СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                             Развитие речи дошкольника                                                                                                                                                    Язык народа - лучший,                                                                                                               никогда не увядающий                                                                                                               и вечно  вновь распускающийся                                                                                               цвет всей его жизни.                                                                                                                   К.Д. Ушинский

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. К году - первые слова, к двум - фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения. А впереди серьезная работа по освоению родного языка,письменной речи.Детям, с которыми я работаю, пошел шестой год. За это время в их речи появилось много новых слов и даже целых выражений. Ребенок чище и внятнее произносит звуки, которые еще совсем недавно не мог выговорить.Одним из важнейших условий эффективности обучения развития речи является чередование на одном занятии различных приемов обучения, 

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи дошкольника»

Развитие речи дошкольника

Язык народа - лучший,

никогда не увядающий

и вечно вновь

распускающийся

цвет всей его жизни.

К.Д. Ушинский


С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку

нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и

начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за

развитием речи ребенка. К году - первые слова, к двум - фразы, а в три года

малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством

общения. А впереди серьезная работа по освоению родного языка,

письменной речи.

Детям, с которыми я работаю, пошел шестой год. За это время в их

речи появилось много новых слов и даже целых выражений. Ребенок чище и

внятнее произносит звуки, которые еще совсем недавно не мог выговорить.

Одним из важнейших условий эффективности обучения развития речи

является чередование на одном занятии различных приемов обучения,

например, приемов, способствующих лучшему усвоению и запоминанию

материала, активизирующих поведение детей и поддерживающих устойчивое внимание. Такая классификация приемов во многом условна, но она позволяет четче оттенить особенности планирования и проведения занятий по развитию речи с 5-летними детьми.

На своих занятиях я использовала приемы, способствующие лучшему

усвоению материала.

1. Чередование хоровых и индивидуальных ответов позволяет вовлечь

в работу всех детей, обеспечивает каждому участнику занятия хорошую речевую нагрузку. Хоровыми могут быть ответы всех детей и большой (небольшой) подгруппы: только девочек или только мальчиков; детей, сидящих у окон или за первыми столами.

Например, скороговорки и чистоговорки с методическими рекомендациями - отличный материал для совершенствования техники речи.

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

Карл и Клары крал кораллы.

Клара у Карла украла кларнет.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Воробей с березы на дорогу - прыг!

Больше нет мороза, чик-чирик-чирик. Белые бараны били в барабаны.

Сочетание речевых ответов с практическими действиями детей. При

ознакомлении дошкольников с предметами, явлениями, их свойствами и качествами объяснения должны сочетаться с разнообразными действиями детей (например, предлагаю ощупать предмет, согнуть его, постучать по нему, погладить и покормить игрушку - животное, как еж свернулся). Этот прием способствует лучшему усвоению ребенком новых сведений, делает обстановку на занятии более разнообразной и интересной.

3. Использование разнообразных игровых моментов и ситуаций.

Игровые моменты могут носить самый различный характер. Так, например, составлению описательного рассказа по игрушке часто предшествует игра - инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые может позже использовать в своем ответе. При изучении английской песенки «Два котенка» использовала игру - инсценировку, где ребята были котятами, одна из них хозяйкой. Текст стихотворения детям запомнился быстро. К пяти годам собственное словесное творчество ребенка, произношение им «лепых-нелепиц» (спутник - путает, запутывает небо) становится особенно интенсивным. Дошкольник

творит, создает слова, он как бы играет, экспериментирует со словом, «обследуя» его. Блестящие тому подтверждения собрал в своей замечательной книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский. 5-летних детей недаром называют «почемучками». Все их вопросы направлены на утоление жажды познания - как можно быстрее обо всем узнать, все постичь. Вопросы «Зачем? Почему? Когда?» так и сыплются. «Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра, откуда берутся реки, моря, дети и т.д. Да, утомительно отвечать на вопросы детей. Но отвечать надо и отвечать терпеливо, серьезно. Не удовлетворяя детские «Почему?»,

мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие речи.

4. Обоснование ребенку необходимости выполнения задания. Этот прием приобретает особую значимость при многократном повторении однотипного речевого материала. В этом случае использую мотивы, имеющие для ребенка значимость в прежде всего затрагивающие его чувства. Например, если мы не предупредили мышонка, шуршащие листья привлекут внимание кошки Мурки. «Тише, тише, не шурши!» - шепчут дети мышонку. Мышонку шепчет мышь: «Ты что шуршишь, не спишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Сочетание обучающих упражнений с игровыми.

