Развитие коммуникативных умений школьников при решении задач.
Решение физических задач имеет образовательное значение, т.к. оно способствует усвоению учащимися курса физики. Обучение учащихся решению задач позволяет формировать у них определенные виды деятельности, связанные с применением знаний в конкретных ситуациях. Эти виды деятельности могут формироваться как на алгоритмическом, так и на творческом уровне.
В настоящее время однозначного и общепринятого понятия «задача» в методике обучения физике не существует. Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики, с использованием в процессе решения логических умозаключений, физического эксперимента и математических действий.
В процессе решения задач знания учащихся конкретизируются, создается понимание сущности явлений, физические понятия и величины приобретают реальный смысл, у ученика появляется способность рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное и отбрасывать несущественное.
Любая задача начинается с ее формулировки; ученик должен представить задачу в своем сознании так, чтобы затем сумел выделить три главных элемента (части) задачи: неизвестное, данные и условие задачи. Рекомендуется постоянно ставить вопросы: что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Указанные вопросы играют роль первоначального импульса, побуждая ученика к необходимым мыслительным процессам. Выработка умения осмысливать условие задачи, выделять главные ее элементы, вводить символику для искомого и данных задачи должно уделяться особенно большое внимание на самой начальной стадии обучения решению задач в школе любого профиля.
Следую общему методу решения, от конца к началу, необходимо установить связь искомого неизвестного с данными задачи. Самым главным отправным пунктом в результате рассмотрения физики явления и использования технологических операций мышления при решении является выработка основной идеи подхода к решению. Источником такой идеи являются теоретические знания физики и опыт решения, приобретенный при решении задач под руководством учителя, а также умения мыслить при постановке вопросов, требующих мыслительной деятельности. Применительно к физике могут быть поставлены такие вопросы: нельзя ли припомнить какой-нибудь аналогичный и уже известные вам опытный факт, пример из области техники или природных явлений? В случае отсутствия у ученика умения мобилизовать свои знания следует перейти к совершенно конкретным вопросам наподобие: какое здесь движение? Какие действуют силы? Как определить ускорение? Методика постановки вопросов должна учитывать уровень развития ученика и его индивидуальные особенности.
НАПРИМЕР: Вычислите скорость лыжника, прошедшего
путь 20 км за 3 часа.
Решение любой задачи включает в себя несколько этапов. В коррекционной школе целесообразно воспользоваться таблицей с этапами решения задач.
Этапы решения задач.
Чтение и уяснения условия.
Краткая запись условия задачи
Перевод, заданных, физических величин в систему единиц (СИ)
Анализ описанной в ней, заданной ситуации
Составление плана решения, запись уравнения, решение задачи в общем виде
Вычисление
Ответ
1 этап – чтение и уяснение условия. Учитель предлагает всем учащимся прочитать условие задачи (один читает вслух, другие следят за ним). Этот пункт необходим в нашей школе, т.к. у детей очень плохая техника чтения. Текст читается без спешки, при необходимости повторяется, учащимся разъясняются незнакомые слова и понятия (это задача простая, все слова знакомы для 7 класса). Определяем, что известно по условию задачи. Можно представить эту задачу в виде рисунка (на доске). Обсуждаем этот рисунок. Из обсуждения становится ясно, понятно условие задачи учащимся или нет. Из практики работы над задачами можно сказать, что необходимо задавать учащимся хотя бы 2-3 вопроса по тексту для выяснения понимания сущности задачи школьниками.
2 этап – краткая запись. Прошу вспомнить, какими буквами обозначают путь, скорость, время. Затруднения у детей вызывают буквенные обозначения величин, единицы измерения, формулы. Для их запоминания составляем таблицу физических величин, которую впоследствии заполняют сами учащиеся при изучении различных тем.
3 этап – перевод заданных значений физических величин в систему СИ.
К выполнению этого этапа следует приучать учеников с начальных классов. Очень трудный этап для учащихся нашей школы. Для его облегчения в классе есть справочник по переводу единиц, составленный на основании учебников по физике 7 – 9 классов.
4 этап – анализ описанной в ней задачной ситуации. Для анализа задачной ситуации можно схематически представить задачу на доске, нарисовав лыжника, отметив расстояние на оси ОХ.
5 этап – создание математической модели решения задачи (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде).
Учащимся задается вопрос: Как определить скорость движения? Предполагаемый ответ: «Чтобы найти скорость надо расстояние разделить на время» Для того, чтобы дети правильно отвечали на такие вопросы необходимо подготовить опору для ответа: Чтобы найти… надо…
6 этап – вычисление. После записи формулы спрашиваем, все ли величины есть для решения задачи? Можно решать задачу? Подставляем все величины, вычисляем.
7 этап – проверка ответа и анализ. При анализе ответа устанавливаем его реальность.
Очень большое значение имеет решение задач для развития коммуникативных умений учащихся, для развития их логического, теоретического, научно-технического мышления, для формирования умения делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, использовать аналогии и эвристические приемы.
Решение задач вопросов. Решение подобных задач требует от учащихся не формального перечисления признаков понятия, а их применения для объяснения явления. При этом происходит уточнение признаков понятия. В процессе ответа ученик должен раскрыть сущность явления. А отсюда последует и само объяснение явления. Если признаки понятия не усвоены или усвоены неверно, объяснение вопроса или решение задачи вызовет затруднения и ученик должен будет снова посмотреть § учебника и после этого повторно вернуться к поискам ответа на поставленный вопрос.
План деятельности учителя при решении задач по физике в школе слабослышащих:
Проверить, что все слова из условия поняты учащимися и понятно то, что происходит в задаче. (Для этого необходимо задать 3-5 вопросов по тексту задачи.)
Со слов учащихся записывается краткое условие задачи на доске (учащиеся делают такую запись в тетради).
Наводящими вопросами направить учащихся на перевод единиц в систему СИ.
С помощью учащихся схематически представить задачу на доске (если необходимо).
Ведя диалог с учащимися записать решение задачи с помощью формул.
Вычисление значений предоставить учащимся (если этот пункт вызовет затруднения, то необходимо показать, как это делается)
С помощь рассуждений, вместе с учащимися проверить реальность ответа.