СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивации и автономности учащихся в изучении иностранных языков

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развить интерес учащихся к изучению немецкого языка? Не секрет, что сегодня всё меньше и меньше детей, а вернее, их родителей выбирают немецкий язык. Данная работа была представлена на районном семинаре учителей немецкого языка.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации и автономности учащихся в изучении иностранных языков»

Развитие автономности учащихся в изучении иностранных языков Крупенкова Вера Арсентьевна МАОУ СОШ № 211 г. Новосибирск

Развитие автономности учащихся в изучении иностранных языков

Крупенкова Вера Арсентьевна

МАОУ СОШ № 211 г. Новосибирск

Учащиеся являются объектом обучающих воздействий учителя, «сосудами», которые надо наполнять знаниями. Процесс пассивной передачи знаний от учителя к ученику не позволяет личности самостоятельно развивать свои способности, активно и творчески пользоваться ими в жизни как своим приобретением.

Учащиеся являются объектом обучающих воздействий учителя, «сосудами», которые надо наполнять знаниями.

Процесс пассивной передачи знаний от учителя к ученику не позволяет личности самостоятельно развивать свои способности, активно и творчески пользоваться ими в жизни как своим приобретением.

Школа не может дать ученику знания, которых ему хватило бы на всю жизнь, но она может научить его добывать эти знания самостоятельно – в этом сегодня одна из главных задач школы. «Дайте человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научите его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь»,  – гласит древнекитайская мудрость, которая не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Школа не может дать ученику знания, которых ему хватило бы на всю жизнь, но она может научить его добывать эти знания самостоятельно – в этом сегодня одна из главных задач школы.

«Дайте человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научите его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь»,

– гласит древнекитайская мудрость, которая не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Автономия учащегося понимается как умение/способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности: ■ установление целей, ■ определение содержания, и последовательности, ■  выбор используемых методов и приемов, ■  управление процессом овладения, ■  оценка полученного результата.

Автономия учащегося понимается как умение/способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности:

■ установление целей,

■ определение содержания, и последовательности,

■ выбор используемых методов и приемов,

■ управление процессом овладения,

■ оценка полученного результата.

Несамостоятельные учащиеся тоже пользуются когнитивными стратегиями в процессе учебно-познавательной деятельности.  Их отличие от самостоятельных учащихся состоит в том, что они не ищут новых стратегий, если известные им стратегии оказываются не эффективными, и склоняются к тому, чтобы причину неудач искать в собственной неспособности. Естественным следствием такого поведения являются: развитие негативного отношения к изучению ИЯ, отказ от изучения ИЯ или твердое мнение о невозможности обучиться ИЯ.

Несамостоятельные учащиеся тоже пользуются когнитивными стратегиями в процессе учебно-познавательной деятельности.

Их отличие от самостоятельных учащихся состоит в том, что они не ищут новых стратегий, если известные им стратегии оказываются не эффективными, и склоняются к тому, чтобы причину неудач искать в собственной неспособности.

Естественным следствием такого поведения являются: развитие негативного отношения к изучению ИЯ, отказ от изучения ИЯ или твердое мнение о невозможности обучиться ИЯ.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.» Дистервег Особенно важным для реализации обучения, центрированного на ученике является развитие самостоятельности (автономии) учащихся через вооружение их личными стратегиями учебно-познавательной деятельности.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.»

Дистервег

Особенно важным для реализации обучения, центрированного на ученике является развитие самостоятельности (автономии) учащихся через вооружение их личными стратегиями учебно-познавательной деятельности.

Предпосылкой для становления самостоятельности может стать развитие и тренировка таких качеств как: • ответственность и обязательность выполнения полученного задания к определенному сроку через отчет за проделанную работу перед соучениками; • саморегулирование через выполнения графика запланированной работы; • анализ собственной учебно-познавательной деятельности посредством рефлексии; • самооценка и взаимооценка , например, посредством учебных заданий, к которым имеются ключи.

Предпосылкой для становления самостоятельности может стать развитие и тренировка таких качеств как:

ответственность и обязательность выполнения полученного задания к определенному сроку через отчет за проделанную работу перед соучениками;

саморегулирование через выполнения графика запланированной работы;

анализ собственной учебно-познавательной деятельности посредством рефлексии;

самооценка и взаимооценка , например, посредством учебных заданий, к которым имеются ключи.

 Недостаточно давать учащимся самостоятельную работу на дом и ограничиваться просто организацией проектной и групповой учебно-познавательной деятельности. Их нужно вооружить учебными стратегиями. Учебные стратегии – это шаги, которые делают учащиеся, с целью улучшить собственное обучение. Стратегии особенно важны для изучения языка, так как являются инструментами для активного самостоятельного обучения.

