Развитие свободной личности на уроках математики
Подготовила учитель математики
МБОУ Школы №32, г.Балашихи
Мурадова Е.А.
Человек не рождается совершенным. Он рождается незавершенным .Он рождается как процесс.Он должен искать и исследовать, он должен становится , потому что его сущность возникает только через становление.
С самого рождения человек находится в постоянном поиске истины. Истина же искомая нами реализуется в три этапа: потребление, независимость и творчество.
Первый этап – это перерабатывание известного материала, накопление знаний-это «резервуар».
И когда достаточно «пищи», происходит рост личности и наступает вторая стадия- независимость. Пришло время дерзаний: личность становится свободной. Но свобода для чего?
Свобода по моему имеет два аспекта: первый- свобода «от» и второй- свобода «для»…Многие люди стараются достичь первой свободы, свободы от родителей, учителей, организации и т.д., свободы от всех видов « тюрьмы». Но для чего? Это лишь негативный аспект свободы.
А человек, на мой взгляд, должен стремиться узнать позитивный аспект свободы: «свободу создавать», «свободу быть», «свободу выражать», «свободу решать», «свободу творить» и т.д., и т.п.. И это есть третья стадия- творчество. Только творческие люди красивы, потому что только творческие люди знают великолепие жизни, во всех ее красках и проявлениях, они живут в целостности.
А школьный процесс обучения, это только часть жизненного пути каждого из учащихся. И одной из главных задач нас педагогов, по моему, является развитие свободной личности в ее позитивном аспекте.
Начиная с первого класса ученики вступают на первую стадию развития- потребление. Происходит закладка основ, идет накопление определенного багажа знаний.
Приближаясь к средней школе процесс накопления продолжается и наша задача трансформируется в подталкивании ученика ко второй стадии, стадии независимости. Этого можно добиться путем разнообразия уроков. Так урок- семинар, где подготовившиеся ученики могут сами давать знания, сменит урок-лекция, затем может быть самостоятельная работа учащихся, причем это могут быть семинары, математические сочинения, математические синквейны, самостоятельное изучение темы по предложенному учителем плану. Но самое главное, что учит учащихся независимости и свободе мнений и решений- это урок-диалог. Мы учителя должны быть мастерами импровизации, нестандартных подходов к любому виду деятельности. Наша главная цель- научить учащихся учиться критически осмысливать окружающий мир(от критического анализа текста учебника, книги, решения задачи до выработки собственного мнения по любой обсуждаемой проблеме).
Так изложение нового материала я стараюсь осуществлять логически завершенными крупными блоками, расчлененными на отдельные самостоятельные части. В процессе совместной работы над изучаемой темой, я использую и проблемные ситуации, и привлечение жизненного опыта учащихся, исторические сведения. Как правило после объяснения следует хорошо продуманная целесообразная система вопросов, устных упражнений, которая обеспечивает обратную связь с учащимися.
И еще, мы должны всегда идти в ногу со временем и быть « модными» в хорошем смысле этого слова. К примеру все мы знаем о популярности вебквестов у наших детей, так почему же не использовать их на уроках, как обобщение по теме. Поверьте это очень интересно и увлекательно…
К слову на таких нестандартных уроках учащиеся переступают и третью стадию- творчество, что на мой взгляд способствует постепенному развитию свободной личности.
А за стенами родной школы огромный мир, с его многообразием жизненных проблем и многогранностью жизненных ситуаций. И то умение нетрадиционным способом разрешить ту или иную задачу, данное учащемуся на уроках математики в простой общеобразовательной школе, безусловно будет огромной подмогой для него противостоять « океану» жизни.
И дальнейшее становление и развитие его, как свободной личности, его движение вперед к становлению, будет являться высшей наградой за наши труды!