованное ни ситуацией, ни мотивом сменяется объект и внимания и вид деятельности связанный с этим объектом.

Патологическая отвлекаемость –частая смена его направленности, необоснованное ни ситуацией, ни мотивом сменяется объект и внимания и вид деятельности связанный с этим объектом.

Где в нашей жизни важно хорошо развитое внимание?

Где в нашей жизни важно хорошо развитое внимание?

Везде где отвлекаемость может привести к трагедии: профессия летчика, космонавта, машиниста поезда, хирурга (особенно нейрохирурга). В науке где важна наблюдательность: физика, астрономия и тд. В психологии и психотерапии – например при лечении депрессии (одна из сторон которой – это патологическая сосредоточенность на негативных сторонах жизни).

Везде где отвлекаемость может привести к трагедии: профессия летчика, космонавта, машиниста поезда, хирурга (особенно нейрохирурга).

В науке где важна наблюдательность: физика, астрономия и тд.

В психологии и психотерапии – например при лечении депрессии (одна из сторон которой – это патологическая сосредоточенность на негативных сторонах жизни).

Методы развития внимания: - привычка наблюдать; - развитие своей воли; - специальные упражнения (графический диктант, игра индейцев); - вычисления и другие действия в уме.

Методы развития внимания:

  • - привычка наблюдать;
  • - развитие своей воли;
  • - специальные упражнения (графический диктант, игра индейцев);
  • - вычисления и другие действия в уме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!