Недостаточно давать учащимся самостоятельную работу на дом и ограничиваться просто организацией проектной и групповой учебно-познавательной деятельности. Их нужно вооружить учебными стратегиями.

Учебные стратегии – это шаги, которые делают учащиеся, с целью улучшить собственное обучение.

Стратегии особенно важны для изучения языка, так как являются инструментами для активного самостоятельного обучения.

 В процессе педагогической деятельности приходится сталкиваться с противоречием: иногда отечественные УМК обеспечивают учащихся необходимым объёмом аутентичного языкового и речевого материала и информацией, но авторы УМК не дают учащимся рекомендаций или инструкций как обращаться с большим объёмом иноязычного материала.    В результате у большинства учащихся возникают трудности и, как следствие, пропадает интерес к предмету.  Диагностика уровня владения учебными стратегиями показала, что большинство учащихся понимают, что нужно предпринимать усилия для достижения результата, но более 60% не знают, как это сделать.  В своей практике они используют очень примитивный набор стратегий и, естественно, это не обеспечивает высокий результат.

В процессе педагогической деятельности приходится сталкиваться с противоречием: иногда отечественные УМК обеспечивают учащихся необходимым объёмом аутентичного языкового и речевого материала и информацией, но авторы УМК не дают учащимся рекомендаций или инструкций как обращаться с большим объёмом иноязычного материала.

В результате у большинства учащихся возникают трудности и, как следствие, пропадает интерес к предмету.

Диагностика уровня владения учебными стратегиями показала, что большинство учащихся понимают, что нужно предпринимать усилия для достижения результата, но более 60% не знают, как это сделать.

В своей практике они используют очень примитивный набор стратегий и, естественно, это не обеспечивает высокий результат.

  • Педагогам важно признать за учащимися право:
  • формулировать цели, определять свой стиль учения; учиться, зная, с какой целью организует учитель ту или иную учебно-познавательную деятельность; принимать активное участие в определении её форм и своего места в коллективном процессе приобретения знаний, умений и навыков; по-своему организовывать свою самостоятельную учебную деятельность; выбирать собственные (иногда не самые короткие) пути достижения на­меченной цели; работать в собственном ритме, режиме; иметь собственные интересы, потребности, приоритеты, которые учитель должен принимать и учитывать; иметь вопросы и задавать их; контролировать и оценивать процесс учения, делать ошибки и корректировать их; нести ответственность за результаты своего учения и самостоятельно принятые решения.
  • формулировать цели, определять свой стиль учения;
  • учиться, зная, с какой целью организует учитель ту или иную учебно-познавательную деятельность;
  • принимать активное участие в определении её форм и своего места в коллективном процессе приобретения знаний, умений и навыков;
  • по-своему организовывать свою самостоятельную учебную деятельность;
  • выбирать собственные (иногда не самые короткие) пути достижения на­меченной цели;
  • работать в собственном ритме, режиме;
  • иметь собственные интересы, потребности, приоритеты, которые учитель должен принимать и учитывать;
  • иметь вопросы и задавать их;
  • контролировать и оценивать процесс учения, делать ошибки и корректировать их;
  • нести ответственность за результаты своего учения и самостоятельно принятые решения.
Технология автономного изучения иностранного языка  С позиции учащегося развитие его автономности можно представить в следующей технологической схеме: 1. Мотивационный компонент и целеполагание. 2. Выбор средств и способов, то есть процессуальная сторона деятельности. 3. Конструирование личностного образовательного продукта, то есть  получение результата/продукта деятельности. 4. Самооценка результата/продукта. 5. Рефлексия самостоятельной деятельности способов ее организации. 6. Самоподдержка, включающая необходимую коррекцию. Следует отметить, что данная технологическая схема автономного изучения иностранного языка отражает оптимальную модель деятельности опытного идеального изучающего ИЯ.

Технология автономного изучения иностранного языка

С позиции учащегося развитие его автономности можно представить в следующей технологической схеме:

1. Мотивационный компонент и целеполагание.

2. Выбор средств и способов, то есть процессуальная сторона деятельности.

3. Конструирование личностного образовательного продукта, то есть

получение результата/продукта деятельности.

4. Самооценка результата/продукта.

5. Рефлексия самостоятельной деятельности способов ее организации.

6. Самоподдержка, включающая необходимую коррекцию.

Следует отметить, что данная технологическая схема автономного изучения иностранного языка отражает оптимальную модель деятельности опытного идеального изучающего ИЯ.