Использование этого приема значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес к материалу занятия. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными по характеру. Объясняя и показывая артикуляцию звука, упражнялись в произношении его.

Далее звук произносится, подражая шелесту листьев, сердитому гусю, шипящей змее и т.д.

2. Мотивированная оценка действий и ответов детей. Этот прием повышает стремление работать, вызывает желание ответить так же хорошо, как товарищ. Форма оценки обуславливается методикой каждого конкретного занятия. Например, чтобы получить пару зверят (мышат, ежат), ребенку надо попросить их у педагога, используя при этом в своей речи правильную грамматическую форму. Но чаще на занятии преобладают оценки - импровизации: «Как удачно ты сравнила - если развязать бант, волосы падают, как золотой дождь» - вряд ли можно сказать лучше; «Сегодня ты очень интересно рассказывал. После занятия я запишу этот рассказ и подарю твоей маме». Приятна детям оценка, которая исходит от присутствующего на

занятии персонажа сказки, рассказа. Она может быть выражена не только словесно, но и действием. («Очень выразительно ты рассказал, как котятки легли, свернувшись у крыльца»).

3. Подготовка детей к восприятию очередного отвечающего. Этот прием

особенно эффективен, в тех случаях, когда бывает необходимо многократное повторение одного и того же материала: при составлении рассказов по сюжетной картине, заучивании стихотворения, при отработке звукопроизношения. Такой прием разнообразит общение между педагогом и детьми, настраивая их на активное восприятие ответа товарища. Цель этого приема состоит еще и в том, чтобы ненавязчиво подсказать ребенку, что ему следует учесть при ответе (говорить чуть громче, не делать слишком длинных пауз). Например, «Сегодня утром мы с Катей учились выразительно читать стихотворение. Мне кажется, теперь она читает гораздо лучше, чем на прошлом занятии». .

4. Использование физкультурных пауз. Планируется специальная

физкультурная пауза. В процессе ее дети выполняют не физкультурные

упражнения, а разнообразные имитационные действия и движения:

изображают животное, о котором только что шел разговор (свертываются как ежи, прыгают как лягушки, ходят как цапли).

В возрасте 5-6 лет активно формируется словарь ребенка. Словарная работа осуществляется в форме игр и упражнений. Для обогащения и уточнения словаря используются следующие приемы:

а) называется предмет, действие, качество, интонационно выделяя

новое слово и предлагает повторить его (Да, мне тоже запомнился этот

заданию педагога наблюдают за животными, птицами, ухаживают за

животными. Накопленные детьми впечатления уточняются и

систематизируются (например, на итоговых занятиях «Что мы знаем о

птицах? Что мы знаем о рыбах?).

С детьми проводят беседы о животных. Им называют признаки,

существенные для формирования обобщенного представления о животных:

домашние животные живут рядом с человеком, не боятся его. Человек

создает необходимые условия для их жизни. Животные, выпущенные на

волю, гибнут или ищут новых хозяев. Приносят пользу;

дикие животные боятся человека. Строение их тела, окраска, поведение

приспособлены к условиям, в которых они живут. Многие животные могут

жить только в определенных климатических условиях.

Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки

родного языка. Однако у некоторых детей имеются такие недостатки, как

нечеткое произношение шипящих и сонорных звуков. Именно с этих звуков,

объединенных в пары на основе акустического или артикуляционного

сходства, целесообразнее начинать работу.

Бывает также, что произнося изолированный звук, ребенок неточно

выговаривает его в словах. Поэтому необходимо упражнять детей в

отчетливом произнесении звуков в любой позиции (в начале, середине, конце

слова), обращать внимание на то, как они произносят многосложные слова со

стечением нескольких согласных. Известно, что произнесение слов и фраз

шепотом требует более четкой артикуляции звуков. Эти задания нужно

непременно включать в занятия по воспитанию звуковой культуры речи.

Целесообразно использовать «шепотную речь» при заучивании наизусть,

когда дети читают стихотворение вместе с воспитателем. Этот прием

способствует и лучшему запоминанию текста, и отработке правильного

произношения всех звуков.

Четкое, правильное произношение звуков обеспечивается хорошо

развитым речевым слухом. На данном возрастном этапе особое внимание

следует уделять совершенствованию его важнейшего компонента -

фонематического слуха, т.е. отличать один звук от другого.

Для этого существуют специальные упражнения.

