СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных умений школьников при решении задач.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читая условие задачи по физике, ребята не видят за словами картинку происходящего, и  моя задача,  вместе с ними представить ее. Учащиеся нашей школы не понимают смысл многих слов и нам важно  найти объяснение им  так, чтобы задача в конечном итоге было понята и решена. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных умений школьников при решении задач.»

Развитие коммуникативных умений школьников при решении задач.


Решение физических задач имеет образовательное значение, т.к. оно способствует усвоению учащимися курса физики. Обучение учащихся решению задач позволяет формировать у них определенные виды деятельности, связанные с применением знаний в конкретных ситуациях. Эти виды деятельности могут формироваться как на алгоритмическом, так и на творческом уровне.

В настоящее время однозначного и общепринятого понятия «задача» в методике обучения физике не существует. Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики, с использованием в процессе решения логических умозаключений, физического эксперимента и математических действий.

В процессе решения задач знания учащихся конкретизируются, создается понимание сущности явлений, физические понятия и величины приобретают реальный смысл, у ученика появляется способность рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное и отбрасывать несущественное.

Любая задача начинается с ее формулировки; ученик должен представить задачу в своем сознании так, чтобы затем сумел выделить три главных элемента (части) задачи: неизвестное, данные и условие задачи. Рекомендуется постоянно ставить вопросы: что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Указанные вопросы играют роль первоначального импульса, побуждая ученика к необходимым мыслительным процессам. Выработка умения осмысливать условие задачи, выделять главные ее элементы, вводить символику для искомого и данных задачи должно уделяться особенно большое внимание на самой начальной стадии обучения решению задач в школе любого профиля.

Следую общему методу решения, от конца к началу, необходимо установить связь искомого неизвестного с данными задачи. Самым главным отправным пунктом в результате рассмотрения физики явления и использования технологических операций мышления при решении является выработка основной идеи подхода к решению. Источником такой идеи являются теоретические знания физики и опыт решения, приобретенный при решении задач под руководством учителя, а также умения мыслить при постановке вопросов, требующих мыслительной деятельности. Применительно к физике могут быть поставлены такие вопросы: нельзя ли припомнить какой-нибудь аналогичный и уже известные вам опытный факт, пример из области техники или природных явлений? В случае отсутствия у ученика умения мобилизовать свои знания следует перейти к совершенно конкретным вопросам наподобие: какое здесь движение? Какие действуют силы? Как определить ускорение? Методика постановки вопросов должна учитывать уровень развития ученика и его индивидуальные особенности.

НАПРИМЕР: Вычислите скорость лыжника, прошедшего

путь 20 км за 3 часа.

Решение любой задачи включает в себя несколько этапов. В коррекционной школе целесообразно воспользоваться таблицей с этапами решения задач.

Этапы решения задач.

  1. Чтение и уяснения условия.

  2. Краткая запись условия задачи

  3. Перевод, заданных, физических величин в систему единиц (СИ)

  4. Анализ описанной в ней, заданной ситуации

  5. Составление плана решения, запись уравнения, решение задачи в общем виде

  6. Вычисление

  7. Ответ

1 этап – чтение и уяснение условия. Учитель предлагает всем учащимся прочитать условие задачи (один читает вслух, другие следят за ним). Этот пункт необходим в нашей школе, т.к. у детей очень плохая техника чтения. Текст читается без спешки, при необходимости повторяется, учащимся разъясняются незнакомые слова и понятия (это задача простая, все слова знакомы для 7 класса). Определяем, что известно по условию задачи. Можно представить эту задачу в виде рисунка (на доске). Обсуждаем этот рисунок. Из обсуждения становится ясно, понятно условие задачи учащимся или нет. Из практики работы над задачами можно сказать, что необходимо задавать учащимся хотя бы 2-3 вопроса по тексту для выяснения понимания сущности задачи школьниками.

2 этап – краткая запись. Прошу вспомнить, какими буквами обозначают путь, скорость, время. Затруднения у детей вызывают буквенные обозначения величин, единицы измерения, формулы. Для их запоминания составляем таблицу физических величин, которую впоследствии заполняют сами учащиеся при изучении различных тем.

3 этап – перевод заданных значений физических величин в систему СИ.

К выполнению этого этапа следует приучать учеников с начальных классов. Очень трудный этап для учащихся нашей школы. Для его облегчения в классе есть справочник по переводу единиц, составленный на основании учебников по физике 7 – 9 классов.

4 этап – анализ описанной в ней задачной ситуации. Для анализа задачной ситуации можно схематически представить задачу на доске, нарисовав лыжника, отметив расстояние на оси ОХ.

5 этап – создание математической модели решения задачи (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде).

Учащимся задается вопрос: Как определить скорость движения? Предполагаемый ответ: «Чтобы найти скорость надо расстояние разделить на время» Для того, чтобы дети правильно отвечали на такие вопросы необходимо подготовить опору для ответа: Чтобы найти… надо…

6 этап – вычисление. После записи формулы спрашиваем, все ли величины есть для решения задачи? Можно решать задачу? Подставляем все величины, вычисляем.

7 этап – проверка ответа и анализ. При анализе ответа устанавливаем его реальность.

Очень большое значение имеет решение задач для развития коммуникативных умений учащихся, для развития их логического, теоретического, научно-технического мышления, для формирования умения делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, использовать аналогии и эвристические приемы.

Решение задач вопросов. Решение подобных задач требует от учащихся не формального перечисления признаков понятия, а их применения для объяснения явления. При этом происходит уточнение признаков понятия. В процессе ответа ученик должен раскрыть сущность явления. А отсюда последует и само объяснение явления. Если признаки понятия не усвоены или усвоены неверно, объяснение вопроса или решение задачи вызовет затруднения и ученик должен будет снова посмотреть § учебника и после этого повторно вернуться к поискам ответа на поставленный вопрос.

План деятельности учителя при решении задач по физике в школе слабослышащих:

  1. Проверить, что все слова из условия поняты учащимися и понятно то, что происходит в задаче. (Для этого необходимо задать 3-5 вопросов по тексту задачи.)

  2. Со слов учащихся записывается краткое условие задачи на доске (учащиеся делают такую запись в тетради).

  3. Наводящими вопросами направить учащихся на перевод единиц в систему СИ.

  4. С помощью учащихся схематически представить задачу на доске (если необходимо).

  5. Ведя диалог с учащимися записать решение задачи с помощью формул.

  6. Вычисление значений предоставить учащимся (если этот пункт вызовет затруднения, то необходимо показать, как это делается)

  7. С помощь рассуждений, вместе с учащимися проверить реальность ответа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!