Стратегии, направленные на овладение языковым материалом , призваны облегчить и ускорить процесс усвоения и запоминания данных языковых явлений, а также улучшить работу памяти. К стратегиям этой группы относятся в том числе следующие:  подбор групп слов по тематическому принципу mind map или clustering;  создание ассоциативных связей, составление ассоциограмм;  использование контекста, составление рассказа о себе;  использование иллюстраций, изображение слов необычным способом;  регулярное повторение;  изготовление картотеки слов;  подчеркивание и маркирование;  выделение ключевых слов;  ведение записей;  составление плана;  обобщение;  актуализация знаний по проблеме, теме;  нахождение языковых закономерностей;  применение правил;  сравнение первого иностранного языка с родным и вторым ИЯ;  использование вспомогательной литературы.

Стратегии, направленные на овладение языковым материалом , призваны облегчить и ускорить процесс усвоения и запоминания данных языковых явлений, а также улучшить работу памяти.

К стратегиям этой группы относятся в том числе следующие:

  • подбор групп слов по тематическому принципу mind map или clustering;
  • создание ассоциативных связей, составление ассоциограмм;
  • использование контекста, составление рассказа о себе;
  • использование иллюстраций, изображение слов необычным способом;
  • регулярное повторение;
  • изготовление картотеки слов;
  • подчеркивание и маркирование;
  • выделение ключевых слов;
  • ведение записей;
  • составление плана;
  • обобщение;
  • актуализация знаний по проблеме, теме;
  • нахождение языковых закономерностей;
  • применение правил;
  • сравнение первого иностранного языка с родным и вторым ИЯ;
  • использование вспомогательной литературы.
Стратегии, цель которых — помочь учащимся правильно употреблять те или иные уже изученные языковые явления: выдвижение гипотез; раскрытие значений слов по контексту; составление мысленного плана высказывания; описание незнакомого слова; порождение новых слов, словообразование; использование синонимов, антонимов, и нтернационализмов; просьба о помощи; использование мимики и жестов и др.; анализ структуры дискурса; выделение в тексте-образце и тренировка характерных для определенного дискурса языковых и речевых средств.

Стратегии, цель которых — помочь учащимся правильно употреблять те или иные уже изученные языковые явления:

  • выдвижение гипотез;
  • раскрытие значений слов по контексту;
  • составление мысленного плана высказывания;
  • описание незнакомого слова;
  • порождение новых слов, словообразование;
  • использование синонимов, антонимов, и нтернационализмов;
  • просьба о помощи;
  • использование мимики и жестов и др.;
  • анализ структуры дискурса;
  • выделение в тексте-образце и тренировка характерных для определенного дискурса языковых и речевых средств.
SOS-стратегии (Стратегии, помогающие активному и прочному овладению грамматическими структурами ИЯ):  наблюдение за тем, как функционирует грамматическая структура, какое коммуникативное намерение реализует она;  поиск и маркирование структуры в тексте;  упорядочение признаков структуры;  систематизация признаков структуры;  самостоятельный вывод собственного правила или выбор наиболее подходящей его формулировки из предложенных учителем, либо вывод правила путем заполнения пропусков в его краткой формулировке.

SOS-стратегии

(Стратегии, помогающие активному и прочному овладению грамматическими структурами ИЯ):

  • наблюдение за тем, как функционирует грамматическая структура, какое коммуникативное намерение реализует она;
  • поиск и маркирование структуры в тексте;
  • упорядочение признаков структуры;
  • систематизация признаков структуры;
  • самостоятельный вывод собственного правила или выбор наиболее подходящей его формулировки из предложенных учителем, либо вывод правила путем заполнения пропусков в его краткой формулировке.
Стратегии, направленные на планирование учащимися собственной учебной деятельности: определение собственных целей учения; планирование процесса учения; контроль за процессом учения; определение наиболее оптимальных путей усвоения лексических и грамматических знаний, понимания текстов и т. д.

Стратегии, направленные на планирование учащимися собственной учебной деятельности:

  • определение собственных целей учения;
  • планирование процесса учения;
  • контроль за процессом учения;
  • определение наиболее оптимальных путей усвоения лексических и грамматических знаний, понимания текстов и т. д.
Стратегии, направленные на организацию самостоятельной работы вне урока:  умение планировать время;  умение оборудовать рабочее место;  умение ранжировать по трудности задачи, решаемые самостоятельно;  умение чередовать трудности и делать перерывы в работе; умение подбодрить себя и наградить за успех.

Стратегии, направленные на организацию самостоятельной работы вне урока:

  • умение планировать время;
  • умение оборудовать рабочее место;
  • умение ранжировать по трудности задачи, решаемые самостоятельно;
  • умение чередовать трудности и делать перерывы в работе;
  • умение подбодрить себя и наградить за успех.
Социальные стратегии: умение задавать вопросы с целью получить дополнительное объяснение, проверить корректность собственного высказывания и т. д.; умение работать в парах, группах; умение наблюдать и анализировать работу партнеров, делать выводы; умение перевоплощаться, понимать чужую культуру.

