Структурные элементы | Содержание |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Уберите лишнее с парты, на уроке нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш и цветные карандаши. А сейчас сядут те, чье имя начинается на букву А, теперь сядут те, чье имя начинается на букву К, а сейчас сядет те, чье имя начинается на букву Д и те, чье имя начинается на букву М. Теперь сядут девочки, а сейчас мальчики. Поднимите руку, кто сел первыми, чье имя начинается на букву А. Как вас зовут? С какой буквы вы будете писать свое имя? Послушайте внимательно стихотворение, чтобы без затруднения ответить на дальнейшие мои вопросы. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак! В каких строчках заключена главная мысль этого стихотворения? Сегодня на уроке мы подведем итог тому, какие слова пишутся с большой буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте еще раз то, что мы обязаны замечать всегда. | настрой на урок, проверка готовности к уроку ответы детей (с большой буквы) слушают стихотворение Ответы детей (Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело) Ответы детей (Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города.) |
2. Минутка чистописания | (На слайде) М (Мила, Миля, Маша, Маня) Т (Тома, Тима, Толя, Таня) Н (Надя, Нюра Неля, Нина) А (Ада, Аля, Ася, Аня, ) Л (Лена, Лёня, Лиина, Лида) Какая буква пропущена в каждом столбике? Какие слова получились? Прочитайте их. Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Запишите в строчку только большую букву. А какие буквы мы запишем? Запишите и повторите чередование этих букв. | Ответы детей (М, Т, Н, А, Л) Один ученик читает вслух получившиеся слова. Записывают число, классная работа Ответ детей (М, Т, Н, А, Л) |
3. Словарная работа | (На слайде) Прочитайте слова. Давайте разберем орфограммы. Весело – безударная гласная е, проверяемая ударением (весёлый) Воробей – безударная гласная о, которая не проверяется, т.е. следует запомнить. Безударная гласная о, проверяемая ударением (воробушек). Мороз – безударная гласная о, которая не проверяется. Собака - безударная гласная о, которая не проверяется. Рябина – безударная гласная я, которая не проверяется. Образуйте от них фамилии. Назовите их. Запишите фамилии в строчку через запятую, подчеркните безударные гласные. Как пишутся фамилии? весело – Веселов воробей – Воробьев мороз – Морозов собака – Собакин рябина - Рябинин | Выполняют задание устно (с большой буквы) Записывают фамилии у себя в тетради |
4. Закрепление изученного материала | (На слайде 3 картинки из сказок) Посмотрите на слайд. Из каких сказок эти картинки? А как будете писать эти слова? Какие слова пишутся с большой буквы? Составьте устно по одному предложению к каждой картинке. I ряд к 1 картинке, II ряд ко 2 и III ряд к 3. | Ответы детей, по желанию учителя (Золушка, Три поросёнка, Красная шапочка) С большой буквы (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название стран, населённых пунктов, рек, озёр пишутся с большой буквы, а также начало предложения). Ответы детей. С каждого ряда отвечает 1 ученик |
5. Физкультминутка | Давайте отдохнем. Все встаньте. Повторяйте за мной первый раз только движения, а во второй раз и слова и движения. В тёмном лесу есть избушка (шагают) Стоит задом наперёд. (Поворачиваются) В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом) Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом) Нос крючком, (наклоны) Глаза большие, (показывают) Словно угольки горят. («Фонарики») Ух, сердитая какая! (Бег на месте) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх). Молодцы! Присаживайтесь. | Выполнение физкультминутки |
6. Закрепление изученного материала | А сейчас начнем выполнять упражнение. Откройте учебник на странице 109ой (98). Упражнение 159. Прочитайте задание. Какие слова написаны с большой буквы? Объясни, почему. Спишите предложения. Подчеркните большую букву одной чертой. При списывании предложений цифры не ставить, авторство не писать (т.е. то, что написано в скобках) Кому задание не понятно? Тогда выполняем его. Упражнение 159. 1. Очень любит Галочка быструю скакалочку. (Иван Демьянов) 2. На свете есть котята – Касьянка, Том и Плут. (Ирина Токмакова) 3.Жили-были три поросёнка, три брата – Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. (Сергей Михалков) 4. Не ходите, дети, в Африку гулять! (Корней Чуковский) 5. Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин жили в деревне Простоквашино. А сейчас выполним задания. Возьмите простой карандаш. 1. Найдите и прочитайте три слова с буквосочетанием чк, как оно пишется? Проверьте, правильно ли написано. Подчеркните чк. 2. Найдите в учебнике и прочитайте три слова с буквосочетаниями жи, чу. Как они пишутся? Какие нам встретились слова, которые пишутся с большой буквы? Обменяйтесь тетрадями, проверьте карандашом. Верните друг другу тетради. Какие слова пишутся с большой буквы? | Один ученик вслух, остальные следят Отвечает один ученик (по выбору учителя) Выполняют задание в тетрадях, один ученик у доски (отметка) Ответы детей, выполнение задания 1. Галочка, скакалочка, Печкин; без мягкого знака 2. Жили-были, жили, Чуковский; жи – с буквой и, чу – с буквой у. Ответы детей(Очень, Галочка, На, Касьянка, Том, Плут, Жили-были, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, Не, Африка, Дядя, Фёдор, Матроскин, Шарик, Печкин, Простоквашино). Ответы детей, по правилу поднятой руки. (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название стран, населённых пунктов, рек, озёр пишутся с большой буквы, а также начало предложения). |
| Викторина А теперь отгадайте загадки, но отгадки говорите по правилу поднятой руки, затем запишите их у себя в тетради, большую букву подчеркните карандашом одной чертой. 1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и назвали…(Дюймовочка) Как правильно его записать? Запиши это слово на доске. 2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка) Как правильно его записать? Запиши это слово на доске. 3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит) Как правильно его записать? Запиши это слово на доске. 4. Как зовут малышей-коротышек из романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…) Как правильно их записать? Запиши эти слова на доске. | Ответы детей, запись в тетради и на доске (кто первый отгадает) |
Итог | Какие слова пишутся с большой буквы? Откройте дневники, запишите домашнее задание. С.110 упр.161(с.99). Откройте страницу, посмотрите задание, прочитайте его про себя. Что надо сделать? Кому не понятно? Выставление отметок. | Ответы детей, по правилу поднятой руки. (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название стран, населённых пунктов, рек, озёр пишутся с большой буквы, а также начало предложения). Записывают д\з, объясняют. |
Рефлексия | Раздаточный материал (лист с изображением ладони). А сейчас проведем самооценивание. Найдите ноготь на большом пальце, раскрасьте его, оценивая на сколько вы были сегодня аккуратны. Красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, синий – плохо. Ноготь на указательном пальце указывает на то, как вы умеете высказывать свои мысли, Ноготь на среднем пальце – усвоили материал, все ли получилось. На безымянном пальце – умения общаться с учителем и друг с другом. На мизинце – как вы были активны. А теперь покажите мне получившиеся руки. А вы знаете почему я выбрала именно руку? Потому что все в ваших руках. Насколько вы захотите изменить и улучшить свою жизнь, такие старания вы и будете предпринимать. На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу на уроке, до свидания! | |