1. Например, на определение звука, который чаще других слышится в

словах рифмовки; на называние слов со звуком «ж» (ч, р, л - с опорой на

картинки, игрушки); на припоминание слов со звуком «з» (с, ц, в, ф -

заслонив губы листом бумаги); вперемежку называют два сходных по

звучанию звука (например, з и ж); а дети дают ответ действием,

характеризующим образ, с которым связан звук:

Ж - движение кистями обеих рук (летит жучок)

3 - отмахивающее движение кистью руки (отпугивание комара)

Ш - зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея)

С - движение, имитирующее умывание и т.д.

Вначале работаю со всей группой, затем, поддерживая интерес и

внимание детей к выполнению повторяющегося задания, слегка

видоизменяет его.

Теперь уже упражнение выполняют одни девочки, а мальчики

наблюдают и анализируют результаты, далее дети меняются ролями. Беру на

заметку тех, кто допускает ошибки, стараюсь выявить характер затруднений.

На последующих занятиях помогаю воспитанникам преодолевать эти

трудности.

2. Произношу 9-11 слов, содержащих сходные звуки, например ж - з, а

дети, как и в первом задании, дают ответ действием. При этом использую не

только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль -

зонт - озеро - жмурится - зеленый - желтый - завтра - издалека - жилет -

жужжит).

3. Предлагаю вниманию детей рифмовку. Читается 2-3 раза целиком

или нужный для работы отрывок. Затем прошу детей назвать слова,

содержащие определенный звук. Например, читается детям чешская

народная песенка в переводе С.Я. Маршака:

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось,

Ни крупинки не осталось.

Затем дважды повторяю четыре последние строки и прошу назвать

слово со звуком «ж». Наблюдения показали, что детям легче выполнить

задание, если используются «опорные» предметы. (Я поставила на стол три

пирамидки. Значит вам надо отыскать в песенке три слова со звуком «ж»), по

мере называния слов, убираю пирамидки. Потом предлагается детям второе

стихотворение, содержащее слова с парным звуком - з. И так же выставляет

нужное количество опорных предметов. В конце года включаются стихи,

содержащие слова с обоими дифференцируемыми звуками. И предлагается

набор из опорных предметов двух видов, например, пирамидок и елочек (по

количеству слов с тем и другим звуком).

Еж сидит с иглой под дубом:

«Подожди, пройдут дожди

За пушистой белой шубой

Через месяц приходи».

4. Предлагаю детям вспомнить и назвать разные слова, содержащие

определенный звук. Поощряю попытки припомнить названия действий

(глаголы), качеств (прилагательные), отношений (наречия). А чтобы детям

было интереснее выполнять задание, предлагаю называть слова по очереди.

5. Дидактическая игра «Цепочка слов». На мольберт выставляют 5-6

картинок, подобранных так, чтобы название следующего предмета

начиналось со звука, которым заканчивается предыдущее слово. Начиная

игру, переношу на фланелеграф одну из картинок, называю изображение и

предлагаю ребенку присоединить к картинке другую, искомую: автобус -

санки - игла - апельсин - наперсток - ключ - черепаха. В игре необходимо

соблюдать 2 правила: надо добавлять картинки по мере убывания,

поддерживая их постоянное количество - 4-5, если ребенок ошибся, следует

вернуть картинку на мольберт, предложить ему сесть на место, а через 2-3

хода вызвать еще раз.

6 . Упражнение детей в подборе близких по звучанию слов

(рифмующихся: птичка - синичка - невеличка). В процессе игры можно

провести соревнование «Кто больше назовет слов?».

В целях слухового внимания желательны упражнения типа «Кто

услышал больше?».

На занятиях по развитию речи отрабатываю также речевое дыхание.

При произнесении длинных фраз дети нередко нарушают плавность речи,

добирая воздух, заканчивая предложение на выдохе. Поэтому следует

предлагать им негромко, протяжно, на выдохе и как можно длительнее

произносить звуки и, у; звукоподражание ау; слово эхо целесообразно

использовать прием соревнования между девочками и мальчиками, между

детьми, сидящими в разных рядах. Совершенствованию речевого дыхания

способствует произнесение скороговорок.

Значение для развития ребенка яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребенок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей, о любви к Родине

Читайте народные казахские, русские сказки и сказки народов мира. Многие поколения детей воспитывались на сказках А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, С.Сейфуллина, Ж. Жабаева, А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, братьев Гримм, Перро. Андерсена.0 Художественная проза и поэзия пробуждает в ребенке лучшие чувства, такие как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!