Социальные стратегии:

  • умение задавать вопросы с целью получить дополнительное объяснение, проверить корректность собственного высказывания и т. д.;
  • умение работать в парах, группах;
  • умение наблюдать и анализировать работу партнеров, делать выводы;
  • умение перевоплощаться, понимать чужую культуру.
Аффективные стратегии: снижение, снятие стресса; умение расслабиться, в том числе с помощью музыки, смеха, положительных эмоций; умение подбодрить себя, вознаградить за успех; регистрация собственных чувств, эмоций как положительных, так и отрицательных; ведение дневника с целью описать и проанализировать собственный процесс учения и т. д.

Аффективные стратегии:

  • снижение, снятие стресса;
  • умение расслабиться, в том числе с помощью музыки, смеха, положительных эмоций;
  • умение подбодрить себя, вознаградить за успех;
  • регистрация собственных чувств, эмоций как положительных, так и отрицательных;
  • ведение дневника с целью описать и проанализировать собственный процесс учения и т. д.
“ Mit allen Mitteln wuchern” ■  просьба о помощи; ■ использование родного языка; ■ мимика и жесты; ■ избегать определенные темы разговора; ■ смена темы разговора; ■ использование слов, близких по значению; ■ изобретение новых слов; ■ использование «пустых» слов; ■ использование описаний и синонимов.

Mit allen Mitteln wuchern”

просьба о помощи;

использование родного языка;

мимика и жесты;

избегать определенные темы разговора;

смена темы разговора;

использование слов, близких по значению;

изобретение новых слов;

использование «пустых» слов;

использование описаний и синонимов.

 При подготовке к уроку я придерживаюсь алгоритма 8 шагов.  1. Определение потребностей учащихся и количества времени. 2. Выбор стратегии. 3. Интеграция работы над стратегиями. 4. Учёт возможных мотивационных проблем. 5. Подготовка материалов и упражнений. 6. Полная ознакомительная работа. 7. Оценка работы над стратегиями.  8. Повторение пройденного.  Первые пять являются подготовительными.

При подготовке к уроку я придерживаюсь алгоритма 8 шагов.

  • 1. Определение потребностей учащихся и количества времени.
  • 2. Выбор стратегии.
  • 3. Интеграция работы над стратегиями.
  • 4. Учёт возможных мотивационных проблем.
  • 5. Подготовка материалов и упражнений.
  • 6. Полная ознакомительная работа.
  • 7. Оценка работы над стратегиями.
  • 8. Повторение пройденного.

Первые пять являются подготовительными.

 В заключении хочется сказать, что тема формирования учебных стратегий универсальна, так как она может осуществляться при использовании различных технологий. По мнению Мартина Веста, «иностранному языку нельзя обучить, ему можно только научиться.»  Формирование учебных стратегий помогает ученикам почувствовать себя успешным участником образовательного процесса.

В заключении хочется сказать, что тема формирования учебных стратегий универсальна, так как она может осуществляться при использовании различных технологий. По мнению Мартина Веста, «иностранному языку нельзя обучить, ему можно только научиться.»

Формирование учебных стратегий помогает ученикам почувствовать себя успешным участником образовательного процесса.

Vielen Dank!

Vielen Dank!

Список литературы

Список литературы

   Шубкина Т. Н. Деятельность учителя иностранного языка по формированию универсальных учебных действий и индивидуальных учебных стратегий. Индивидуализация и дифференциация обучения./ И.Э. Унт. - М. : Педагогика, 1990. Осмоловская, И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. - М. : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2004.   Шубкина Т. Н. Гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса. Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.  Aschemann, B. Vierzig Wege der Binnendifferenzierung für heterogene LernerInnen-Gruppen. - Graz 2011, bm:uk Ballweg, S. Drumm, S. Hufeisen, B. Klippel, J. Pilypaityte, L.  Wie lernt man die Fremdsprache Deutsch?

Шубкина Т. Н. Деятельность учителя иностранного языка по формированию универсальных учебных действий и индивидуальных учебных стратегий.

Индивидуализация и дифференциация обучения./ И.Э. Унт. - М. : Педагогика, 1990.

Осмоловская, И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. - М. : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2004.

  Шубкина Т. Н. Гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса.

Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Aschemann, B. Vierzig Wege der Binnendifferenzierung für heterogene LernerInnen-Gruppen. - Graz 2011, bm:uk

Ballweg, S. Drumm, S. Hufeisen, B. Klippel, J. Pilypaityte, L. Wie lernt man die Fremdsprache Deutsch?

Всякое знание остаётся мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.  Н.А. Умов

Всякое знание остаётся мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н.А. Умов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!